Чего хочет Чемезов

Есть обновление от 17:26

"Ростехнологии", под контролем которых оказалось много активов прямо накануне кризиса, присматривается еще к паре-тройке компаний. Благо возможности есть - сейчас в залоге у госбанков находится много всего интересного, например "Норникель" и "Сибирь". Глава госкорпрации Сергей Чемезов рассказал, что именно интересует "Ростехнологии"

Москва. 28 мая. IFX.RU - Госкорпорация "Ростехнологии", под контролем которой аккурат перед кризисом оказалось большое количество активов, сейчас оказалась в трудной ситуации. Пока в правительстве шли ожесточенные споры по поводу того, какие активы передать под руководство Сергей Чемезова (глава корпорации) и злые языки утверждали, что, дескать, "Чемезов забрал полстраны" потому как друг нынешнего премьера Владимира Путина, почти треть активов, попавших под контроль "Ростехнологий", оказалось в предбанкротном состоянии. "Если бы знали, что будет так, то десять раз подумали бы", - заявил С.Чемезов.

Однако глава "Ростехнологий" несмотря на то, что под его началом более 400 предприятий, проблемы которых надо решать, не прочь обзавестись еще парой-тройкой "интересных активов". Благо их сейчас в залоге у Внешэкономбанка (ВЭБа), ВТБ и Сбербанка немалое количество, а правительство дает госкорпорации деньги охотнее, чем кому-либо другому. Так что если заемщики не смогут расплатиться - активы будут в руках госбанков.

Глава "Ростехнологий" рассказал в интервью "Ведомостям", на какие именно активы он положил глаз, а какие ему и даром не нужны, а только с государственной доплатой. "Все подряд брать не собираемся", - заявил он. Предпочтение - профильным предприятиям.

Очень хочется никеля

Одним из активов, которые интересуют "Ростехнологии", оказался многострадальный пакет "Норильского никеля", 40% которого сейчас заложены в ВЭБе и ВТБ. "Скажу откровенно, этот актив нам интересен", - отметил Сергей Чемезов. В залоге у ВЭБа находится блокпакет "Норникеля", принадлежащий "РусАлу", у ВТБ - около 17%, которыми владеет Владимир Потанин.

Причем интерес "Ростехнологий" не совсем теоретический. По словам главы корпорации, Владимир Потанин (блокпакет "Норникеля") сам это предложил. Как рассказал С.Чемезов, "в январе на совещании у президента Дмитрия Медведева он сам заявил, что если он не сможет вернуть кредит, то государство, по его выражению, может деприватизировать пакет. А в качестве агента государства сам назвал "Ростехнологии".

Если госкорпорация станет владельцем 40% "Норникеля", то старую идею о создании в России мегаметаллургического монстра на базе "Норникеля" и "Металлоинвеста" вынут из сундука, отряхнут пыль и могут снова начать обсуждать. По словам С.Чемезова, "Ростехнологии" могли внести ВСМПО и "Русспецсталь". "Дело за нашими коллегами, которые, как мне кажется, по этому вопросу не определились. У того же Потанина то одни идеи, то другие, то третьи. Вот мы и ждем, решат ли владельцы акций "Норникеля" гасить кредиты или нет. Мы народ терпеливый, никуда не торопимся", - сказал С.Чемезов.

А пока "Ростехнологии" потихоньку готовят почву для будущего. В совет директоров "Норникеля" выдвинут представитель "Ростехнологий" Игорь Комаров. У "Металлоинвеста" Алишера Усманова (5% "Норникеля"), который мог поддержать эту кандидатуру, для этого недостаточно акций. Поэтому ВТБ и ВЭБ ведут сейчас переговоры с обоими основными акционерами "Норникеля" о том, чтобы представитель "Роснехнологий" прошел в совет.

Напомним, в начале года кандидатура И.Комарова рассматривалась на пост финансового директора "Норникеля", который он занимал еще до прихода в "Ростехнологии". "Но, к сожалению, совет директоров его не поддержал", - сокрушается С.Чемезов. Теперь же у госкорпорации есть все шансы ввести его в совет директоров.

"ИжАвто" только с доплатой

Еще один профильный для "Ростехнологий" актив - удмуртский автопроизводитель "Ижавто", который недавно оказался в предбанкротном состоянии и вынужден был остановить производство, а также уволить почти весь персонал. "АвтоВАЗ", который находится под контролем госкорпорации, в результате отказался его покупать, что и привело к коллапсу на предприятии.

Сейчас контрольный пакет акций "Ижавто" заложен в Сбербанке. С.Чемезов опроверг слухи о том, что "Ростехнологии" хотят управлять этим активом. "Упаси Бог! Не хотели и не хотим", - заявил С.Чемезов, пояснив, что собственно "АвтоВАЗу" этот актив неинтересен, но он хочет его не для себя, а для партнера - Renault. У "АвтоВАЗа" много своих проблем.

"Нам деньги дали на его поддержку и развитие, тратить их еще и на "Ижавто" не имеем права. Нас не поймут", - сказал глава госкорпорации. А вот если на "Ижавто" еще дадут - "тогда другой разговор".

"Сибирь" - может быть

"Ростехнологии", как известно, создают на базе нескольких авиаактивов конкурента "Аэтофлоту" - "Росавиа". В нее должны войти "Дальавиа", "Владивостокавиа", "Оренбургавиа", то, что осталось от "Красэйр", плюс "Самара". У авиакомпании будет три "дочки": одна в Питере (будет создана на базе ГТК "Россия"), одна в Москве и одна в Хабаровске. Еще есть планы влить туда "Атлант-союз", но ходят слухи, что правительство Москвы (контролирует "Атлант") против.

А у Сбербанка в залоге есть контрольный пакет авиакомпании "Сибирь" - очень профильный для корпорации актив. Впрочем, С.Чемезов не горит энтузиазмом. "Если Сбербанк примет решение передать компанию в управление, будем думать. "Сибирь", в принципе, интересная компания, если б не долги. А если мы ее с долгами возьмем - все потянет ко дну", - отметил он.

Еще один "лакомый" авиаактив - Red Wings и Blue Wings Александра Лебедева. Бизнесмен заявлял, что готов продать авиакомпании "Ростехнологиям". Но пока этот вопрос завис в воздухе. "Нам нужно еще сформировать свою авиакомпанию", - заявил С.Чемезов.

Кого еще готовы приютить

По словам С.Чемезова, многие крупные предприниматели обращались с просьбой взять активы в управление. "Например, Виктор Вексельберг нефтехимию предлагал. Мы хотим создать СП на базе наших нефтехимических активов вместе с "Сибуром", - рассказал он.

По его словам, при объединении часть мощностей можно перепрофилировать. "Но пока у нас создание торговой компании на повестке дня, чтобы контролировать финансовые потоки. Я думаю, что контрольный пакет все же будет у нас. А когда дело дойдет до объединения активов, их надо будет оценить. Но нам в такой компании достаточно и блокпакета", - сказал глава госкорпорации.

Не остался в стороне и Олег Дерипаска. Он тоже предлагал "Ростехнологиям" сотрудничество. "Нам интересны некоторые из его активов. К примеру, автозавод "Урал", - рассказал С.Чемезов. "Урал" можно было бы объединить с "КАМАЗом".

На двигательный бизнес "Базэла" госкорпорация тоже облизывается. Правда, С.Чемезов оговорился, то "серьезных переговоров на этот счет нет, просто когда-то встретились и обсудили".

Государственные деньги

Если изначально "Ростехнологии" не собирались просить денег из бюджета на свое существование, то теперь без этого не обойтись, признал С.Чемезов. Главная проблема госкорпорации сейчас такая же, как у всех остальных российских компаний в кризис - нехватка оборотных средств.

"Цена кредитов стала просто безумной. По-другому и не скажешь. Сейчас прослеживается опасная тенденция: руководители предприятий соглашаются кредитоваться на любых условиях, и под 28%, и под 30%. Особенно в регионах. Я спрашиваю, а как вы собираетесь деньги отдавать? Отвечают: будем брать, пока дают, чтобы не остановилось производство. Мы, конечно, приостановили кредитный поток и взяли его под особый контроль. Теперь все разрешения о привлечении кредитов принимаются в госкорпорации", - рассказал глава корпорации.

Госкорпорация уже писала письма в правительство, где указывала сумму и в 151,319 млрд рублей, и в 110,8 млрд рублей госгарантий.

"Я уверен, основную часть мы сами закроем [найдем деньги] либо внутри госкорпорации, либо договоримся с банками. Уже понятно, что сумма будет значительно меньше, чем была указана вначале", - уверенно заявил С.Чемезов.

На сегодня денежный взнос государства "Ростехнологиям" - это 25 млрд руб. на "АвтоВАЗ" и 3,5 млрд руб. на компенсацию процентов по кредитам, взятым на покупку "ВСМПО-ависмы". Но, как пожаловался С.Чемезов, "пока нам даже этих денег не дали, только пообещали. Счетная палата уже собирается проверять, как мы их используем, а я им говорю: "Подождите, пока нечего проверять, средства еще не пришли".

/IFX.RU/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail

Новости по теме

Экономика
S&P понизило рейтинги Китая впервые с 1999 годаS&P понизило рейтинги Китая впервые с 1999 года
Рейтинговое агентство отмечает увеличение экономических и финансовых рисков в КНРПодробнее
"Онэксим" Прохорова продал "Сноб" его гендиректору"Онэксим" Прохорова продал "Сноб" его гендиректору
Это был последний российский медиа-актив группы, которая ранее продала РБК группе ЕСН Григория БерезкинаПодробнее
ЦБ вслед за "Открытием" санирует БинбанкЦБ вслед за "Открытием" санирует Бинбанк
Финансовое оздоровление будет проводиться через Фонд консолидации банковского сектораПодробнее
Бинбанк попросил помощи у государства. ОбобщениеБинбанк попросил помощи у государства. Обобщение
Специалисты говорят о перспективе увеличения государственной доли в банковском сектореПодробнее
"Почта России" останется без госсубсидий"Почта России" останется без госсубсидий
Вопрос финансовой помощи не будет рассматриваться, заявил вице-премьер Аркадий ДворковичПодробнее
ЦБ РФ решил предоставить Бинбанку деньги для поддержки ликвидностиЦБ РФ решил предоставить Бинбанку деньги для поддержки ликвидности
Ранее РБК сообщил, что на прошлой неделе ЦБ выделил Бинбанку кредит перед возможной санациейПодробнее
Новости в разделах
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи
Конференции