В Госдуме предложили снизить ответственность РЖД за сроки перевозки

Москва. 10 июля. INTERFAX.RU - Ответственность ОАО "Российские железные дороги" за сроки перевозки может снизиться: депутаты Государственной думы хотят уменьшить штрафы для компании, пишет в понедельник "Коммерсантъ".

"Если сейчас монополия платит по 9% стоимости перевозки за сутки просрочки вплоть до полной потери дохода, то по новым правилам пеня упадет до 6% и не превысит 30% платы", - отмечает издание. Проект соответствующих поправок к Уставу железнодорожного транспорта РФ, сокращающие пени за просрочку доставки груза или порожних вагонов, может быть внесен в Госдуму, сообщает газета.

Автор документа депутат Владимир Афонский в пояснительной записке объясняет: нужно гармонизировать российские нормы с законодательствами стран-членов ЕЭС и соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), где ответственность, как правило, начинается с 6% платы за перевозку и ограничена 30%. Но в заключении правового управления Госдумы отмечается, что снижение пени и ее предельного размера "негативно скажется на стимулировании перевозчика надлежащим образом исполнить свои обязательства".

Издание напоминает, что условия доставки грузов ужесточились для РЖД в 2003 г., когда предел общего размера пени увеличился с 50% до 100% стоимости перевозки. В компании уверяют, что за последние годы она существенно повысила надежность доставки. "В 2016 г. в установленные сроки доставлено 96,7% груженых отправок, с начала года - 97,5%. Соответственно, снизился и объем претензий за просрочку", - сказал "Коммерсанту" представитель монополии.

Один из участников рынка также отметил, что если раньше у "Российских железных дорог" была "масса проблем с доставкой вовремя", то сейчас "по грузам сроки плюс-минус исполняются", а основной объем пени начисляется по претензиям операторов в рамках перевозки порожних вагонов. Это подтверждает и статистика самих РЖД, приведенная в материалах к заседанию экспортно-консультативного совета Госдумы на прошлой неделе. С 2014 по 2016 гг. общий объем взысканной с компании пени за просрочку сократился с 7,6 млрд до 1,8 млрд руб.

При этом наибольший вес в общей сумме поданных исков приходится на операторов. В 2014 г. 10% рассмотренных исков и 20% в общей их сумме приходилось на "Первую грузовую компанию" (ПГК) Владимира Лисина, в 2016 г. 27% суммы взыскивал "Газпромтранс", 25% - "РН-Транс". Собеседник издания на транспортном рынке отметил, что если грузоотправители выставляют претензии в соответствии с уставом, то между "Российскими железными дорогами" и ж/д операторами существует "джентльменское соглашение" о непредъявлении всего объема претензий. В ПГК, например, "Коммерсанту", сообщили, что с 2014 г. руководство компании "в целях развития партнерских отношений с РЖД" приняло решение вообще прекратить взыскивать пеню с перевозчика.

Но послабления для монополии сильно беспокоят грузоотправителей. Собеседники газеты среди них отмечают, что "логика инициативы выглядит, по меньшей мере, странной", поскольку неизбежно "повлечет снижение технологической и финансовой дисциплины "Российских железных дорог" и торможение развития отрасли". Вместо адекватных мер регулирования, подчеркнул один из грузоотправителей, наблюдаются "ставшие уже нормой для монополии преференции без учета потребностей остальных участников рынка".

Источник газеты среди операторов считает, что в качестве компромисса можно было бы просто вернуться к порогу общего размера пени в 50% платы за перевозку. С одной стороны, пояснил он, если перевозка выполнена, пусть и с задержкой, перевозчик должен что-то за нее получить. С другой стороны, в случае, например, со скоропортящимся грузом задержка напрямую влияет на его качество. По нормативам срок, после которого груз считается утраченным, составляет два месяца, но и до этого он может полностью потерять свои качества. Синхронизация же с международными нормами, полагает собеседник "Коммерсанта" - аргумент, к которому прибегают слишком избирательно. Например, СМГС разрешает перевозку контейнеров в полувагонах, но в России запрет этого пролоббировало подконтрольное РЖД ПАО "Трансконтейнер", и международные стандарты не стали аргументом.

Теги: РЖД
Экономика
Росстандарт предложил ввести оборотные штрафы за недолив топлива на АЗСРосстандарт предложил ввести оборотные штрафы за недолив топлива на АЗС
По данным агентства, на заправках недоливают от 1% до 20% топливаПодробнее
Глава Amazon Джеф Безос стал самым богатым человеком в историиГлава Amazon Джеф Безос стал самым богатым человеком в истории
Его состояние сейчас больше, чем было у Билла Гейтса в 1999 году с поправкой на инфляциюПодробнее
Топилин объяснил необходимость пенсионной реформы открывшимся "окном возможностей"Топилин объяснил необходимость пенсионной реформы открывшимся "окном возможностей"
По словам главы Минтруда РФ, сейчас ситуация, когда меньше входящих на рынок трудаПодробнее
"Мегафон" уйдет с Лондонской фондовой биржи"Мегафон" уйдет с Лондонской фондовой биржи
Оператор выкупит до 20,5% акций у миноритариевПодробнее
Силуанов оценил темпы падения пенсий, если не будет повышен пенсионный возрастСилуанов оценил темпы падения пенсий, если не будет повышен пенсионный возраст
Правительство отказалось от варианта увеличения страховых взносов в ПФР, опасаясь возвращения "зарплат в конвертах"Подробнее
"Яндекс" получил разрешение на ввоз своего смартфона в страны ЕАЭС"Яндекс" получил разрешение на ввоз своего смартфона в страны ЕАЭС
Ранее создание нового гаджета компанией не анонсировалосьПодробнее
Недвижимость
Последние новости