ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 22:56

Напоминание о Флаэрти

В Перми завершился главный МКФ документального кино в России "Флаэртиана". Просмотр новых зарубежных фильмов подчеркивает как отставание отечественного кино от зарубежного, так и мировой кризис документалистики как направления в искусстве

Напоминание о Флаэрти
Фото: flahertiana.ru

Москва. 25 октября. INTERFAX.RU – Про кризис отечественного кино было сказано довольно много, в том числе в моей прошлой статье о фестивале "Россия", опубликованной на interfax.ru. Поговорим лучше о том, что творится в неигровом кино за пределами нашей страны – прежде всего, на материале той конкурсной программы, которая была представлена на фестивале.

С профессиональной точки зрения в Европе и США кино делается почти безупречно. Первое, что обращает на себя внимание, - это качество изображения. Здесь и замечательная операторская работа: композиция кадра, панорамирование и тревеллинги, даже съемки чуть ли не бегу или скрытой камерой, фокус изображения – все выполнено так, что будто дышишь чистым воздухом после смога нашего современного подхода к "картинке". Заметно и то, какая серьезная работа проведена с изображением на стадии пост-продакшна. Цветокоррекция и устранение «зерна» сделаны тщательно, скрупулезно. Существенная часть фильмов из программы выглядели так, что хотелось делать стоп-кадры и сохранять их на память в виде образцов. Я не удержался и спросил у председателя жюри Виктора Габриловича, зав.кафедрой неигрового кино во ВГИКе, почему наша известная во всем мире операторская школа не проявляет себя в документальном кино так же, как в игровом. Он ответил, что всему виной нехватка денег в бюджете картин, из-за чего операторы иногда расценивают документальное кино, как халтуру, с которой нечего особенно церемониться. К тому же, часто операторами являются сами же режиссеры, которых мастерству владения камерой никто не учил. Может быть, Виктор Петрович прав, но я лично сомневаюсь, что даже если бы бюджеты фильмов увеличились в пять раз, качество операторской работы сильно бы улучшилось. Все-таки документалистика – это своего рода подвижничество, и деньги в ней редко заставляли людей работать лучше. Наверное, нужна какая-то другая мотивация.

Звук фильмов выполнен не хуже, чем у их более богатых игровых соседей. Мы всегда можем расслышать то, что говорят персонажи, да еще и имеем возможность насладиться шумами и музыкой, которые создатели фильма тщательно отрегулировали. Здесь действительно нужны деньги и время, спорить не приходится. Драматургия большей части фильмов продумана таким образом, чтобы полуторачасовая картина не казалась затянутой. Наше телевидение это умение у документалистов всеми силами уничтожает. Тематический разброс довольно широк, замечательное владение жанровыми схемами, смелый подход к материалу, отсутствие дидактики в чистом виде – это все те достоинства, которые следует отметить.

Но есть и кое-что, не меняющееся из года в год. Все же очевидно, что и авторы, и зрители на Западе понимают документальное кино как некоторую разновидность публицистики. Здесь тема и герой в их раскрытии чаще всего оказываются важнее художественной составляющей. Приводит этот подход не только к сужению даже тех возможностей, которые были намечены Вертовым и Флаэрти, не говоря уже о более поздних художников документального кино. Мы наблюдаем этот подход у американских киноакадемиков, он доминирует в Амстердаме на IDFA и других МКФ мира, он начинает заявлять себя как едва ли не единственно возможный. Границы документального кино сужаются, и любая попытка за них вырваться несет в себе риск непонимания и отторжения. Документальные фильмы мира – это расследования и фиксации социальных и политических проблем в общем или частном масштабе. Такой фильм, "Мугабе и белый африканец" (режиссеры Люси Бейли и Эндрю Томпсон, Великобритания), получил главный приз жюри и приз Гильдии киноведов и кинокритиков России. Жюри ФИПРЕССИ, в составе которого мне пришлось работать на фестивале, решило эту тенденцию не поощрять. Мы наградили финский фильм "Мачо на досуге" (режиссер Мика Ронкайнен), потому что в нем не было расследования политических преступлений или сочувственно-любопытствующего взгляда на беспризорников, а вместо этого режиссер попытался рассказать о самых обычных финских парнях, которые регулярно проигрывают матчи в регби, не умеют знакомиться с девушками и не способны решить проблемы с работой. Но которые не отчаиваются, идут в сауну, а на следующий день рассказывают о невинных приключениях после нее. В этом фильме есть та сложная, но не громоздкая композиция вкупе с действительным вниманием к "маленькому человеку", которая делает его достойным поддержки.

Заслугой фестиваля является то, что среди массы производимых фильмов он выбирает и те, в которых есть художественный поиск. Среди картин мы увидели и экспериментальное эссе, и разработку флаэртианского "слегка намеченного сюжета", и внедрение в реальную обстановку актера для создания художественного эффекта, и много других любопытных решений. Они косвенно доказывают, что многие документалисты мира все же стараются выбраться из узкой колеи публицистики и фиксации и снимают фильмы, ради которых стоит каждый год ездить в Пермь.

Обозреватель Сергей Сычев

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });