ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Кто заплатит за безубыточность автопрома?

Состояние российского автопрома упорно не хочет улучшаться. "АвтоВАЗ" уходит на длительные каникулы, что провоцирует протесты работников и слухи о возможных перестановках в руководстве завода. "ГАЗ" вернулся к пятидневке и безубыточности, но у них самое сильное падение производства. Даже КамАЗ сократил производство в три раза. Просвета пока не видно

Кто заплатит за безубыточность автопрома?
Comstock Images/Russian Look

Москва. 24 июля. IFX.RU - Минувшая неделя для упорно цепляющегося за жизнь российского автопрома была богатой на события. Новостные поводы окрашены в разные тона, но общая картина, несмотря на достойные уважения упорные попытки производителей сделать хорошую мину, остается мрачной.

Ура, каникулы!

"АвтоВАЗ", не замеченный прежде в массовых сокращениях штата и частых остановках конвейера, объявил на этой неделе о вынужденных каникулах с августа по сентябрь, что мгновенно спровоцировало массовые протесты.

Заявление последовало за предсказуемо непопулярным решением отказаться с сентября от оплаты сотрудникам завода простоя конвейера и сокращением зарплаты на 50% из-за урезания рабочих смен.

Независимый профсоюз волжского автозавода "Единство" в пятницу подал заявку на проведение 6 августа митинга протеста против сокращения зарплат на предприятии и августовского простоя производства. На этом митинге, по мнению руководителя профсоюза Петра Золотарева, соберется не менее 500 человек.

Неудивительно, что в этой обстановке рынок переполняют слухи о скорой отставке гендиректора "АвтоВАЗа" - Бориса Алешина. Никаких реальных подтверждений тому, что из отпуска топ-менеджер вернется уже бывшим руководителем волжского автогиганта, пока нет. Однако тот факт, что полномочия ставленника "Ростехнологий", нового исполнительного вице-президента "АвтоВАЗа" Игоря Комарова в последнее время серьезно расширились, многие участники рынка считают предвестником более серьезных изменений на предприятии.

Убытков нет, производства тоже

В это же время группа "ГАЗ" рапортовала о возвращении к полной пятидневной рабочей неделе. Впрочем, назвать это возвратом к докризисной "нулевой точке" нельзя, ведь в течение года на предприятиях группы проходили серьезные сокращения. С октября по март численность персонала снизилась со 115,6 тыс. до 84,5 тыс., то есть работы лишились 31,1 тыс. человек. К августу "ГАЗ" сократит еще порядка 7 тыс. сотрудников на предприятиях в Нижнем Новгороде, утверждает министр промышленности и инноваций региона Николай Сатаев.

О том, что группа вышла на безубыточность, ее представители утверждают с конца июня. "АвтоВАЗ" же намерен достичь этой точки к концу года, чему должна способствовать, в частности, и месячная остановка производства.

Все это происходит на фоне падения продаж на российском рынке легковых и легких коммерческих автомобилей на 50%, их производства - на 60%.

Согласно последним данным "АвтоВАЗа", его складские запасы составили в начале июля 80 тыс. машин, а эксперты рынка называют цифру в 85 тыс. на конец месяца. При этом, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи Lada в июне составили 28,8 тыс. машин.

Учитывая регулярные остановки производства и сокращения, не удивительно, что сильнее всего снизил производство Горьковский автозавод. Согласно данным статистическо-аналитического агентства "АСМ-Ходлинг", ОАО "ГАЗ" выпустило за отчетный период всего 445 легковых автомобилей против 15,16 тыс. за январь-июнь 2008 года, а "АвтоВАЗ" произвел 139,4 тыс. против 384,5 тыс. годом ранее.

При этом, несмотря на введение полной рабочей недели, увеличивать производство "ГАЗ" вовсе не намеревается. Объемы производства останутся на уровне июня - планируется произвести 5,6 тыс. автомобилей в июле и столько же в августе. "Объем производства останется на прежнем уровне, так как активизации спроса, которую прогнозировали эксперты на весенний и летний сезон, не произошло", - сообщил представитель компании в среду.

Другой крупнейший отечественный автопроизводитель - "КАМАЗ" - хоть и имеет иные условия конкуренции в сегменте грузовиков, тоже значительно снизил темпы производства - на 65%, до 10,8 тыс. машин. Предприятие работает по фактическому заказу и ежемесячно останавливает производство после того, как очередной план оказывается выполнен.

Поставщики умирают стоя

Нынешняя незапланированная остановка "АвтоВАЗа", которая станет всего лишь второй за год после месячного простоя зимой, ляжет тяжким бременем на поставщиков завода, крупнейшие из которых и без того не могут примириться с необходимостью снизить стоимость своей продукции на 10%, либо вернуться к неудачной схеме оплаты поставок векселями.

"Как мы надеемся, по окончании аудита (который запустил "АвтоВАЗ" на предприятиях несогласных со снижением цен поставщиков) отпускные цены на ряд наших комплектующих должны не снизиться, а повыситься", - говорил в июне "Интерфаксу" представитель "Объединенных автомобильных технологии" (ОАТ) Владимир Кострюков. "В настоящее время заводы ОАТ поставляют целый ряд автокомпонентов на "АвтоВАЗ" себе в убыток, при этом ни разу не сорвав график поставок на конвейер", - подчеркивал он.

Некоторые поставщики оказались в период кризиса в настолько тяжелом положении, что начали банкротства, не дожидаясь месячного простоя своего основного клиента. ОАО "Егорщинский радиозавод", поставляющий предприятию уплотнители, подал в пятницу иск о собственном банкротстве в арбитражный суд Свердловской области. Планируемые поставки продукции на "АвтоВАЗ" в 2009 году должны были составить 268 млн рублей. К началу июля одна только просроченная задолженность ЕРЗ по зарплате достигла 84,5 млн рублей, а кредиторская задолженность составила 1,41 млрд рублей.

При этом поставщики комплектующих "АвтоВАЗа" не верят в то, что снижение стоимости их продукции приведет к выходу предприятия на безубыточность. Участники рынка все больше говорят о том, что к концу года сделать это будет невозможно при нынешних долгах предприятия как самим поставщикам, так и кредиторам.

В ответ на слова исполнительного вице-президента "АвтоВАЗа" Игоря Комарова о том, что просроченная задолженность перед поставщиками за 2008 год целиком погашена, источники на предприятиях - поставщиках комплектующих говорят о том, что часть задолженности за предыдущий год компания выплачивала в феврале и марте текущего года шестимесячными векселями, срок выкупа которых еще не подошел.

Несмотря на то, что "АвтоВАЗ" снизил долг к июлю до 53 млрд рублей, 90% долга по-прежнему приходится на краткосрочные обязательства, хотя в сумму долга включена беспроцентная ссуда от госкорпорации "Ростехнологий" на 25 млрд рублей, за счет которой предприятие уже погасило часть кредитов банкам и долгов поставщикам. Для сравнения, задолженность группы "ГАЗ" составляет порядка 45 млрд рублей и еще 5,6 млрд рублей правительство выделило группе на запуск производства нового завода дизельных двигателей.

Огромные долги, катастрофическое падение спроса, постепенное "угасание" поставщиков, опасность социальных катаклизмов - если российский автопром пройдет через все эти испытания и выживет, не опустошив при этом государственный бюджет, значит, убить его не сможет уже ничто.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });