Дуэль реальностей

Не следует обманываться фотографией на афише: в новом фильме Дени Деркура будут не только благородные мужчины, отстаивающие честь прекрасных дам

Дуэль реальностей

Москва. 26 мая. INTERFAX.RU – "Завтра на рассвете" постоянно обманывает зрителя. Начинается он с того, что перед нами дерутся на шпагах два кавалера. Туманное утро, хмурые секунданты – все выдает костюмный фильм, который еще вдобавок и стартует банально и безыскусно. В следующей сцене современный учитель музыки с лицом Венсана Переса дает урок игры на фортепиано. Мы ждем, что времена как-то свяжутся, что будет какая-нибудь чепуха вроде реинкарнации или один из дуэлянтов был прадедом пианиста и оставил ему дневник с наставлениями. Вскоре выясняется, что ничего подобного: два героя из разных сцен – родные братья, живут они в одно время, просто один из них увлечен ролевыми играми.

С этого момента смотреть становится интересно. Не помню, чтобы до сих пор в каком-либо экранном произведении так подробно и глубоко рассматривалось это новое явление в западной цивилизации. Тысячи, если не миллионы, людей шьют себе костюмы, дают друг другу тумаки, разыгрывают представления с участием бесплатной массовки и полностью поглощены существованием в виртуальной вселенной. Никому до них нет дела, они просто чудики-маргиналы, а в России это, в основном, подростки, технари и неудачники, которые начитались плохой литературы и строят свою жизнь по ее подобию. Автор фильма "Завтра на рассвете" Дени Деркур предлагает всмотреться в их жизнь пристальнее. Здесь речь идет не о том, что закрытое общество фанатиков представляет собой и загадку, и опасность, как в "С широко закрытыми глазами" или "Бойцовском клубе". Хотя и это тоже, а опасность, олицетворенная персонажем блестящего Орельена Рекуана, выглядит особенно харизматично.

В сознании человека двадцать первого столетия странным образом перемешаны чувственная реальность, абстракции сознания, мистические откровения, чудаковатые фантазии. Интеллектуальная и нравственная толерантность говорят ему, что все эти уровни восприятия, любые реальности, которые для него имеют значение, - равноценны. То есть каждый выбирает сам тот мир, в котором он живет. В ранних государствах человек принадлежал к сословию и мог выбирать внутри него. Потом он получал одно за другим права большей или меньшей свободы действия в рамках того государственного строя, в котором ему повезло родиться. Но древнейший и примитивнейший по своей сути институт государственности всегда оставался неким крайним пределом, за который в своем стремлении к свободе выбраться нельзя. Кесарю все равно приходилось отдавать кесарево. Новейшее время предложило индивидууму инструментарий, материал и интеллектуальную возможность для конструкции реальности нового уровня свободы, где исчезает институт государственности – по крайней мере, на то время, что человек бегает в своем самодельной костюме, а этот период, как доказывают персонажи фильма "Завтра на рассвете", может, при известных условиях, быть равным всей человеческой жизни.

Здесь, правда, проявляются более архаичные формы устройства общества, и ролевые игры всегда так или иначе ретроспективны. Даже фэнтэзи апеллирует больше к средневековому мировосприятию, чем к некой абсолютно вымышленной абстракции. Мужчины почти во всех ролевых играх стремятся показать свою силу, отвагу, честность, разделить мир на друзей и врагов. Женщины балансируют между предельными слабостью и утонченностью, либо наоборот вспоминают времена матриархата и объявляют себя амазонками. Все это вызывает на уровне своей реализации больше скуки, чем любопытства у стороннего наблюдателя, но стоит ему начать играть, и – о, чудо! – он уже не может вырваться из этой игры. Его ветхий человек вступил в свои права, и теперь придется либо остаться на этом уровне, либо проделать путь к человеку новому, но уже самостоятельно, без костыля культуры. Именно такова дилемма интеллигента с нервозами, который пристал к своему брату только для того, чтобы вытащить его из ролевых игр со шпагами в руках. Человек без сознания своей ипостаси уравнивает реальности и выбирает из них те, что поближе. В случае с фильмом "Завтра на рассвете" даже не совсем ясно, предупреждение ли это или призыв туда, к простоте ролевых систем нашего времени. От той ролевой игры, в которую мы играем сейчас, конечно.

Обозреватель Сергей Сычев

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
"Тренер": один в поле воин"Тренер": один в поле воин
В российский прокат вышел дебютный фильм Данилы Козловского в качестве режиссера с ним же в главной ролиПодробнее
Минкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в ДонбассеМинкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в Донбассе
Министерство ждет хороших сценариевПодробнее
10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля
Важные ленты из программ Берлинского кинофестиваля, фильм от автора "Таксиста" и Брюс Ли с БергманомПодробнее
Андрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваляАндрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваля
Председателем жюри в Каннах в этом году станет актриса Кейт БланшеттПодробнее
Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"
На церемонии почтили память недавно скончавшегося Олега ТабаковаПодробнее
Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"
Мария Ревякина пожелала Серебренникову, Апфельбаум и другим обрести возможность свободно работатьПодробнее
Недвижимость
Последние новости