Рынок PR рухнет на 30%

Объем рынка PR в России пока не может даже сравниться с объемом рынка рекламы. Эксперты АКОС впервые оценили, сколько же российские компании тратят на public relations. Результаты неутешительны: затраты вчетверо меньше, чем на обычную рекламу. Кризис же вернет пиарщиков к уровням 2007 года

Рынок PR рухнет на 30%
liquidlibrary/Russian Look

Москва. 17 апреля. IFX.RU - Сколько стоит известность бренда в России? За рубежом помимо обычной рекламы на повышение узнаваемости образа и престижа (то есть на PR) компании уже давно закладывают немалые суммы. В России этот вид услуг, public relations или, проще говоря, связи с общественностью, появился сравнительно недавно, и пока не может конкурировать с развитыми странами. Хотя даже правительство страны тратит немалые деньги на то, чтобы бренд "Россия" на мировой арене перестал оцениваться с пренебрежением. Однако сколько отечественные компании тратят на эти цели - до сих пор никто не считал.

Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) опубликовало первое исследование рынка PR в России (с 2007 по 2009 год). В последние три года рынок очень активно развивался, констатируют они. Рост составил $750 млн (c $1,75 млрд в 2007 году). В 2008 году совокупный объем рынка составил $2,5 млрд, то есть он вырос на 43%.

Как всем понятно, кризис не мог не отразиться на рынке коммуникационных услуг. "Рост мог бы быть еще более заметным, если бы не влияние экономического кризиса, - отметила Елена Фадеева, председатель АКОС, генеральный директор компании Fleishman-Hillard Vanguard. - Мы ожидаем в 2009 году падения объема рынка до уровня 2007 года".

Между тем объем средств, которые российский компании потратили на рекламу, по подсчетам ZenithOptimedia, в 2008 году составил 267 млрд рублей (более $10 млрд). То есть объем рынка коммуникационных услуг пока вчетверо меньше рекламного.

По прогнозам АКОС в 2009 году объем рынка снизится на 28% и составит $1,8 млрд. В прошлом году доля затрат на PR в среднем составляла менее 10% общих затрат компаний на продвижение. Сейчас же все активно урезают траты.

Больнее всего будет пиарщикам, которые работают в секторе автомобилестроения и строительства. Ведь именно эти отрасли больше всего пострадали от кризиса. Так что, как ожидают эксперты, в 2009 году PR-бюджеты компаний этих отраслей сократятся на 80%.

Несладко придется и PR-услугам в категории FMCG (потребительские товары и услуги повседневного спроса). Ритейлеры и компании, выпускающие такие товары, сейчас тоже находятся не в самой лучшей форме и тоже будут сокращать расходы. Ожидается, что они уменьшат PR-бюджеты на 15-20%. Примерно та же ситуация ожидается и в госпредприятиях.

Более оптимистичен прогноз в отношении бюджетов фармацевтического и IT секторов, которые или сократятся незначительно, или останутся на уровне 2008 года.

Объем крупнейшего мирового рынка PR-услуг, рынка США, составил $4 млрд в 2007 году (согласно докладу Международной ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (ICCO). Нам очень далеко до этих цифр. PR-услуги в нашей стране пока не пользуются таким бешеным спросом, как за океаном. В 2007 году объем этого рынка в РФ составлял $800 млн. Правда, в прошлом году он подрос на четверть, до $1 млрд. В 2007 году Россия заняла третье место по темпам роста, уступая лишь Турции и Индии.

Но этот год будет провальным - упадет не только совокупный объем рынка, но и объем услуг. В 2009 году по предварительным прогнозам российские показатели объема рынка PR-услуг упадут до цифры в $700 млн, то есть ниже уровня-2007. Однако некоторые виды PR активно востребованы и в нынешней ситуации, например, 2009 год показывает рост маркетингового PR в секторе B2C (общение с потребителем), корпоративных и антикризисных коммуникаций.

Экономика
РФ в мае продолжила резкое сокращение вложений в US TreasuriesРФ в мае продолжила резкое сокращение вложений в US Treasuries
Россия больше не входит в список крупнейших держателей американских облигацийПодробнее
ФАС не нашла причин для снижения цен на бензин в рознице вслед за биржевой стоимостьюФАС не нашла причин для снижения цен на бензин в рознице вслед за биржевой стоимостью
Между тем удалось обеспечить стабильную ситуацию в рознице, считают в антимонопольной службеПодробнее
Госдума приняла закон об авансовых налоговых платежах физлицГосдума приняла закон об авансовых налоговых платежах физлиц
Документом предусмотрена оплата налогов банковской картой при трансграничных переводахПодробнее
Росстандарт предложил ввести оборотные штрафы за недолив топлива на АЗСРосстандарт предложил ввести оборотные штрафы за недолив топлива на АЗС
По данным агентства, на заправках недоливают от 1% до 20% топливаПодробнее
Глава Amazon Джеф Безос стал самым богатым человеком в историиГлава Amazon Джеф Безос стал самым богатым человеком в истории
Его состояние сейчас больше, чем было у Билла Гейтса в 1999 году с поправкой на инфляциюПодробнее
Топилин объяснил необходимость пенсионной реформы открывшимся "окном возможностей"Топилин объяснил необходимость пенсионной реформы открывшимся "окном возможностей"
По словам главы Минтруда РФ, сейчас ситуация, когда меньше входящих на рынок трудаПодробнее
Недвижимость
Последние новости