Дверь в Моррисона

Жанр неигрового кино о рок-музыке пополнился еще одним достойным представителем – Том ди Чилло снял When You’re Strange об истории группы The Doors

Дверь в Моррисона

Москва. 14 декабря. INTERFAX.RU - Группе The Doors очень повезло со временем возникновения: в конце шестидесятых поп-культура была в полной мере готова к новым музыкальным мифам. Музыканты властвовали думами революционно настроенной молодежи везде. На телевидении шоу Эдда Салливана показывало номера известнейших исполнителей, в кинотеатрах шли фильмы Пеннебейкера и Мэйслесов о Бобе Дилане, The Beatles, The Rolling Stones, Вудстоке, выпускались книги – и это не считая миллионных продаж пластинок, радиопрограмм и концертов по всей стране. The Doors получили все сразу. У них были скандальные телеэфиры, их постоянно снимали кинокамеры, турне и отдельные выступления по стране заканчивались стычками с полицией, о которых писали все газеты. Кажется, мифология The Doors и ее солиста Джима Моррисона настолько подробно изложена, что в короткой истории группы не осталось ни одного белого пятна. Моррисон умер в 27 лет, но его популярность и после смерти позволила зарабатывать на бренде The Doors миллионы.

Через тридцать лет после его смерти выяснилось, что реального Моррисона за информационным потоком в десятки кино- и телефильмов массовая аудитория совсем не знает, осталась только оболочка. Об этой не раз заявляли оставшиеся в живых участники группы, особенно недовольные тем, что для большинства людей Моррисон – это персонаж Вэла Килмера в одном из лучших фильмов Оливера Стоуна The Doors. Отмечая талантливую игру актера (Килмер для роли специально потолстел на 6 килограммов) и образный ряд фильма, музыканты настаивали на том, что однажды "нужно рассказать всю правду о Джиме".

Рассказать эту правду решил Том ди Чилло - автор фильмов "Джонни-замша" и "Жизнь в забвении", а также оператор ранних картин Джима Джармуша. When You’re Strange – это первый в истории полнометражный документальный фильм о группе, причем сделанный не в традиционном для подобного рода документалистики форме, где "говорящие головы" монтируются с хроникой или игровыми реконструкциями. Ди Чилло пошел более сложным путем монтажного фильма, и сложность эта диктовалась тем, что материалы о группе уже много раз использовались до него. К счастью для ди Чилло обнаружился старый и никому не известный фильм Hwy: An American Pastoral, который тогда еще студент киношколы Моррисон снял с Полом Феррарой, причем сам Моррисон в этом фильме такой, каким его никто не видел на пленке, - уже бородатый, но еще не обрюзгший. Сочетание кадров из этого фильма с уже известными публике кадрами позволило ди Чилло создать нечто вроде метафизического роуд-муви о путешествии Моррисона к своей истинной сущности. Или к смерти, о чем свидетельствуют первые кадры картины. Забавно, но во время фильма часто складывается впечатление, что он сделан именно в пику шедевру Стоуна. И, хотя другим членам группы голос напрямую не предоставлен, мы явственно ощущаем их давление на режиссера. У Стоуна Моррисон воспевается и мифологизируется, у ди Чилло он часто предстает заигравшимся нарциссом, который сам не знает, чего хочет, и только мучает всех своей гениальностью. Стоун делает упор на эмоциях, скандалах, любовной линии. Ди Чилло подружку Моррисона отправил на задворки сюжета, его повествование сосредоточено на фактах, и особенно подчеркивается коммерческий аспект деятельности Моррисона и его друзей. Непонятно, правда, сарказм это или характерный для Запада метод оценки жизни человека через его материальный успех.

После выхода фильм ожидал оглушительный провал на премьере в Сандэнсе. Роковая ошибка ди Чилло заключалась в том, что закадровый комментарий к фильму прочел он сам. В его непрофессиональном исполнении все содержание фильма потеряло свой смысл и показалось критикам собранием банальностей и пошлостей, еще одна спекуляция на известном имени. Тогда ди Чилло обратился за помощью к Джонни Деппу, который к тому времени уже показал свой талант рассказчика в документальном фильме Алекса Гибни "Гонзо. Жизнь и смерть доктора Хантера Томпсона". Депп с радостью откликнулся, и в When You’re Strange зазвучал его голос. После работы Депп восхищенно рассказывал, как, работая с материалом, он "будто видел все глазами Джима, Джона, Рэя и Робби, настолько мастерски сделан этот фильм. В нем Джим воскрес, чтобы напомнить нам, что до сих пор он один из самых значительных рок-легенд/поэтов/шаманов, которые когда-либо всходили на сцену. А группа, которая позади него, добавляла топливо в этой безумной гонке в историю. Никакой документальный фильм о рок-н-ролле не смог бы показать это лучше". В чем-то Депп прав, фильм действительно выдающийся, и сам Депп с его отстраненной манерой чтения сыграл в этом не последнюю роль. Хотя, но это уже вкусовщина, конечно, фильмы Пеннебейкера, Мэйслесов и Лернера превосходят его в том, что не имеют среди своих задач рассказ биографии героя, тем более что она и так довольно известна.

Обозреватель Сергей Сычев

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Андрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваляАндрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваля
Председателем жюри в Каннах в этом году станет актриса Кейт БланшеттПодробнее
Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"
На церемонии почтили память недавно скончавшегося Олега ТабаковаПодробнее
Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"
Мария Ревякина пожелала Серебренникову, Апфельбаум и другим обрести возможность свободно работатьПодробнее
Умер кинорежиссер Милош ФорманУмер кинорежиссер Милош Форман
Режиссер "Пролетая над гнездом кукушки" скончался в США в возрасте 86 летПодробнее
В "Тихом месте" черти водятсяВ "Тихом месте" черти водятся
В российский прокат вышел очень тихий ужастик с Эмили Блант и Джоном КрасинскиПодробнее
Фильм Серебренникова о Цое вошел в конкурс Каннского кинофестиваляФильм Серебренникова о Цое вошел в конкурс Каннского кинофестиваля
Кроме того, в основную программу смотра вошли новые фильмы Жан-Люка Годара, Спайка Ли и "Хан Соло"Подробнее
Недвижимость
Последние новости