ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 15:38

Саммит финансовой G7: без конкретных решений

Участники саммита финансовой "Большой восьмерки" в Риме обсудили вопросы противодействия кризису, борьбу с протекционизмом, усиление надзора за банками, подготовку универсальных правил поведения. Но вряд ли достигнутые результаты можно назвать прорывными

Саммит финансовой G7: без конкретных решений
Pixland/Russian Look

Рим. 14 февраля. IFX.RU - В субботу в Риме завершил работу саммит министров финансов и председателей центробанков G7/G8, в котором принимал участие российский министр финансов, вице-премьер Алексей Кудрин. На заключительной пресс-конференции он рассказал журналистам о ключевых решениях, зафиксированных в итоговом коммюнике, которое, по мнению министра, страдает от общих формулировок.

Ключевой вопрос - ремонт мировой архитектуры

А.Кудрин сообщил, что одним из ключевых вопросов саммита стала реформа международной финансовой архитектуры, таких организаций как Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. Речь шла о необходимости увеличить ресурсы фондов этих институтов в пору кризиса, с целью оказания оперативной помощи наиболее нуждающимся странам.

"В целом обсуждение реформы МВФ соответствует ожиданиям России. Мы также участвуем в дискуссии. И главная тема в дискуссии - расширение участия развивающихся стран в этих институтах, увеличения представительства, соответственно и ответственности экономической и финансовой в наполнении фондов этих институтов, предоставления помощи", - сказал А.Кудрин.

В центре внимания сегодня стоит уточнение квот участия развивающихся рынков в МВФ и ВБ. "Мы знаем, что недавно прошло увеличение квот, на мой взгляд оно носило косметический характер. Сегодня многие страны поставили вопрос о более решительном увеличения квот, точнее своего участия в капитале этих институтов", - отметил министр.

С точки зрения наполнения ресурсами фондов, Международному валютному фонду уже оказывает поддержку Япония, сейчас обсуждается участие других стран в пополнении фондов, в том числе, получении фондом кредитов.

Россия, по словам А.Кудрина, также участвует в этих программах, но путем создания регионального антикризисного фонда в рамках ЕврАзЭС.

А.Кудрин отметил, что особое внимание в ходе обсуждения было уделено вопросу развития сельского хозяйства и продовольственной безопасности.

"Россия участвует в программах, которые были определены еще на форуме в Японии. В соответствии с этими договоренностями, в России, в Санкт-Петербурге, в июне пройдет Всемирный зерновой форум участников рынка, прежде всего, экспорта и импорта зерна, операторов транспортировки - с целью обеспечить мир достаточным предложением зерна", - сказал он.

Кроме того, в коммюнике зафиксирован призыв к отказу от протекционизма, новых барьеров, к открытой системе глобальной торговли.

Неоправданные ожидания

"Коммюнике всегда желают быть лучше. Все острые моменты всегда остаются внутри дискуссий, и в коммюнике всегда отражается то, о чем достигнуто соглашение. Поэтому коммюнике всегда носит в себе недостаток общих формулировок", - сказал А.Кудрин.

Он отметил, в коммюнике затронуты конкретные механизмы противодействия кризису, в частности, борьба с протекционизмом, усиление надзора за банками, подготовка универсальных правил - так называемого глобального стандарта. "Конечно они не могут быть изложены (в коммюнике) слишком развернуто", - сказал министр.

В этом смысле высокие ожидания от римского саммита финансовой G7/G8 вряд ли можно назвать оправдавшимися. Кризис требует от международного сообщества и, в первую очередь, от ведущих экономик, реалистичных и проработанных решений.

Прошедший саммит должен был подготовить почву для плодотворной работы апрельского саммита G20 в Лондоне. На каких вопросах следовало бы сконцентрировать свое внимание "двадцатке", чтобы выработать набор действенных мер преодоления кризиса? По мнению российской делегации, ключевыми вопросами должны стать расширение Форума финансовой стабильности (ФФС), реформирование МВФ, а также разработка глобального стандарта ведения финансово-экономической деятельности.

Российский взгляд на повестку G20

Заместитель директора департамента международных финансовых отношений, госдолга и финансовых активов Андрей Бокарев, входивший в состав российской делегации, сообщил агентству "Интерфакс-АФИ", что зафиксированный в коммюнике призыв к противодействию протекционизму как антикризисная мера - неоднозначен.

"Обсудить этот вопрос можно (на апрельском форуме), но для того, чтобы включать его в повестку, нужно быть уверенным, что мы сможем достичь определенных конкретных договоренностей, а не просто в очередной раз констатируем, что недопустимо вводить новые ограничения и барьеры в торговле", - сказал он.

По его мнению, в последнее время из заявления в заявление кочует призыв к скорейшему завершению Дохийского раунда переговоров ВТО, "но от частоты появления этой фразы никакого прогресса не наблюдается".

"Если уж мы берем на себя эту ответственность, то за словами должно стоять что-то большее, чем просто призывы и пожелания", - сказал он, отметив, что в условиях кризиса для многих стран более приоритетны свои национальные интересы, и об отказе от протекционистских мер они будут думать в последнюю очередь.

А.Бокарев сказал, что расширение ФФС является одним из приоритетных вопросов, который стоило бы обсудить на саммите в апреле. По его словам, нет никакой гарантии, что решение по расширению состава форума вряд ли стоит ожидать ко 2 апреля, как предполагалось ранее.

По мнению замдиректора департамента Минфина, на форуме G20 можно было бы договориться о вопросе реформирования МВФ. "Для этого нужно принять обобщающие стратегические решения, которые затем можно было бы прорабатывать в рамках существующих форматов", - сказал он.

Тема банков развития, упоминавшаяся в коммюнике, не заслуживает того, чтобы выделять их в отдельную рабочую группу, добавил он.

"Мы высказывали пожелание объединить две группы, посвященные МВФ и Всемирному банку и банками развития . Поскольку если фонд реально сталкивается с проблемами в смысле своих функций и представительства, то о ВБ такого сказать нельзя. Да, есть определенные проблемы, которые необходимо решать, но это не тот момент, ради которого необходимо собирать саммит", - заявил А.Бокарев.

В качестве четвертой темы А.Бокарев назвал разработку единого свода принципов ведения международной финансово-экономической деятельности. С этой инициативой на саммите выступил председатель G7 - Италия.

"Можно было бы договориться о расширении международного сотрудничества и взаимодействия при разработке глобальных норм регулирования, о роли МВФ, ФФС, различных объединений, национальных структур, и о том, как они соотносятся друг с другом. Насколько вырабатываемые рекомендации будут обязательны для исполнения. Идея глобального стандарта, которую озвучили итальянцы, сама по себе неплоха, но пока она вызывает такое количество вопросов, на которые ни у итальянцев, ни у ОЭСР, которая сейчас занимается проработкой этой инициативы, нет готовых ответов, что пока сложно прогнозировать, во что это выльется", - подчеркнул он.

А.Бокарев также сообщил, что четыре рабочие группы G20 работают с ноября прошлого года. Но если бы его попросили примерно описать финальный документ по итогам апрельского саммита о результатах ее работы, он бы затруднился это сделать. "Сейчас у меня нет четкого видения, положений финального документа. С ноября двадцатка ведет активную деятельность, но пока я не могу сказать, что мы много чем можем похвастаться", - подытожил он.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });