ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Обмануть, чтобы выжить

Кризис сделал европейцев более лояльными к корпоративному мошенничеству. Половина клерков крупных европейских компаний не видит ничего дурного, если для выживания в период кризиса бухгалтер подделает финансовый отчет, руководитель даст взятку за новый контракт или не станет при сокращении штата соблюдать правовые нормы

Обмануть, чтобы выжить
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 20 мая. IFX.RU - "Лучше убить собственную маму, чем подделать квартальный отчет". Эта пословица распространена среди французских финансистов, которые считают намеренное искажение бухотчетности одним из самых страшных корпоративных нарушений. Оно и понятно: единичное жульничество потянет за собой цепочку аналогичных преступлений, и тогда "химичить" с отчетностью этой компании бухгалтеру придется все оставшееся время работы в ней.

Однако, кризис несколько изменил взгляды сотрудников европейских компаний на приемлемый стиль корпоративного поведения. Клерки оправдывают возможность совершения одного или нескольких видов корпоративных нарушений для выживания в непростых финансовых условиях. Как свидетельствуют результаты опроса Ernst&Young, проведенного среди более 2200 специалистов крупных компаний в 22 странах Европы, половина опрошенных считают такие нарушения приемлемыми.

В том числе 25% респондентов не видят ничего дурного в даче взятки для получения контрактов, а в некоторых странах этот показатель гораздо выше "среднего по палате". Так, в Испании "проплатить" получение контракта готовы 38% респондентов, в Чехии - 43%, в Турции таковых более половины - 53%.

Еще 13% старших менеджеров считают, что искажение финансовой отчетности компании является оправданным для выживания в период текущего экономического кризиса. Более трети опрошенных (36%) допускают, что при сокращении штата компании можно пренебречь соблюдением обычных правил и процедур.

Во время экономического подъема мошенничество часто остается в тени, а в период любого кризиса оно становится особенно заметным. Соблазн "смухлевать" растет вместе с давлением на руководство компании в связи с необходимостью сохранения уровня прибыли и выручки. Особенно в период экономического спада усугубляются проблемы, связанные с искажением отчетности, особенно в организациях с часто меняющейся организационной структурой и недостаточно строгими нормами отчетности, отмечают авторы исследования.

"Когда в компаниях проводится сокращение численности персонала, или осуществляются изменения в структуре собственности, в сфере финансового контроля могут образоваться лазейки", - поясняет Дэвид Сталб, руководитель международной практики по расследованию мошенничества и содействию в спорных ситуациях Ernst&Young Global.

В России респонденты отмечают, что росту риска корпоративного мошенничества в значительной степени способствуют недостаток внимания к этой проблеме со стороны высшего менеджмента, а также сокращение персонала, которое приводит к повышенной нагрузке на оставшихся сотрудников и ослаблению контрольных функций, отмечает Иван Рютов, партнер Ernst&Young. По его мнению, собственникам и руководителям предприятий необходимо серьезно задуматься над мерами, которые позволят эффективно противостоять корпоративному мошенничеству в кризис.

Более половины опрошенных считают, что случаи корпоративного мошенничества будут учащаться в течение следующих пяти лет. Эту негативную оценку высказали 54% респондентов в Западной Европе и 55% - в Центральной и Восточной Европе. Только 8% участников исследования отметили, что количество случаев корпоративного мошенничества будет уменьшаться.

По мнению респондентов, руководство компаний, вместо того, чтобы служить положительным примером, фактически способствует усугублению проблемы. Около 69% опрошенных усомнились в честности руководства своих компаний. Только 12% участников исследования во Франции и Италии уверены в том, что их руководители всегда проявляют высокий уровень добросовестности.

Сотрудники компаний считают, что органы власти должны прилагать больше усилий в отношении защиты их компаний и заставить руководителей активизировать работу по борьбе с мошенничеством.

Новости по теме

В кризис деньги не пахнут

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });