Власти готовят налоговый шок

Есть обновление от 13:03

Российские фискалы нашли как пополнить бюджет и запросили дополнительные рычаги налогового администрирования. Если правительство согласится с предложениями, то для бюджетов будет изыскано еще 1,3 трлн рублей доходов. Горькую пилюлю для бизнеса подсластили, пообещав, что некоторые нововведения будут временными

Власти готовят налоговый шок
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 31 марта. IFX.RU - Никто не знает когда кризис закончится и сколько действительно понадобится средств на ликвидацию его последствий, в том числе и из бюджета. Правительство России загодя озаботилось проработкой источников налоговых доходов, поручив ответственное задание тем, кто и призван наполнять бюджет. Федеральная налоговая служба (ФНС) внесла шесть предложений, которые в сумме могут пополнить бюджеты всех уровней еще на 1,3 трлн рублей. В итоге федеральному бюджету перепадет свыше 900 млрд рублей, а субъектам РФ - около 400 млрд рублей. Большая часть новаций вряд ли понравится бизнесу. ФНС рвется к банковской тайне, к более жесткому регулированию табачного и алкогольного рынка, ужесточению регулирования уплаты НДС и просит ввести налог на финансовые операции.

Свои предложения о мерах налогового администрирования ФНС направила в правительство 23 марта. Глава ФНС Михаил Мокрецов подтвердил агентству "Интерфакс-АФИ" направление документа (текст имеется в распоряжении агентства) в правительство. По его словам, это сделано в соответствии с поручением председателя правительства РФ Владимира Путина проработать источники налоговых доходов.

Налог на финансовые операции (временный)

ФНС предлагает ввести налог на финансовые операции - облагать по ставке 0,5% каждое перечисление денег со счета в уплату товаров, работ, услуг, имущества, имущественных прав. "Дополнительные доходы (от этого налога) в федеральный бюджет оцениваются в сумме 400 млрд рублей", - говорится документе.

Как пояснил агентству "Интерфакс-АФИ" М.Мокрецов, налог предлагается ввести "временно, на период кризиса" и только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. "Он не касается личных платежей граждан", - подчеркнул глава ФНС.

В письме отмечается, что такой налог применяется в развивающихся экономиках с большой зависимостью доходов от цен на мировых сырьевых рынках - Бразилии, Аргентине, Венесуэле, Перу. Он используется "как инструмент денежно-кредитной политики государства путем установления различных ставок, регулирующих валютные операции, стимулирующих инвестиции, сбережения и т.п.", поясняется в документе.

"Регулирующая функция налога доминирует над фискальной. Налог имеет устойчивую базу, легко контролируется", - пишет ФНС.

"Налог создает эффект прогрессии в налогообложении производств с большим количеством производственно-финансовых цепочек, дестимулирует участие ненужных посредников и стимулирует прямые договорные отношения, снижает объем мнимых банковских операций", - говорится в документе.

М.Мокрецов считает, что решение о введении такого налога зависит от состояния доходов федерального бюджета. По его словам, за счет этого налога можно было бы финансировать дефицит пенсионной системы, который в настоящее время наполовину покрывается за счет средств федерального бюджета.

"Наше предложение очень мягкое, ставка небольшая, хотя, конечно, это вопрос дискуссий", - отметил он. При этом глава ФНС признал, что отрицательным моментом налога является эффект прогрессивного налогообложения.

Отказ от ускоренного возмещения НДС

ФНС выступает за отказ от ускоренного возмещения НДС и переход к установленному законодательством 3-месячному сроку вынесения решения о возмещении налога.

Служба отмечает, что принятые правительством РФ решения по ускоренному возврату НДС позволили в IV квартале оперативно вернуть в экономику 90 млрд рублей и поддержать ликвидность банковской системы и экспортеров.

"Сокращение срока не позволяет завершить проверку достоверности представленных документов, решения о возврате принимаются без информации о реальности осуществленных сделок", - говорится в документе.

По мнению налоговой службы, продолжение ускоренного возмещения стимулирует бизнес к заявлению более значительных сумм к возмещению, поскольку полномочия налоговых органов по контролю фактически ограничены. При этом нефтяными компаниями в конце 2008 года выплачены дивиденды в основном зарубежным акционерам в размере более 197 млрд рублей, а четыре металлургических комбината выплатили дивиденды на сумму более 35 млрд рублей, поясняет ФНС.

Регистрация плательщиков НДС

Введение регистрации плательщиков НДС с 2010 года обеспечит федеральному бюджету дополнительные доходы в сумме 500 млрд рублей, говорится в письме ФНС. Такая регистрация применяется в большинстве европейских стран, Канаде, Австралии, Южной Корее, Японии.

По мнению ФНС, доступность к НДС-обороту позволяет минимизировать налоговые обязательства, в результате нарушается равенство в конкуренции, создаются источники для коррупции.

В письме указывается, что основные проблемы с точки зрения контроля создает большое число объектов контроля (1,6 млн налогоплательщиков), а также "конструкция" налога, которая требует проверки огромного числа (более 50 млрд) документов и позволяет возвращать из бюджета налог.

"Введение НДС-регистрации позволит, сократив объекты контроля, отсечь от НДС-оборота "однодневки" и сфокусировать внимание на 220 тыс. плательщиков, обеспечивающих 99% поступлений НДС", - считает ФНС.

Администрирование и контроль будут сконцентрированы в зонах риска, что уменьшит количество схем минимизации НДС и потери бюджета. Появится возможность сократить сроки возмещения НДС предприятиям реального сектора экономики, полагает налоговая служба.

Процедура регистрации плательщика НДС должна быть максимально упрощена и предусматривать только подачу заявления, формирование остального пакета документов должно осуществляться налоговыми органами, подчеркивает ФНС.

В письме также отмечается, что такая регистрация была включена в основные направления налоговой политики на 2008-2010 годы, ее введение планировалось с 2008 года и должно было компенсировать 700 млрд рублей доходов, выпадающих при переходе на метод начисления при взимании НДС. Однако эта мера до сих пор не реализована.

Продление срока взыскания налоговой задолженности до 3 лет

ФНС предлагает отменить пресекательные сроки взыскания налоговой задолженности и установить общий срок взыскания налогов, пеней и штрафов в пределах трех лет. Эта мера может дать федеральному бюджету дополнительные доходы в сумме 36 млрд рублей.

Как поясняет ФНС, в условиях кризиса у предприятий возникает недостаток оборотных средств для уплаты налогов. "Действующее законодательство обязывает налоговые органы в течение 2 месяцев бесспорно списать денежные средства со счетов налогоплательщика и в течение года взыскать задолженность за счет имущества, иначе теряется право на взыскание. Тем самым игнорируются открывающиеся у предприятий возможности погасить долги", - говорится в письме.

По мнению ФНС, установление общего срока взыскания налогов, пеней и штрафов в пределах трех лет позволит налоговым органам более гибко применять инструменты урегулирования задолженности, сохраняя право взыскания в течение 3 лет. Предприятиям это позволит осуществлять операционную деятельность при временном недостатке средств на уплату налогов.

Это предложение снижает вероятность потери имущества и банкротства предприятий, уверена ФНС.

Повышение прозрачности алкогольного и табачного рынка

ФНС предлагает перейти к единой специфической ставке (в рублях за тысячу штук) акциза на табак. В настоящее время к сигаретам применяется комбинированная ставка - специфическая и адвалорная (в процентах от стоимости), а к сигарам, сигариллам и табаку - специфическая.

Ежегодная индексация единой специфической ставки на уровень инфляции не позволит производителям занижать налогооблагаемые обороты за счет манипуляции с ценами и значительно упростит налоговый учет и контроль. Это даст федеральному бюджету дополнительно 10 млрд рублей, подсчитала ФНС.

Налоговая служба также предлагает ввести лицензирование перевозок спирта, норму минимального использования производственных мощностей предприятий и выступает за единую специфическую ставку акциза на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. При этом ФНС считает, что производители алкоголя и спиртосодержащей продукции при закупке спирта должны платить 100% акциза в бюджет.

Эти меры могут вывести из "теневого" сектора часть объемов производства алкогольного рынка, полагает налоговая служба. Введение единой ставки акциза, помимо этого, увеличит налоговую базу и повысит эффективность контроля за поступлениями налога в бюджеты субъектов РФ.

Доступ к банковской тайне

ФНС считает, что предоставление налоговым органам баз данных Банка России и Росфинмониторинга о финансовых операциях и межбанковских расчетах является обязательным условием перечисленных мер.

"Большинство зарубежных налоговых администраций имеет доступ к информации национальных банковских систем, не ограниченный банковской тайной", - подчеркивает ФНС. Это позволит повысить информированность налоговой службы и оперативность контроля, говорится в письме.

"Предлагаемые меры расширят информационно-аналитические возможности налоговой службы, повысят оперативность и эффективность контроля за соблюдением налогового законодательства, придадут большую стабильность доходам бюджетной системы", - заключает ФНС.

Реакции правительства пока нет

М.Мокрецов сказал, что пока реакции премьера на это письмо не было. "Будет ли поручение по этим предложениям, будет ясно в ближайшее время", - полагает он. В аппарате правительства комментарии пока получить не удалось.

Источник в одном из ведомств финансово-экономического блока сообщил агентству "Интерфакс-АФИ", что аналогичное письмо ФНС направляла более месяца назад в Минфин. М.Мокрецов подтвердил эту информацию и сказал, что реакции из Минфина не было.

Реакция бизнеса прогнозируема

Глава ФНС признал, что эти предложения, в частности, введение налога на финансовые операции, вряд ли понравятся бизнесу. "Но бизнесу не понравится все, что связано с налогами. Нужно смотреть взвешенно, проработать и продумать эти меры без "горячки", но и не затягивать, если резервы (бюджета) будут таять", - считает он.

Затыкать бюджетные дыры надо, с этим никто не спорит. Но одной рукой государство раздает хлеб насущный бизнесу (в виде госсподдержки), населению (в виде соцвыплат), а другой (в виде "налогового администрирования") отбирает. Можно не сомневаться, что все свои моральные и материальные потери от налоговых нововведений предпринимательское сообщество переложит на плечи граждан. Так что если в одном месте убыло, то значит в другом обязательно прибыло. В данном случае в виде опосредованного "повышения налогов" на граждан.

Новости по теме

Экономика
Госдума приняла закон об авансовых налоговых платежах физлицГосдума приняла закон об авансовых налоговых платежах физлиц
Документом предусмотрена оплата налогов банковской картой при трансграничных переводахПодробнее
Росстандарт предложил ввести оборотные штрафы за недолив топлива на АЗСРосстандарт предложил ввести оборотные штрафы за недолив топлива на АЗС
По данным агентства, на заправках недоливают от 1% до 20% топливаПодробнее
Глава Amazon Джеф Безос стал самым богатым человеком в историиГлава Amazon Джеф Безос стал самым богатым человеком в истории
Его состояние сейчас больше, чем было у Билла Гейтса в 1999 году с поправкой на инфляциюПодробнее
Топилин объяснил необходимость пенсионной реформы открывшимся "окном возможностей"Топилин объяснил необходимость пенсионной реформы открывшимся "окном возможностей"
По словам главы Минтруда РФ, сейчас ситуация, когда меньше входящих на рынок трудаПодробнее
"Мегафон" уйдет с Лондонской фондовой биржи"Мегафон" уйдет с Лондонской фондовой биржи
Оператор выкупит до 20,5% акций у миноритариевПодробнее
Силуанов оценил темпы падения пенсий, если не будет повышен пенсионный возрастСилуанов оценил темпы падения пенсий, если не будет повышен пенсионный возраст
Правительство отказалось от варианта увеличения страховых взносов в ПФР, опасаясь возвращения "зарплат в конвертах"Подробнее
Недвижимость
Последние новости