Леджер в Зазеркалье

Каждая новая работа Терри Гиллиама необходимо становится сенсацией для любителей кино. "Воображариум доктора Парнаса" обладает всеми чертами культового фильма

Москва. 2 февраля. INTERFAX.RU – Начать с того, что в последнее время формулировка "последний фильм актера N" необычайно популярна в российском кинопрокате. Один за другим перед нами идут последние работы Краско, Янковского, Абдулова. Причем о последних фильмах режиссеров как-то говорить не принято – многие ли, например, посмотрели последний фильм Олтмана "Компаньоны"?

"Воображариум" - прощание с Хитом Леджером, мастером юродства и просто хорошим парнем, любимчиком всех на свете, умершим во время работы на проекте Терри Гиллиама. Причем проект едва не погиб вместе с Леджером: заменить его было некем, картина практически готова, но самых главных сцен до сих пор нет. После несколько месяцев нерешительности Гиллиам переписал сценарий и доворился с Джонни Деппом, Джудом Лоу и Колином Фаррелом, что они "доиграют" Леджера в фильме так, как будто все так и было задумано. Одного персонажа в результате представляют несколько актеров – прием сегодня распространенный, но всегда встречаемый очень тепло. Популярности фильму сразу добавили фанатки каждого из трех названных актеров. Наконец, Том Уэйтс, сыгравший Мефистофеля, тоже обладает постоянной армией поклонников.

Я веду к тому, что даже не будь это фильм Терри Гиллиама, да еще и превосходно сделанный, "Воображариум" все равно не шел бы при пустых залах.

Но все же речь идет о новой страшной сказке старого монтипайтоновца. Наследие семидесятых очень даже заметно: антиклерикальные мотивы, полицейские, которые после канкана поворачиваются и обнажают зад, наконец, декорации, которые хоть и созданы на компьютере, но при этом выглядят дешевыми картонными задниками – вполне в эстетике телешоу. И еще совершенно дурацкий сюжет, за которым мы вечно ищем глубинный философский смысл. Иногда даже находим. Здесь история такова. Много лет назад где-то в Тибете некий монах встретил дьявола и, поскольку тот доказал бессмысленность восточной религии, принял от него в дар вечную жизнь. Человек он азартный, и регулярно держит с дьяволом пари на человеческие души. К началу нашего столетия он обзавелся дочкой, которая становится новой ставкой в его игре с дьяволом. При этом образ жизни расстриги и способ ведения пари как раз и становятся катализатором нашего внимания. Аттракцион, с которым монах ездит по миру, представляет собой замаскированный выход в подсознание человека, оно же зазеркалье. А там уже происходит битва за душу человека. Очень напоминает один из интереснейших сериалов 90-х "Виртуальная реальность", который загнулся где-то на тринадцатой серии, так как зритель ничего в нем не понял и дальше смотреть не захотел.

Композиционно "Воображариум" представляет собой мозаику из ряда выходов в это зазеркалье некоторого количества людей, обрамленную картиной неприглядной реальности, в которой нищий старик навязывает всем никому не нужное развлечение. В этой же реальности появляется сердцеед и болтун в белом костюме, которого играет Леджер, в которого влюбляется дочка монаха и который, разумеется, станет ключевой фигурой во всей этой заварухе.

Дальше начинается привычная для знатоков творчества Терри Гиллиама фантасмагория, в которой так много логических неувязок, что, кажется, фильм вот-вот рассыплется. Он как тележка бродячего театра главного героя – почему-то едет и почему-то работает, хотя никаких видимых причин для этого нет. Так, старик совершенно не желает вписываться в русло фаустовского поведения и в течение всего фильма кричит, что ему все надоело и что лично он сдается, а дьявол изо всех сил пытается заставить его играть дальше. Его дочка изо всех сил игнорирует влюбленного в нее ассистента монаха и ухаживает за героем Леджера, который только и думает о том, как бы забраться по лестнице в небо. Какие-то богатые тетки прыгают одна за другой в зазеркалье, а потом пытаются усыновить карлика и дарят циркачам свои сумочки. Президент в инвалидной коляске, виселицы в каждой третьей сцене, Том Уэйтс, бегающий по буддийскому храму с микрофоном. Весь этот кошмар несет в себе огромную дозу очарования гротеска и пародии на все на свете, "Воображариум" - фильм странный, как шутка с кроликом-убийцей в одном из фильмов "Монти Пайтон". Это возвращение к молодости и нонконформизму, которое, между прочим, выражается еще и в том, что фильм сделан в Европе (большей частью – в Англии, гражданство которой Гиллиам принял четыре года назад), а не в Голливуде, как и "Страна приливов". Гиллиам известен своими выходками и упущенными возможностями – один только список фильмов, снимать которые он отказался, внушает трепет: "Форрест Гамп", "Кто подставил кролика Роджера", "Храброе сердце", "Чужой: воскрешение", даже "Троя". Вся его жизнь смахивает на цирковой фургончик из "Воображариума", и этот человек – из тех, кто может сделать между съемками перерыв в десять лет, чтобы следующий фильм "Человек, который убил Дон-Кихота" стал именно таким, каким Гиллиам хочет его видеть. То есть безумным и очаровательным.

Обозревтель Сергей Сычев

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи
Конференции