Четыре танкиста

На экраны российских кинотеатров вышел главный призер прошлогоднего кинофестиваля в Венеции - израильский фильм о Первой ливанской войне "Ливан". У зрителей есть возможность посмотреть на ее начало через прицел танка

Четыре танкиста

Москва. 17 августа. INTERFAX.RU – Первый день Первой ливанской войны 1982 года. Экипаж израильского танка, состоящий практически из новобранцев, продвигается по территории Ливана и в какой-то момент из-за ошибок командного состава оказывается в окружении сирийских наемников. Впрочем, и сами танкисты по пути следования допустили немало ошибок - подвергли опасности сопровождавшую их пехоту, по ошибке взорвали машину с мирным жителем и практически уничтожили свою собственную. Похоже, только солдаты армии ливанских фалангистов, вызвавшиеся вывести израильских военных из окружения, знают точно, чего хотят - а именно, завладеть танком и сирийским пленным, находящимся на его борту. В остальном первый день войны выдался на редкость бессмысленным и беспощадным.

"Ливан" - это фильм израильского режиссера Самуэля Маоза, который на прошлогоднем Венецианском международном кинофестивале получил главную награду - "Золотого льва", обойдя в конкурсе такие фильмы, как "Одинокий мужчина" Тома Форда и "Дорога" Джона Хиллкоута. Словосочетание "израильский пацифистский фильм о войне в Ливане" обеспечило Маозу еще ряд главных наград на нескольких кинофестивалях по всему миру и десять номинаций на премию израильской киноакадемии у себя на родине. Можно даже сказать, что он обошел по наградам своего знаменитого предшественника - анимационный фильм на ту же тему "Вальс с Баширом", вышедший на экраны годом ранее и побывавший в основном конкурсе Канн. Правда, по сравнению с фильмом Ари Фольмана "Ливан" все равно выглядит намного бледнее.

Основная его проблема состоит как раз в неприкрытом пафосе пацифизма. Маоз вместе с нами смотрит на происходящее через прицел танка и часто фокусирует его на самые ужасные последствия войны - разорванные в клочья тела еще живых людей, страдания ни в чем не повинных мирных жителей и так далее. Другими словами, показывает то, что мы каждый день можем увидеть в выпусках новостей - растиражированные образы, которые и сделали большинство населения планеты бесчувственными к чужому горю и образам войны. Но для произведения искусства этого явно не достаточно: всем и так давно известно, что смысла в бесконечных жертвах и разрушениях нет, а недавнее нападение израильских войск на "Флотилию свободы" и без награды Венецианского кинофестиваля дает понять, что с 1982 года в командовании израильской армии мало, что изменилось.

"Ливан", как и продолжающий тенденцию субъективного взгляда на ближневосточные конфликты фильм Кэтрин Бигелоу "Повелитель бури", - низкобюджетен и это, конечно, придает ему свежести: вся история разворачивается в более чем ограниченном пространстве кабины танка. Четверо солдат, каждый из которых абсолютно не понимает, что он должен делать и что от него хотят командиры, проживают свой первый день войны, как судный день. Именно лица этих актеров, а не попадающие в прицел наводчика жертвы и разрушенные горящие дома, лучше всего передают идею Самуэля Маоза. Потому что, как бывший танкист, который сам участвовал в этой войне, он лучше других знает, что в душе каждого простого солдата происходит драма, которую не сможет передать ни один выпуск новостей.

Обозреватель Артем Ушан

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
"Тренер": один в поле воин"Тренер": один в поле воин
В российский прокат вышел дебютный фильм Данилы Козловского в качестве режиссера с ним же в главной ролиПодробнее
Минкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в ДонбассеМинкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в Донбассе
Министерство ждет хороших сценариевПодробнее
10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля
Важные ленты из программ Берлинского кинофестиваля, фильм от автора "Таксиста" и Брюс Ли с БергманомПодробнее
Андрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваляАндрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваля
Председателем жюри в Каннах в этом году станет актриса Кейт БланшеттПодробнее
Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"
На церемонии почтили память недавно скончавшегося Олега ТабаковаПодробнее
Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"
Мария Ревякина пожелала Серебренникову, Апфельбаум и другим обрести возможность свободно работатьПодробнее
Недвижимость
Последние новости