Потеря таможенно-тарифной ориентации

В условиях кризиса неясность c "ответственным" за таможенно-тарифное регулирование не добавляет стабильности. Неразбериха и непрозрачность при принятии решений может создать условия для новых "бунтов" сродни "автомобильному" на Дальнем Востоке

Москва. 30 декабря. IFX.RU - Уходящий год ознаменовался полнейшей дезориентацией бизнеса в вопросах того, по какой схеме в России принимаются решения в сфере таможенно-тарифной политики. Если до мая 2008 года решение готовило одно ведомство, утверждала одна правительственная комиссия, а подписывал премьер, то сейчас за политику в этой сфере ответственны два ведомства, одна комиссия, одна рабочая группа и два первых вице-премьера. Проследить цепочку попадания проекта постановления на стол премьеру стало практически невозможно.

Непрозрачность в принятии решений, а также отсутствие конкретного ответственного за диалог с бизнесом уже стоила правительству "автомобильных бунтов" на Дальнем Востоке.

Достаем калькулятор, и пропадаем!

Подписанное премьер-министром Владимиром Путиным 5 декабря решение о повышении пошлин на новые и подержанные иномарки юридическими лицами было встречено участниками рынка спокойно. Никто пока не призывал к бунтам, выходу на площади и перекрытию строительства нефтепровода ВСТО. Дело в том, что к решению рынок был готов давно. Тема с повышением пошлин на подержанные авто обсуждалась последние несколько лет, а относительно свежая для рынка идея - повысить пошлины на новые авто - стала известна за месяц до публикации постановления, из небольшого сообщения по итогам заседания правительственной комиссии по таможенно-тарифной политике. Несмотря на то, что сообщение было составлено довольно путанным, (например размеры специфических ставок для новых автомобилей и адвалорных для подержанных всех видов в нем прописаны не были), сигнал рынку был послан вовремя. Бизнес, а это, прежде всего, крупные импортеры и дилеры, были готовы к новым правилам игры.

Гром грянул 12 декабря, когда правительство опубликовало постановление о повышении пошлин на ввоз автомобилей физическими лицами с 12 января. Многие СМИ даже не удостоили сообщение внимания, так как не идентифицировали документ как что-то новое. Между тем для частных перевозчиков, основной костяк которых сосредоточен на Дальнем Востоке, он означал приглашение к участию в увлекательной игре под названием "растаможьте еще идущую или уже стоящую в порту машину за 14 рабочих дней, или договаривайтесь с таможней".

"Так ребята, читаем, достаем калькулятор, и пропадаем", - так начинались подсчеты убытков на таможенных форумах в день публикации постановления. Недовольства бизнесу добавляло ощущение того, что правительство хотело скрыть сам факт введения с 12 января новых правил игры, опубликовав решение "по-тихому". Когда перевозчики оторвались от калькуляторов и поняли, что за каждую машину придется доплачивать от 2,5 до 10 тыс. евро и выше, на Дальнем Востоке появились очаги стихийного недовольства. Среди требований протестующих были перенос вступления постановления на 2 месяца и диалог с бизнесом.

Поговори со мной

Не то что бы власть совсем не хочет идти на диалог. Наоборот, первый вице-премьер и глава правительственной комиссии по таможенно-тарифной политике Виктор Зубков не раз заявлял о готовности обсуждать с бизнесом все решения. Предполагалось, что при комиссии будет создан специальный экспертный совет, в который войдут представители от различных отраслей промышленности. Идеи о введении пошлин или их отмене будут публично обсуждаться, а мнение бизнеса при принятии решений - учитываться.

Благая идея столкнулась с трудностями при реализации. Комиссия собирается примерно раз в месяц, в нее входят ведущие министры, она принимает с десяток решений и физически выслушать всех представителей от бизнеса и вникнуть в проблемы, скажем, производителей оборудования для заточки ножей, не может. Подобные вещи проще осуществить на площадке министерств, что раньше и делалось, но после мая 2008 года все усложнилось - так как до сих пор не понятно, кто главный в таможенно-тарифном регулировании, Минэкономразвития или Минпромторг.

У семи нянек - дитя без глаза

Случись повышение пошлин на авто до мая 2008 года, можно было твердо сказать, кто внес постановление в правительство (Минэкономразвития), кто созвал комиссию и направил постановление на подпись к премьеру (Алексей Кудрин, на тот момент глава правкомисии), кто подписал - премьер-министр. В нынешней ситуации проследить цепочку решений гораздо сложнее.

Беспорядок начался в мае, когда одновременно с реформированием кабинета министров, указом президента полномочия по регулированию торговой деятельности были переданы из Минэкономразвития в новое ведомство - Минпромторг. Из текста указа было не ясно - кому достанется выработка предложений в сфере таможенно-тарифной политики?

В начале июня вышло положение о министерствах - Библия для чиновников, по пунктам которой можно замерять влиятельность того или иного ведомства. В итоге, Минпромторгу перешли функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, проведение антидемпинговых расследований, а также меры нетарифного регулирования - фактически вся предварительная подготовка по введению или отмене пошлин.

В свою очередь, в положении о Минэкономразвития было прописано, что ведомство осуществляет функции по таможенно-тарифному регулированию, но до 1 августа 2008 года вносит в правительство предложения об их передаче Минпромторгу. На дворе уже конец декабря, а этот пункт до сих пор указан в положении о министерстве.

Какое ведомство сейчас вправе вносить в правительство проект постановления о введении или отмене различного вида пошлин - не ясно, но на практике часть решений готовит Минпромторг, часть - Минэкономразвития.

Кому рыбу и овощи?

Параллельно развивалась тема с таможенно-тарифным и нетарифным регулированием в сфере сельскохозяйственной и рыбной продукции.

Указом от 12 мая президент Дмитрий Медведев передал эти функции в Минсельхоз. Указом от 30 мая исключил из перечня рыбную продукцию, а указом от 24 июля - сельскохозяйственную. При этом участники рынка вольны гадать: куда переданы функции по подготовке проектов тарифных решений в этой сфере? Может быть, они никуда не переданы? Может быть, они автоматически перешли к Минэкономразвития? А может быть они автоматически переданы Минпромторгу? А может быть, под грифом ДСП, их передали премьеру или первому вице-премьеру? В любом случае официальных постановлений и указов на этот счет больше не появлялось.

По два на сферу

Произошли ротации и на уровне правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Эта комиссия - своеобразная "предпоследняя ступень" при принятии решений. Она рассматривает предложения министерств и рекомендует премьер-министру для подписания.

Летом вместо министра финансов Алексея Кудрина комиссию возглавил первый вице-премьер Виктор Зубков. Но одновременно с этим в сферу ответственности еще одного первого вице-премьера - Игоря Шувалова - включили регулирование государственной тарифной политики (речь не о тарифах монополий, они стоят в полномочиях И.Шувалова отдельно). До последнего времени И.Шувалов также активно комментировал различные тарифные решения, включая пошлины на автомобили. Так что даже на уровне первых вице-премьеров не совсем понятно, кто "главный по пошлинам".

Апофеоз путаницы пришелся на середину декабря. Тогда вышло постановление правительства, в котором было прописано, что в исключительных случаях, требующих оперативного решения, проект постановления о введении или отмене тех или иных пошлин может вноситься с протоколом заседания рабочей группы комиссии по таможенно-тарифной политике. То есть теперь, для того, чтобы принять решение, к примеру, о введении заградительных пошлин на ввоз импортной одежды, достаточно будет решения некоей рабочей группы, состав и регламент работы которой не прописан ни в каких официально опубликованных правительственных документах.

Кто следующий?

Неясность с субординацией привлекла к конфликту ведомств. Ранее Минэкономразвития в преддверии заседаний правительственной комиссии или по ее итогам публиковало обсуждаемые темы. В итоге у бизнеса был шанс подготовиться, минимизировать риски или внести в ведомство свои расчеты, которые могли бы повлиять если не на принятие решений, то хотя бы на сроки вступления в силу тех или иных постановлений.

Теперь, как в случае с пошлинами на ввоз автомобилей частными лицами, о том, что твой бизнес "отменили", можно узнать в последний момент. В условиях кризиса это не добавляет стабильности в прогнозировании рисков бизнес-сообществом. А в условиях антикризисного пересмотра "в ручном режиме" ввозных и вывозных пошлин неразбериха и непрозрачность в сфере выработки решений может создать условия для новых "бунтов": "челночного", "одежного", "алкогольного", "обувного".

В России потеря бизнеса - событие не экстраординарное, но даже тот, кто к нему морально готов, хочет быть предупрежденным заранее.

/IFX.RU/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Сбербанк улучшил прогноз курса рубля на 2017 годСбербанк улучшил прогноз курса рубля на 2017 год
В банке ожидают, что на фоне подорожавшей нефти в 2017 году рубль укрепится до 58,2 руб./$1 против прогнозировавшихся ранее 64 руб./$1Подробнее
Комитет ОПЕК+ рекомендовал продлить соглашение о сокращении добычи на 9 месяцевКомитет ОПЕК+ рекомендовал продлить соглашение о сокращении добычи на 9 месяцев
Комитет состоит из трех стран-членов ОПЕК - Алжира, Кувейта и Венесуэлы, а также России и ОманаПодробнее
"Роснефть" не исключила новых исков к "Системе""Роснефть" не исключила новых исков к "Системе"
Ранее НК решила увеличить требования по уже заявленному иску к "Системе" до 170 млрд рублейПодробнее
Moody's понизило рейтинг Китая впервые за 28 летMoody’s понизило рейтинг Китая впервые за 28 лет
Свое решение рейтинговое агентство пояснило рисками роста госдолгаПодробнее
ЦБ РФ решил пересчитать коэффициенты стоимости полисов ОСАГОЦБ РФ решил пересчитать коэффициенты стоимости полисов ОСАГО
Страховка значительно подорожает для полисов с неограниченным числом водителей и автомобилистов 22-29 лет со стажем вождения от 3 до 6 летПодробнее
"Роснефть" решила увеличить сумму иска к "Системе" до 170 млрд рублей"Роснефть" решила увеличить сумму иска к "Системе" до 170 млрд рублей
Сейчас размер исковых требований составляет 106,6 млрд рублейПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи