ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 15:38

Отчет АвтоВАЗа: было что не раскрывать

Лидер российского автомобилестроения после колебаний решился на публикацию отчета за прошлый год по международным стандартам. Данные оказались гораздо хуже прогнозов

Отчет АвтоВАЗа: было что не раскрывать
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 3 июля. IFX.RU - "АвтоВАЗ", заявивший на прошлой неделе об отказе публикации финансовой отчетности по МСФО за 2008 год, в среду неожиданно изменил это решение - и сообщил о предстоящей в четверг публикации. Примечательно, что это произошло в тот же день, когда другой гигант российского автопрома "КАМАЗ" представил достаточно нейтральную для рынка международную отчетность.

Впервые "АвтоВАЗ" опубликовал отчетность по МСФО - за 2006 год - в ноябре 2007 года. Это произошло после того, как к управлению компанией пришла госкорпорация "Ростехнологии".

У КАМАЗа большая проходимость, АвтоВАЗ буксует

Согласно отчетности по МСФО, чистый убыток "АвтоВАЗа" составил по итогам 2008 года 24,7 млрд рублей против прибыли в 3,7 млрд рублей годом ранее. Выручка компании выросла на скромные 2,4%, составив 192,1 млрд рублей. EBITDA и вовсе оказалась отрицательной - 3,3 млрд рублей.

На фоне таких результатов восьмикратное падение чистой прибыли "КАМАЗа" по МСФО за отчетный период - до 1 млрд рублей, выглядит результатом, достойным похвал. Для сравнения - выручка "КАМАЗа" сократилась до 96,3 млрд рублей с 97,2 млрд рублей в 2007 году, EBITDA упала до 8,6 млрд рублей против 13 млрд рублей в предыдущем году.

Эксперты рынка прогнозировали чистый убыток "АвтоВАЗа", но почти вдвое меньший, а отрицательной EBITDA не ждал никто.

Впечатлил экспертов рынка и уровень задолженности компании - общая ее сумма по итогам года составляла 120,8 млрд рублей, 109,5 млрд рублей из которых приходились на краткосрочную задолженность. Денежные средства на счетах компании составляли на конец года 13,75 млрд рублей.

При этом краткосрочные обязательства "КАМАЗа", например, повысились за отчетный период до 19 млрд рублей с 8,3 млрд рублей годом ранее, что, по мнению экспертов отрасли, является вполне посильной ношей. Аналитик инвесткомпании "Открытие" Кирилл Таченников считает, в частности, что с нынешними показателями "КАМАЗ" остается в плане долга наиболее благополучной компанией российского автопрома - он составляет всего 1,5 EBITDA.

Между тем, "АвтоВАЗ" снизил долг к июлю до 53 млрд рублей, но 90% долга по-прежнему приходится на краткосрочные обязательства компании, сообщил во время телефонной конференции в четверг заместитель вице-президента по финансам "АвтоВАЗа" Андрей Богинский. При этом в сумму долга включена беспроцентная ссуда от госкорпорации "Ростехнологий" на 25 млрд рублей, за счет которой предприятие уже погасила часть кредитов банкам и долгов поставщикам.

Спасение в господдержке

При нынешних показателях и планах на будущее "АвтоВАЗа" для аналитиков очевидным становится то, что самостоятельно компания со своими финансовыми бедами уже не справится.

При прогнозируемых компанией объемах рынка легковых автомобилей по итогам 2009 года в 1,2 млн машин и доле на нем АО в 30%, или примерно в 360 тыс. машин, можно предположить, что выручка компании по итогам этого года составит порядка 85 млрд рублей, поскольку средняя заявленная стоимость автомобилей Lada находится на уровне 225-240 тыс. рублей, полагает аналитик СК "Метрополь" Михаил Пак. "Это колоссальное падение - почти вдвое в сравнении с 2008 годом", - отмечает он.

При этом в отчетности МСФО компания раскрыла двукратное падение выручки от продаж автомобилей в январе-мае текущего года по сравнению с тем же периодом предыдущего года - до 32,3 млрд рублей. К этому добавился прогноз компании по чистому убытку в первом полугодии 2009 года на уровне 10 млрд рублей.

"В такой ситуации все зависит от господдержки, без этого компании грозит банкротство", - заключил М.Пак, отмечая, что, тем не менее, государство предприятию всесторонне помогает - и повышенными пошлинами на иномарки, и субсидированием кредитных ставок на покупку продукции, и финансированием.

Аналитики сходятся во мнении, что компании необходимо реализовать инвестпрограмму, на которую заявленные 80 млрд рублей найти будет не так просто даже у госбанков, и начать производство нового модельного ряда.

"КАМАЗу" проще приходится в текущей ситуации - нет такой сильной конкуренции в секторе, как у "АвтоВАЗа", - считает М. Пак.

Между тем, "АвтоВАЗ" как никто другой в отрасли связан необходимостью максимально сохранять штат предприятия и его загрузку, что также негативно сказывается на программе сокращения расходов.

Менеджмент компании поставил перед собой задачу выйти на операционную безубыточность уже к концу текущего года - и это именно тот вопрос, который возможно еще решить собственными силами, дальнейшее же развитие и жизнеспособность компании целиком ложится на плечи государства.

Новости по теме

За АвтоВАЗом пришли

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });