День рождения короля смеха

Михаил Пуговкин: "Я и мысли не допускаю, что последняя моя роль уже сыграна, нет, она еще впереди!"

Москва. 13 июля. INTERFAX.RU - Всенародно любимый актер, король отечественной кинокомедии, Михаил Пуговкин сегодня отмечает свое 85-летие. О человеке невообразимого таланта и невероятной судьбы, снявшемся в 101 фильме, но твердо знающем, что "последняя его роль еще впереди", - очерк обозревателя "Интерфакса" Нины Коваленко.

"Я родился в деревне Рамешки Чухломского района Ярославской области 13 июля 1923 г., во время сенокоса", - так начинает М.Пуговкин свои биографические заметки. "В семье я был третьим сыном, поскребышем. В честь двух дедов мои родители Иван Михайлович и Наталья Михайловна окрестили меня Михаилом. В доме и в деревне все меня называли Минькой". "В 1936 г. мама тяжело заболела, ей потребовалась операция. В Чухломе ее сделать было невозможно, поэтому наша семья переехала в Москву, в Печатный переулок, дом 5, к маминой сестре Вере Михайловне".

Там, у Веры Михайловны их собралось в одной комнате 12 человек. Михаил был еще не взрослый, но и не ребенок (13 лет), и потому будущего великого артиста разместили под лестницей. "Прибавив себе несколько годков, - вспоминает Пуговкин, - я устроился на работу на тормозной завод имени Кагановича на улице Лесной учеником электромонтера. А после работы, не умывшись, весь чумазый, бегал на Новослободскую улицу в клуб им.Каляева в драматический кружок…"

Как, отчего, скажите, мальчишка из бедной рабочей семьи, словно сошедшей со страниц горьковской мемуарной прозы, так потянулся к театру? Имея за плечами по части образования три класса сельской школы, а из художественного воспитания, постижения прекрасного – столь изруганную и осмеянную интеллигенцией художественную самодеятельность? Как бы то ни было, драгоценное зерно, которое, очевидно, от рождения нес в себе деревенский мальчишка с круглым лицом и носом картошкою, пало на нужную почву, пусть и самодеятельную. Зашел однажды на репетицию ребят профессиональный режиссер, худрук Московского драматического театра, увидел Пуговкина и пригласил его к себе в театр.

"Так, в 1939 г., я стал артистом профессионального столичного драмтеатра на Сретенке, - вспоминает Михаил Иванович. – А в 1940 г. меня, уже 19-летнего, заметил известный кинорежиссер Григорий Рошаль. Он пригласил меня сняться в его картине "Дело Артамоновых". Мне досталась маленькая роль купца Степаши Барского, который пытается переплясать главного героя на свадьбе. Это был мой первый фильм".

Диву даешься порой, из каких совпадений соткана жизнь! Съемки первого и единственного эпизода в его первом фильме закончились 22 июня 1941 г., в 1-й день войны. Ему было 17. Военкомат принимал добровольцев, желающих пойти на фронт, с 18 лет. Не задумываясь, Михаил прибавил себе год и отправился на фронт, бить фашистов. Его определили в стрелковый полк № 1147 в качестве разведчика. Через полтора года он был тяжело ранен в ногу под Ворошиловградом. Комиссован с фронта.

Михаил вернулся в Московский драматический театр, и вскоре получает первую в его жизни главную роль в пьесе "Москвичка". В 20 лет – главная роль в московском театре, положено начало в кино… Слава Богу, голова у М. Пуговкина держалась крепко, не закружилась, несмотря на кажущиеся успехи, он понял, что ему надо учиться. Здесь опять удачно сошлись какие-то звездные пути в межпланетных просторах. Надо ж так все рассчитать, чтобы к тому моменту, когда до самородка из Тверского края дошло, что ему надо учиться, до высших корифеев великого Художественного театра – МХАТа дошло, что нужно им создавать свою театральную школу. Вы будете смеяться, но в первый набор студийцев только что организованной при МХАТе школе-студии первым был записан Михаил Пуговкин.

"Я счастливый человек, - скажет впоследствии Пуговкин, - меня без образования (три класса сельской школы) великий Иван Михайлович Москвин принял в первый набор студийцев, и я был его любимым учеником…"

"Отбор в школу-студию проходил в конце сентября 1943 года. Можете себе представить? Шла война, а уже думали о будущем, такой дух был у государства. Иван Михайлович Москвин увидел мои документы и удивился:

- Вы же артист! Уже артист" и хотите учиться?

- Мне нужно, - говорю, - учиться, очень нужно.

Москвин стал смотреть дальше документы и вдруг воскликнул:

- Но у вас же три класса образования!

Пришлось рассказать свою биографию: как жил, работал, как из самодеятельности меня пригласили в театр, как перед войной снимался в кино. Как ушел на фронт, воевал, лечился в госпитале. Москвин выслушал и разрешил участвовать в конкурсе. Меня приняли, и Иван Михайлович сам ходил в Управление высшей школы хлопотать. Он сказал там, что аттестат об образовании утерян мной на фронте". А через полтора года Пуговкина отчислили из школы-студии: он не смог сдать зачеты по марксизму и истории.

"После учебы в Школе-студии при МХАТ я уехал в театр Северного флота. Был я в Мурманске всего лишь один сезон, но за это время мне удалось сыграть четыре роли, причем в ту пору для меня очень сложные. Например, в спектакле "Молодая гвардия" по роману Фадеева я был Олегом Кошевым. А в "Русском вопросе" по пьесе Константина Симонова играл издателя Макферсона".

Однажды в нашем театре на спектакле появился Борис Андреевич Бабочкин. Он посмотрел "Русский вопрос", а затем сказал режиссеру, что все артисты играют прилично, но Пуговкин, играя не свою роль, самый живой в спектакле человек. Потом работал в Вильнюсе. Часто гулял по его улицам и мечтал о Москве. В конце концов, вернулся в родной город, стал искать работу в театре. Показывался в Театре сатиры, Театре Красной армии и Ленкоме. Выбрал Ленком. Правда, он тогда так еще не назывался – был просто Театром имени Ленинского Комсомола, главным режиссером был Иван Берсенев.

"В театре им. Ленинского Комсомола я проработал восемь лет с 1949 по 1958 гг., а в конце 50-х решил окончательно оставить театр и целиком посвятить себя кинематографу". Популярность Михаилу Пуговкину пришла после кинофильмов "Солдат Иван Бровкин", "Дело пестрых", "Земля и люди", "Девушка с гитарой". Но самым лучшим временем в кино, как он сам считает, было время работы с режиссерами Леонидом Гайдаем (шесть фильмов подряд) и Андреем Тутышкиным ("Свадьба в Малиновке", "Шельменко – денщик"), а также с великим режиссером – сказочником Александром Роу.

"У Роу я сыграл целых четырех королей и царей. Еще вспоминаю, как о счастье, как о сказке, работу с Александром Абдуловым. Недавно так трагически, так несправедливо ушедший от нас, этот гениальный мальчик (мальчик, в сравнении со мной) в 1999 г. также доверил мне сыграть короля в своем замечательном фильме "Бременские музыканты". Это был 99-й мой фильм…"

"Но… пришли другие времена, и теперь я иногда снимаюсь в рекламных роликах. Да, тут как-то снялся в рекламе фирмы металлических дверей "Ягуар-М", а также в рекламных роликах "Золотой конек", автосервиса "Владимир".

В одном из недавних интервью Михаила Ивановича спросили, правда ли, что он вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый снимающихся актер? "Я бы вошел в эту книгу, да дорогу туда не знаю. В принципе, я считаю себя актером нераскрытым. И вообще, думаю, что мало сделал в кино. Вот уже пять или шесть лет, как я не снимаюсь по-крупному, но не теряю надежды…"

Еще один вопрос часто задают М.Пуговкину сегодня – изменилось ли в сегодняшнем российском обществе восприятие юмора? И над чем сегодня смеется Михаил Пуговкин? Вот один из ответов "короля смеха": "Конечно, сегодня смеются иначе и над другими вещами, - говорит Пуговкин. – Юмор ведь, в принципе, дело легкое, простое, незамысловатое. Сказал – и пошел дальше. А сегодня в юморе стало больше злости, сарказма. Я бы не хотел стать объектом такого, с позволения сказать, юмора. Ну, а сам я смеюсь сегодня исключительно над собой. Не знаю, как я выгляжу со стороны, но мои сверстники в американском кино играют крупных мафиози, даже пылких любовников, а мне тут недавно предложили роль очередного пьяного дворника. Я со смехом отказался: зачем снова играть то, что прискучило мне еще 35-40 лет назад?"

День рождения Пуговкина – 13 июля. Не самая располагающая к оптимизму. Но он относится к этому числу по-доброму, и, как кажется, с полным основанием ждет от магической цифры адекватного отношения. "13-е число для меня счастливое, - заявляет актер. - Каждый месяц мы ждем этот день с нетерпением – обязательно случается что-то хорошее: приятные новости, встречи со старыми друзьями… Внук и правнук тоже родились 13-го числа!" Вот еще одна из примет, в которые верит актер Пуговкин: если во время съемок комедии в группе слишком много веселья – хорошее кино не получится.

Михаил Пуговкин создал множество комедийных образов: хитрый денщиц Шельменко, покоритель женских сердец режиссер Якин из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", прораб из "Операции "Ы", вещающий лодырю о том, как космические корабли бороздят мировое пространство, и множество других, не похожих друг на друга лиц. Ничего удивительного, что его во время творческих встреч тысячи раз просили: "Расскажите что-нибудь смешное о съемках!" На самом деле, смешного на съемочной площадке очень мало. Есть только тяжелый труд, и то, что на экране кажется легким и веселым, дается бессонными ночами и многочасовым напряжением. Михаил Иванович сам придумывал фразы и детали, которые украшали роль. Помните "Свадьбу в Малиновке": "Бац-бац, и мимо"? "А вообще-то, при съемках комедий часто происходили трагические случаи, - рассказывает Пуговкин. – Когда снимали "Спортлото-82", пострадали сразу три актера, в том числе и я. Я нечаянно опрокинул на себя бидон с кипятком, месяц не мог работать и на съемки пришел забинтованный".

Совсем не смешно было Михаилу Ивановичу и когда его пригласили на роль отца Федора в "12 стульях". "Я и в те времена не скрывал, что верю в Бога, вырос в верующей семье", - говорит Пуговкин. – Когда надел рясу, крест, аж спина похолодела, не по себе стало. Сказал об этом режиссеру Леониду Гайдаю, а он: "Давайте перекрестимся и будем снимать!". Я после этого спросил совета у мамы: соглашаться на роль священника, или нет. Она сказала, что если нет глумления над Богом, то ничего, можно". Роль удалась, правда, "отомстила" по-мелкому": знаменитую сцену пребывания отца Федора на неприступной скале снимали на натуре – в Дарьяльском ущелье у Эльбруса.

"Я актер, не каскадер, и лезть на 50-метровую скалу было все-таки нелегким делом, - признается Пуговкин. – И ведь дело одним дублем не обошлось, я себе все руки ободрал. Гайдай снижу спрашивает: "Михаил Иванович, неужели так трудно?" а я ему: "Залезайте!" Он полчаса лез, тоже руки ободрал. Но сляни. А потом, когда просматривали материал в Москве, выяснилось, что "нет высоты, ощущения пропасти", и эпизод переснимали в павильоне, на фанерной горке".

В дефицитное советское время актера часто спрашивали: какую именно колбасу стащил отец Федор у Бендера и Кисы, когда герои "12 стульев" встретились на Кавказе? Оказывается, "Краковскую". Обычно во время съемок застолий реквизит использовался натуральный, и актеры с удовольствием отдавали должное яствам. Исключением стали только апельсины из "Спортлото-82". Достать их в Крыму в то время не было никакой возможности, поэтому вместо них в знаменитой пытке апельсинами использовали крашеные муляжи. Единственный настоящий плод ел Пуговкин.

"Только артисту дается такая возможность – жить жизнью разных людей и судеб. И каждая судьба, пусть и на время, становится твоей судьбой, частицей твоей души. В этом, может быть и есть само счастье профессии. Да, актер – лишь инструмент в руках режиссера. Я достиг желаемой независимости и свободы только сейчас, достиг той редкой для этой зависимой профессии высоты, когда можно делать то, что хочешь, и там, где пожелаешь. Мне помогали и помогают в жизни мои зрители. Все, что я сделал в кино – я сделал для них", - говорит Михаил Пуговкин.

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи