ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Четыре разгневанные женщины

Новый фильм Веры Сторожевой "Компенсация" - попытка сделать жанровый триллер о киднеппинге

Четыре разгневанные женщины

Москва. 26 августа. INTERFAX.RU - Вера Сторожева известна как режиссер, который в любом своем фильме остается прежде всего женщиной. Что бы они ни делала, у нее все равно получается мелодрама, в которой мужчины, в основном, существа слабые и никчемные. Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, все какие-то пришибленные, подленькие, но все равно симпатичные – героиням в большей мере, чем зрителям. В общем, и кино у Сторожевой о том, что мужиков на свете не осталось, поэтому бабам приходится все делать самим, начинать с нуля. Вот даже хотя бы "Путешествие с домашними животными", где героиня, будто проснувшись, проходила процесс младенчества, или "Скоро весна", где монахиня управляет целым подворьем, состоящего из всякой шпаны. Принцы – они такие небритые и готовые на неожиданные приятности, но в конце концов все равно куда-то исчезают. Так что, бабоньки, придется как-нибудь самостоятельно…

Построены фильмы Сторожевой так же, как и жизнь героинь. В них чувствуется много силы, которая таится в каждой женщине и которую той однажды приходится пускать в дело. В них всегда очевидна работа с актером, затачиваемым под авторскую индивидуальность Сторожевой. В них много красивых деталей и случайных персонажей, не говоря о зыбкости сюжетных линий, то возникающих, то исчезающих, оставляя флер некоторой жеманности. Наконец, в них есть неторопливость и неожиданность, которые в сочетании своем периодически бьют наповал мужскую часть аудитории и встречают понимающие улыбки у женской.

Все перечисленное осталось в эксперименте с жанровым кино под названием "Компенсация". Фабула вызывает недоумение. Две сестры хоронят мать, которую когда-то давно бросил ради другой женщины принц-Куценко. Сестры решают отомстить отцу, который виноват в их несчастной жизни. Они отправляются из провинциального городка в Москву, чтобы похитить его дочь от второго брака и заставить его понервничать. Жена принца изменяет его, доказывая в каждом кадре, что во второй брак вступать нельзя, потому что будет хуже. Собственно, все последующее течение фильма стремится не столько добиться саспенса (его, собственно, вообще практически не будет, несмотря на смерти в кадре и за кадром), сколько доказать, что из семьи нельзя уходить ни за что на свете.

Правда, у придирчивого зрителя могут возникнуть вопросы. Например, с матерью двух девочек мы не знакомы, но судя по двум истеричным подросткам, можно предположить, что от такой воспитательницы сбежал бы не только свободолюбивый герой Куценко. Это так, к слову, но есть и другие, более существенные замечания. Девочки получают квартиру в центре Москвы за просто так, потому что живший там дед повесился на торчащем из потолка крюке, а ключи от квартиры им приносит эльф. Самое загадочное существо в фильме, которое исчезает из картины навсегда. Или вот такое: старшая сестра попадает в аварию, а потом просыпается в студенческом общежитии, и услышанная ей сквозь сон песня внушает ей, что похищенную сводную сестру нужно вернуть. Или вот фарсовая сцена, в которой герой Епифанцева, следователь, устраивает демонстративное приставание к жене Куценко чуть ли не у него на глазах – без всяких оснований, тем более что Толкалину для этой роли гримеры превратили в настоящую ведьму. Таких моментов в фильме много, и если по отдельности каждый из них еще можно допустить, то вместе они заставляют считать "Компенсацию" скорее пост-модернистской вариацией, пародией на жанр киднеппинговых фильмов, чем на серьезное кино. От этого и проблема, поставленная в фильме, воспринимается больше с юмором, чем с пониманием, тем более что актеры, кроме как всегда блистающего Куценко, будто специально играют на уровне школьного спектакля.

Если есть режиссеры, которые не поместятся ни в каком жанре, как бы ни пытались, то один из них Вера Сторожева. Как ни крути, ее искренность и честность мешают ей всерьез погрузиться в придуманную историю о каких-то девочках, которые бегают по Москве и грызутся друг с другом. Сторожева насыщает фильм смертной памятью, размещая по всему фильму трупы, увлекается незначительными деталями, разрушает выбранные ею же координаты. "Компенсация" - отнюдь не жанровый фильм. Может быть, это компенсация нехватки юмора в нашем массовом кинематографе.

Обозреватель Сергей Сычев

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });