Старше на несколько месяцев

В фильме "Малыши" прослеживается путь ребенка от рождения до первого самостоятельно сделанного шага.

Старше на несколько месяцев

Москва. 4 июня. INTERFAX.RU - Так уж сложилось, что почти любой разговор о документальном кино начинается либо с Флаэрти, либо с Вертова. Так и с фильмом "Малыши" Томаса Бальмеса: никуда не деться от того флаэртианского начала, которое ощутимо присутствует в картине.

Четыре малыша в разных концах света растут в течение своего первого года под прицелом кинокамеры. Кинематограф длительного наблюдения – это первый и главный принцип великого родоначальника документального кино. Трудно сказать, сколько часов материала получила съемочная группа в результате съемок, но выбирать точно было из чего. Дети в этой картине рождаются, открывают глаза, впервые осмысленно двигают ногами и руками, учатся узнавать окружающих, ползают, наконец, ходят. Каждое из этих действий – новая ступень развития человеческого существа, его становления личностью. Этот год жизни для младенца самый интенсивный, нужно слишком много успеть, и камера не имеет права упустить из виду ни одного момента взросления.

Тяга к экзотике, народам, которые до сих пор находятся в первобытном слиянии с миром, дала нам когда-то "Нанука", "Моану" и многие другие фильмы Флаэрти. Бальмес тоже отправляется в Африку, Монголию, Японию, чтобы сравнить жизни детей в разных цивилизациях. Маленькие негритята живут в грязи, облеплены мухами, они с собаками облизывают друг друга, но все это происходит под заботливым материнским взглядом. Монгольский ребенок живет в лучших условиях и больше предоставлен самому себе, но он также тянется к животным, с таким же удивлением созерцает мир. Японский ребенок в техногенной атмосфере японской богатой семьи находится в более закрепощенном состоянии, каждый его шаг регламентируется правилами социальной системы. Вспомним, что один из лучших фильмов Флаэрти, "Луизианская история", снят на американском материале, и обратим внимание на американскую семью, где ребенок много времени проводит один и где его одиночество скрашивается игрушками и тренажерами для малышей.

Флаэрти в своем кино часто показывает детей и животных, они наиболее естественны и удивительны в тех диких условиях, о которых идет речь. У Бальмеса весь фильм переполнен живностью. Малыши всего мира мучают коз, кошек, собак и всех, до кого удается дотянуться. Взрослые автора не интересуют, некоторых родителей мы в фильме не увидим вовсе.

Флаэрти всегда влюблен в своих персонажей, и мы поневоле проникаемся этим же чувством к тем посторонним для нас детям, которых мы увидели первый и последний раз в жизни у Бальмеса. С замиранием сердца мы наблюдаем, как неловкие попытки сдвинуться с места переходят в неловкое ползание или как ребенок реагирует на свое отражение в зеркале. Ужасаемся бедности одних малышей и лишению связи с миром других. Параллели, которые проводит Бальмес, ведут нас к парадоксальному сочетанию схожести и различия в жизнях этих младенцев. Такое ощущение, что нет тысяч километров, а есть одна большая дружная семья, которая воспитывает детей сообща, как в платоновском государстве.

Итак, во всем, что касается флаэртианской традиции, фильм следует практически безукоризненно. Но в начале этого материала я сказал, что эти сравнения приводятся каждый раз, как заходит разговор о документальном кино, и очень часто фильм это сравнение выдерживает. Следовательно, удовлетворять выработанным много лет назад правилам не так почетно, как может показаться. Стоит выделяться и общего потока чем-то еще. Фильм Бальмеса примечателен здесь тем содержанием любви, которое в последнее время не характерно для кинематографа длительного наблюдения. В остальном же он представляет собой профессионально сделанное произведение с безукоризненной операторской работой, приятной музыкой и массой забавных сцен с детьми и животными. Беспроигрышный вариант для семейного кино, свой десяток миллионов в мировом прокате фильм уже собрал. Но никуда не деться от легкого ощущения скуки и раздражения, которое иногда охватывает во время просмотра. Африку и Монголию во всех их прелестях мы за последние годы вдоволь насмотрелись, и нас этой экзотикой не купишь. Детей и животных видели (и не только на экране) тоже немало – настолько, что злоупотреблять их фотогеничностью справедливо считается неприличным. Япония – куда ни шло. Идея показывать человека по мере его взросления тоже обросла бородой. В "Малышах" нет чего-то такого, что цепляло бы оригинальностью, свежестью. Есть отдельные сцены, которые заставляют удивиться или улыбнуться, даже пара триллинговых моментов. Но не хватает чего-то главного, чтобы не хотелось снова вспоминать Флаэрти и в который раз – сравнивать, сравнивать. Вся эта последняя часть текста не значит, что фильм плох – вполне себе симпатичная картина. Просто всегда ждешь открытий, и иногда становится грустно, когда их не оказывается.

Обозреватель Сергей Сычев

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Умер шведский диджей AviciiУмер шведский диджей Avicii
28-летней музыкант был найден мертвым в МаскатеПодробнее
"Тренер": один в поле воин"Тренер": один в поле воин
В российский прокат вышел дебютный фильм Данилы Козловского в качестве режиссера с ним же в главной ролиПодробнее
Минкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в ДонбассеМинкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в Донбассе
Министерство ждет хороших сценариевПодробнее
10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля
Важные ленты из программ Берлинского кинофестиваля, фильм от автора "Таксиста" и Брюс Ли с БергманомПодробнее
Андрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваляАндрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваля
Председателем жюри в Каннах в этом году станет актриса Кейт БланшеттПодробнее
Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"
На церемонии почтили память недавно скончавшегося Олега ТабаковаПодробнее
Недвижимость
Последние новости