Через тернии в Ихлаву

В Чехии есть не только Карловы Вары. Пора запомнить новые названия: "Ихлава", "Сильвердок", "Истсильвер"

Через тернии в Ихлаву
Фото: Reuters

Москва. 9 ноября. INTERFAX.RU – Ихлава – это городок в ста с небольшим километрах от Праги. Маленький, но древний, основан в Средневековье. В нем ежегодно проходят фестиваль "Сильвердок" и одновременно с ним кинорынок "Истсильвер" - крупнейшие МКФ и рынок документального кино в Центральной Европе и одни из крупнейших в мире.

Для маленького городка фестиваль – это главное событие года, во время которого улицы оживают, ресторанчики работают в полную силу, а чехи вынуждены воскрешать свои познания в иностранных языках, потому что иностранцы повсюду. Многие из местных жителей еще помнят русский, но уже с трудом, потому что русские фестивалем интересуются мало, а рынком и подавно. В этом году, как мне сказали в дирекции, из России были только я и Виталий Манский, чей фильм "Рассвет/Закат: Далай Лама XIV" был в одной из конкурсных программ. В той же программе был новый этнографический фильм Эдгара Бартенева, но он сам, кажется, не приехал.

Зря не приезжаем. Во-первых, есть, что посмотреть, во-вторых, все-таки это будущее нашей киноиндустрии. Невозможно вечно игнорировать документальное кино и мириться с тем, что наши фильмы кроме фестивалей нигде не нужны. Не вечно то телевидение, которое шарахается от всего, что не попадает в определение формата канала. Не всегда и аудитория будет смотреть только одинаковые блокбастеры: появятся новые сегменты зрителей, которые будут требовать чего-то более интеллектуального и необычного.

Тогда то, что происходит в Ихлаве, заинтересует и нас. Будем подражать, встраиваться в поток. Уже сегодня в Перми подумывают об организации кинорынка при фестивале, возможно, московский "Артдокфест" сможет в ближайшее время провести свой первый питчинг, как это делают в Ихлаве и во всем мире. Питчинг – это когда сидит комиссия из нескольких профессионалов, а также продюсеры и представители телекомпаний, фондов и других «денежных» огранизаций, а авторы фильмов рассказывают о том, что они хотят снять, показывают демо-ролики и говорят, сколько денег им нужно для окончания проекта. Отвечая на вопросы, доказывая, что фильм получится интересным, они привлекают финансирование и договариваются с дистрибьюторами о прокате своего неснятого пока фильма. Наши вгиковцы, не получив госфинансирования или заказа на форматный ТВ-проект, вынуждены заниматься чем угодно, кроме творчества. Питчинги помогли бы решить эту проблему. Это будущее, господа!

В отличие от нашей "Флаэртианы", где фильмы подбираются концептуально и тщательно, "Сильвердок" делает ставку на многообразие. Три основные программы составлены по территориальному принципу. Первая – международная, вторая – восточноевропейская, третья – национальная. В Чехии расцвет документального кино – во многом благодаря государственной поддержке, заказам от телевидения и кинофестивалю с его питчингом, конечно. Даже игровое кино у них в худшем положении. В отношении последних двух программ у меня лично были очень скептические ожидания: будет одна политика, так что смотреть не захочется. Оказалось, что несмотря на боевой дух некоторых картин, есть много миролюбивых экспонатов, а творческие возможности режиссеров не могут не удивлять. Неизвестно, где и у кого они учились, откуда у них столько оригинальных идей, даже если они не всегда блестяще реализованы, но берет зависть. Такое ощущение, что мы засели в каком-то болоте и сидим там, пока наши соседи развиваются и создают произведения искусства. Международная программа удивила меня отсутствием портретных фильмов, что подразумевает расчет на большой экран, и тем, что там было три философских эссе, которых в нашем кино сегодня нет вовсе. А еще сюрпризом международной программы стало то, что Йорген Лет, которого пригласили председателем жюри, стал всем жюри в одном лице. Он не только один судил фильмы, но и, нарушая все традиции, по ходу конкурса комментировал те фильмы, которые смотрел. И наградил в итоге иранскую картину, которую в России никто никогда не увидит. Имя Йоргена Лета вам ни о чем не говорит? Вспомните "Пять препятствий", где фон Триер заставляет старого датского режиссера снимать римейки фильма "Совершенный человек"? Вот это и есть Йорген Лет, которого знает весь мир и которого никто никогда в России не издавал. Этот человек еще спросил у меня: "Почему меня никто не приглашает в Россию? Я давно хочу у вас побывать". Я не знал, как объяснить ему, что о нем у нас никто не знает и что шансов на приезд у него не так много. Потому что все, о чем я пишу тут, и даже сам Лет – это будущее, которое маячит где-то неподалеку, но все никак не наступит.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Умер шведский диджей AviciiУмер шведский диджей Avicii
28-летней музыкант был найден мертвым в МаскатеПодробнее
"Тренер": один в поле воин"Тренер": один в поле воин
В российский прокат вышел дебютный фильм Данилы Козловского в качестве режиссера с ним же в главной ролиПодробнее
Минкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в ДонбассеМинкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в Донбассе
Министерство ждет хороших сценариевПодробнее
10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля
Важные ленты из программ Берлинского кинофестиваля, фильм от автора "Таксиста" и Брюс Ли с БергманомПодробнее
Андрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваляАндрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваля
Председателем жюри в Каннах в этом году станет актриса Кейт БланшеттПодробнее
Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"
На церемонии почтили память недавно скончавшегося Олега ТабаковаПодробнее
Недвижимость
Последние новости