Город потерянных фриков

Когда у тебя пуля в голове, многие вещи кажутся более ясными. Например, что властители мира не менее уязвимы, чем простые смертные

Город потерянных фриков

Москва. 20 мая. INTERFAX.RU - Фильм "Неудачники" невозможно смотреть без разговора о его авторе. Несколько лет назад Жан-Пьер Жене был самым популярным французским режиссером в России. Его фильм "Амели" стал чемпионом по продолжительности кинопроката: в течение двух лет он не сходил с экранов страны, и его посмотрели все люди, которые хоть иногда интересуются современным кинематографом. Это вполне согласуется с мировым успехом фильма, ставшего самым большим финансовым успехом французского кино за всю его историю. Жене – радикальный сказочник, который раз в три-четыре года выпускает по фильму, который становится большим событием у себя на родине.

У нас, если не считать "Амели", о Жене знают синефилы и критики, поэтому необходимо напомнить об этапах фильмографии Жене. "Деликатесы" и "Город потерянных детей", снятые в сотрудничестве с Марком Каро были диковатыми фантастическими историями с элементами сюрреализма. Последний был настолько невероятен, что до сих пор не оценен по справедливости зрителем мира, хотя там были не только использованы беспрецедентные для начала девяностых спецэффекты, но и создана настоящая сказочная вселенная, что большая редкость в искусстве. В большинстве стран эта страшная сказка показалась слишком мрачной, чтобы ее полюбили дети, но во Франции фильм Жене стал одним из главных событий десятилетия. Американский эксперимент с четвертой частью "Чужих" убедил Жене в том, что снимать кино, которое он хочет, можно только в свободолюбивой Франции, так что последовавшее вскоре предложение сделать очередную серию "Гарри Поттера" Жене отклонил. Потом была "Амели", а затем коммерчески успешная, но тем не менее оставлявшая ощущение некоторой усталости "Долгая помолвка" с гигантским бюджетом, в которой Одри Тоту разыскивала своего пропавшего без вести любимого. Жене осознал, что опять склоняется в сторону блокбастера, и ничем хорошим это кончиться не может. Он сделал перерыв в пять лет и выпустил своих "Неудачников" - тоже довольно дорогой по европейским меркам проект (27 миллионов евро).

"Неудачники" - перевод неправильный, да еще не отражает сути происходящего. Правильнее было бы "Плутовство". В этом новом фильме Жене как бы объединены "Амели" и его ранние сюрреалистические работы, фирменный стиль режиссера стал иметь более законченную форму, чем раньше, и стало возможным говорить о возвращении Жене к лучшему в самом себе (одним из косвенных признаков стало появление в фильме постоянного актера Жене Доминика Пинона).

Основные черты творческого мира Жене следующие. Мир у него существует как некий механизм, законы которого можно просчитать, насладиться ими и – несколько подкорректировать их в соответствии со своими целями. В этом мире не видимых обывателю шестеренок обитают чудаки, которые по каким-то причинам уловили ритм механизма, задышали с ним одним дыханием. Их бытие слито с бытием вселенной, оттого эта совокупность представляется нашему глазу конструктом, специфической формой реальности в себе и для себя. Устройство вселенной эзотерично, но индуктивно, следуя от одной замеченной детали к другой, персонаж подбирается к скачку, за которым следует полные постижение мира, гармония с ним и целостность. Просветленные персонажи Жене становятся такими же механистическими внеморальными существами, как вселенная, и от этого картины Жене обладают отрицательным обаянием и пугающим оптимизмом прошедшего лоботомию идиота, способного на все.

После лоботомии начинается и экранная жизнь главного героя "Неудачников", имеющего смертную память, материализованную в виде застрявшей в его голове пули. С помощью похожих на него маргиналов он пытается отомстить продавцам оружия, строя им всяческие козни. Маргиналы настолько гармоничны в своем сумасшествии, что вместо жизни для них именно бытие внутри вселенной, они эластичны, как и она. Это как если бы персонажи "Матрицы" одновременно были бы и главными программистами. Группа фриков моделирует реальность таким образом, чтобы добиться вполне прозаичного результата – посадить за решетку двоих преступников-бизнесменов, но эта прозаическая цель существует как попытка устранить дисгармонию из механизма вселенной. Бизнесмены – живые люди, у которых есть огромная власть, но и свои маленькие слабости. Они позволяют себе быть личностями, а Жене этого позволить не может, механизм вселенной должен включать в себя другие механизмы, как роботы, которых создает один из безумных героев. Все слишком человеческое должно быть исторжено, чем и занимаются те так называемые "неудачники", за которыми мы следим. Жене – сюрреалист и провокатор, но в его механизмах есть своя логика, своя справедливость, своя система мифологем. Но только после конечных титров обязательно нужно писать: "Не пытайтесь повторить это в жизни! И не забывайте, что вы посмотрели сказку".

Обозреватель Сергей Сычев

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"
На церемонии почтили память недавно скончавшегося Олега ТабаковаПодробнее
Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"
Мария Ревякина пожелала Серебренникову, Апфельбаум и другим обрести возможность свободно работатьПодробнее
Умер кинорежиссер Милош ФорманУмер кинорежиссер Милош Форман
Режиссер "Пролетая над гнездом кукушки" скончался в США в возрасте 86 летПодробнее
В "Тихом месте" черти водятсяВ "Тихом месте" черти водятся
В российский прокат вышел очень тихий ужастик с Эмили Блант и Джоном КрасинскиПодробнее
Фильм Серебренникова о Цое вошел в конкурс Каннского кинофестиваляФильм Серебренникова о Цое вошел в конкурс Каннского кинофестиваля
Кроме того, в основную программу смотра вошли новые фильмы Жан-Люка Годара, Спайка Ли и "Хан Соло"Подробнее
Настасья Кински вошла в жюри Московского кинофестиваляНастасья Кински вошла в жюри Московского кинофестиваля
Киносмотр пройдет с 19 по 26 апреляПодробнее
Недвижимость
Последние новости