В Госдуме предложили снизить ответственность РЖД за сроки перевозки

Москва. 10 июля. INTERFAX.RU - Ответственность ОАО "Российские железные дороги" за сроки перевозки может снизиться: депутаты Государственной думы хотят уменьшить штрафы для компании, пишет в понедельник "Коммерсантъ".

"Если сейчас монополия платит по 9% стоимости перевозки за сутки просрочки вплоть до полной потери дохода, то по новым правилам пеня упадет до 6% и не превысит 30% платы", - отмечает издание. Проект соответствующих поправок к Уставу железнодорожного транспорта РФ, сокращающие пени за просрочку доставки груза или порожних вагонов, может быть внесен в Госдуму, сообщает газета.

Автор документа депутат Владимир Афонский в пояснительной записке объясняет: нужно гармонизировать российские нормы с законодательствами стран-членов ЕЭС и соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), где ответственность, как правило, начинается с 6% платы за перевозку и ограничена 30%. Но в заключении правового управления Госдумы отмечается, что снижение пени и ее предельного размера "негативно скажется на стимулировании перевозчика надлежащим образом исполнить свои обязательства".

Издание напоминает, что условия доставки грузов ужесточились для РЖД в 2003 г., когда предел общего размера пени увеличился с 50% до 100% стоимости перевозки. В компании уверяют, что за последние годы она существенно повысила надежность доставки. "В 2016 г. в установленные сроки доставлено 96,7% груженых отправок, с начала года - 97,5%. Соответственно, снизился и объем претензий за просрочку", - сказал "Коммерсанту" представитель монополии.

Один из участников рынка также отметил, что если раньше у "Российских железных дорог" была "масса проблем с доставкой вовремя", то сейчас "по грузам сроки плюс-минус исполняются", а основной объем пени начисляется по претензиям операторов в рамках перевозки порожних вагонов. Это подтверждает и статистика самих РЖД, приведенная в материалах к заседанию экспортно-консультативного совета Госдумы на прошлой неделе. С 2014 по 2016 гг. общий объем взысканной с компании пени за просрочку сократился с 7,6 млрд до 1,8 млрд руб.

При этом наибольший вес в общей сумме поданных исков приходится на операторов. В 2014 г. 10% рассмотренных исков и 20% в общей их сумме приходилось на "Первую грузовую компанию" (ПГК) Владимира Лисина, в 2016 г. 27% суммы взыскивал "Газпромтранс", 25% - "РН-Транс". Собеседник издания на транспортном рынке отметил, что если грузоотправители выставляют претензии в соответствии с уставом, то между "Российскими железными дорогами" и ж/д операторами существует "джентльменское соглашение" о непредъявлении всего объема претензий. В ПГК, например, "Коммерсанту", сообщили, что с 2014 г. руководство компании "в целях развития партнерских отношений с РЖД" приняло решение вообще прекратить взыскивать пеню с перевозчика.

Но послабления для монополии сильно беспокоят грузоотправителей. Собеседники газеты среди них отмечают, что "логика инициативы выглядит, по меньшей мере, странной", поскольку неизбежно "повлечет снижение технологической и финансовой дисциплины "Российских железных дорог" и торможение развития отрасли". Вместо адекватных мер регулирования, подчеркнул один из грузоотправителей, наблюдаются "ставшие уже нормой для монополии преференции без учета потребностей остальных участников рынка".

Источник газеты среди операторов считает, что в качестве компромисса можно было бы просто вернуться к порогу общего размера пени в 50% платы за перевозку. С одной стороны, пояснил он, если перевозка выполнена, пусть и с задержкой, перевозчик должен что-то за нее получить. С другой стороны, в случае, например, со скоропортящимся грузом задержка напрямую влияет на его качество. По нормативам срок, после которого груз считается утраченным, составляет два месяца, но и до этого он может полностью потерять свои качества. Синхронизация же с международными нормами, полагает собеседник "Коммерсанта" - аргумент, к которому прибегают слишком избирательно. Например, СМГС разрешает перевозку контейнеров в полувагонах, но в России запрет этого пролоббировало подконтрольное РЖД ПАО "Трансконтейнер", и международные стандарты не стали аргументом.

Теги: РЖД
FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
S&P понизило рейтинги Китая впервые с 1999 годаS&P понизило рейтинги Китая впервые с 1999 года
Рейтинговое агентство отмечает увеличение экономических и финансовых рисков в КНРПодробнее
"Онэксим" Прохорова продал "Сноб" его гендиректору"Онэксим" Прохорова продал "Сноб" его гендиректору
Это был последний российский медиа-актив группы, которая ранее продала РБК группе ЕСН Григория БерезкинаПодробнее
ЦБ вслед за "Открытием" санирует БинбанкЦБ вслед за "Открытием" санирует Бинбанк
Финансовое оздоровление будет проводиться через Фонд консолидации банковского сектораПодробнее
Бинбанк попросил помощи у государства. ОбобщениеБинбанк попросил помощи у государства. Обобщение
Специалисты говорят о перспективе увеличения государственной доли в банковском сектореПодробнее
"Почта России" останется без госсубсидий"Почта России" останется без госсубсидий
Вопрос финансовой помощи не будет рассматриваться, заявил вице-премьер Аркадий ДворковичПодробнее
ЦБ РФ решил предоставить Бинбанку деньги для поддержки ликвидностиЦБ РФ решил предоставить Бинбанку деньги для поддержки ликвидности
Ранее РБК сообщил, что на прошлой неделе ЦБ выделил Бинбанку кредит перед возможной санациейПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи
Конференции