С неба на землю

Есть обновление от 17:53

Авиаперевозчики сложили крылья. Ситуация со стремительно падающими объемами перевозок фиксирует катастрофическое положение - летать в принципе стало не актуально. Пассажирские авиаперевозки за два месяца рухнули почти на 40%, перевозка грузов только за январь - на 35%. И вновь на повестку дня встает вопрос об уходе недобросовестных авиаперевозчиков

Москва. 5 марта. IFX.RU - Жесткое приземление демонстрируют отечественные авиаперевозки. Финансовая ситуация грозит лишить авиакомпании не только кредитных ресурсов, но и клиентов. Пассажиры все меньше жаждут пользоваться ненавязчивым сервисом отечественной авиаиндустрии, а ушедшей на длительные кризисные каникулы промышленности не до перевозок грузов по воздуху.

Ситуация на рынке авиаперевозок, как и во многих других отраслях, плохая. Ряд компаний прекратили свое существование, а оставшиеся в живых уменьшают объемы.

Авиакомпании РФ в феврале 2009 года сократили перевозки пассажиров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20%, заявил глава Федерального агентства воздушного транспорта Геннадий Курзенков на итоговой коллегии ведомства в четверг. В январе было зафиксировано снижение на 16,7%. Падение грузовых перевозок в январе этого года, по данным ведомства, составило 34,7%.

Флагман российской авиации, ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", по предварительным данным, в феврале 2009 года сократил перевозки пассажиров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9%, сообщил гендиректор компании Валерий Окулов журналистам в Москве. Он отметил, что ситуация в авиаотрасли "развивается по пессимистичному сценарию", который выражается в обвальном падении спроса на перевозки. Бронирование на апрель показывает сокращение на 18%, на май - на 14% по сравнению с прошлым годом.

Есть у рынка и чисто финансовые проблемы, которые грозят отрасли если не развалом, то массой неприятностей. Авиакомпании оказались в долгах как в шелках. Практически парализованный рынок кредитного ресурса перекрыл доступ к займам, и финансовая ситуация оценивается чиновником как "сложная". По словам Г.Курзенкова, в настоящее время в отрасли наблюдается кризис взаимных неплатежей, который, помимо общей финансовой ситуации, стал следствием краха альянса AiRUnion в августе прошлого года.

Доверие к авиакомпаниям у поставщиков топлива и аэропортов практически на нуле. В частности, поставщики, занявшие крайне "жесткую позицию", выдвигают требования полного погашения имеющейся задолженности авиакомпаний и перехода на работу по предоплате. "Данная позиция ставит под угрозу экономику предприятий", - отметил Г.Курзенков.

Отсутствие кредитов делает затруднительным рефинансирование по облигационным займам. Да мало ли еще проблем.

Ситуация в гражданской авиации требует немедленного решения, однако часть мер так и не реализована и представлена только в поручениях, сетует представитель интересов авиации.

Действительно, если не поторопиться с оказанием реальной помощи "крыльям России", то банкротство может постигнуть не только приснопамятный альянс. Авиакомпания "Сибирь" со всеми потрохами оказалась в закладе у банков в обеспечение набранных кредитов. Второй по величине российский авиаперевозчик бросился к государству, прося предоставить госгарантии по кредитам. Специалисты из Минтранса не исключают, что в беде компанию не оставят. Но это пока предположения.

Помимо решения финансовых проблем, рынок авиаперевозок оказалась совершенно не способен решать вопросы ценообразования, затрат и эксплуатационных запросов, указывает Г.Курзенков.

Спрос и предложение полностью разбалансированы, появились признаки нездоровой конкуренции. Некоторые предприятия принялись демпинговать себе в убыток, продавая билеты по заниженным ценам, лишь бы защитить свои маршруты.

"Авиакомпаниям приходится работать в условиях перекошенного баланса спроса и предложения. Ряд предприятий в неконтролируемой конкурентной борьбе с желанием защитить свои маршрутные сети продают билеты по заниженным ценам, увеличивая при этом свои долги", - заявил глава ведомства,

"Пора признать, что авиаперевозчики на самом деле являются скорее службами общественного пользования, чем коммерческими компаниями, нездоровая конкуренция никому не идет на пользу", - добавил он.

И вновь становится актуальной теме задержек авиарейсов. Глава Росавиации констатировал, что задержки авиарейсов - как по вине авиакомпаний, так и аэропортов - продолжают увеличиваться (в январе их было зафиксировано более 100). По мнению Г.Курзенкова, "недобросовестные перевозчики" должны уходить с рынка. "Не умеешь вести бизнес - уйди, предупреди!", - заявил он.

Так кому из российских авиапервозчиков удастся выжить в такой ситуации? Ответа на коллегии Росавиации не прозвучало. Но напомним, что ранее эксперты осторожно предполагали, что пятерка ведущих авиакомпаний выдержит. Вот только в этой "великолепной пятерке" звучало название "Сибирь". Неужели к рынку, который потерял высоту, придется применять методы госрегулирования, и государству придется занять позицию на "рулежке". В реестре Росавиации на середину февраля находилось 167 авиакомпаний, так что работы будет много.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail

Новости по теме

Экономика
Авиакомпании "Нордавиа" и Red Wings объявили о слиянииАвиакомпании "Нордавиа" и Red Wings объявили о слиянии
Пассажирооборот объединенного холдинга в 2018 году может превысить 3,5 млн человекПодробнее
"Технопромэкспорт" подал встречный иск к Siemens по сделке с турбинами"Технопромэкспорт" подал встречный иск к Siemens по сделке с турбинами
Ранее Siemens подал иск к "Технопромэкспорту", который строит в Крыму две электростанцииПодробнее
Акции "Открытия" на 40 млрд рублей перед санацией купил банк "Траст"Акции "Открытия" на 40 млрд рублей перед санацией купил банк "Траст"
Последняя сделка на 14 млрд рублей была заключена накануне того, как ЦБ объявил о введении временной администрации в "Открытие"Подробнее
"Почта России" предложила автоматически взимать пошлины с покупок в интернет-магазинах"Почта России" предложила автоматически взимать пошлины с покупок в интернет-магазинах
По данным "Ъ", ведомство также предлагает уменьшить беспошлинный лимит до 50 евро с 2021 годаПодробнее
Bloomberg рассказал о подрядчике строительства сахалинского мостаBloomberg рассказал о подрядчике строительства сахалинского моста
По информации агентства, сооружение моста отдадут компании Аркадия РотенбергаПодробнее
Костин назвал вымыслом данные о причастности ВТБ к финансированию проектов ТрампаКостин назвал вымыслом данные о причастности ВТБ к финансированию проектов Трампа
Ранее бизнес-партнер президента утверждал, что Костин помогал в финансировании сделки, которая не была завершенаПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи
Конференции