Большой театр: новости хорошие и не очень

Анатолий Иксанов, генеральный директор Большого театра, затрудняется ответить на вопрос, когда же именно закончится реставрация здания

Большой театр: новости хорошие и не очень
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 15 июля. INTERFAX.RU - Большой театр России завершил свой 232-й сезон. Об итогах минувшего сезона и о программе нового – интервью генерального директора театра Анатолия Иксанова корреспонденту "Интерфакса" Нине Коваленко.

Итак, Анатолий Геннадьевич, Большой театр завершил свой очередной, уже 232-й сезон.

Да, и мы ознаменовали это событие на минувшей неделе гала-концертом на нашей Новой сцене. Но если быть совсем точным, 232-й сезон завершился пока лишь для публики. Артисты же и музыканты еще продолжают работать: и опера, и балет, и оркестр отбыли в разные страны на гастроли. Адреса? Это Греция (Афины), где буквально на этих днях Большой покажет оперу "Борис Годунов" Мусоргского, а затем Оркестр Большого театра даст там симфонический концерт с участием солистов оперы.

Далее – 18-19 сентября – оркестр, хор и солисты оперы примут участие в известном музыкальном фестивале земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия).

У наших артистов и музыкантов в Германии очень интересная программа: они представят в концертном исполнении малоизвестные на Западе оперы Сергея Рахманинова "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини". Завершит программу также гала-концерт.

Ну, и самые длительные гастроли, которые действительно завершат нынешний сезон, состоятся в Нидерландах. Туда выехал наш балет в полном составе. Уже 16 июля зрители Амстердама увидят балет "Лебединое озеро" Петра Чайковского, а всего балет покажут 7 раз.

Кроме того, в Нидерландах мы покажем "визитную карточку" Большого балет "Спартак" Арама Хачатуряна, и "Светлый ручей" Дмитрия Шостаковича. Эти гастроли продлятся вплоть до 27 июля.

Так что финал нынешнего сезона у нас, как видите, получился весьма насыщенным.

А в целом этот сезон Вы считаете удачным, успешным?

Да, я бы сказал – да. Не все получилось так, как хотелось бы. Но в целом, сезон был очень напряженным и интересным. Было очень много важных гастролей на престижных площадках.

Какие бы из множества гастролей Вы выделили?

Прежде всего – Париж и Милан. В Милане – Ла Скала, гастроли оркестра и хора. В Париже – большие балетные гастроли. Париж и Милан – главные музыкальные площадки Европы, так что успех там для нас очень важен.

Анатолий Геннадьевич, какую из пяти премьер, поставленных в минувшем сезоне, Вы считаете самой значимой?

Для меня лично, это, конечно, балет "Пламя Парижа". Это очень достойная работа, я считаю. Очень понравилась мне наша новая "Пиковая дама", опера, да. И особенно музыкальная составляющая этого спектакля. Не случайно над этим работал Михаил Плетнев, один из лучших музыкантов эпохи. И он такой эстетский этот спектакль. Хотел бы отметить также: очень важно, что с нами работали в этом сезоне такие крупнейшие дирижеры, как Юрий Темирканов, Геннадий Рождественский… Так что, в целом я оцениваю сезон как интересный и успешный.

Перейдем к будущему сезону – 233-му. Там что интересного будет, на Ваш взгляд?

Во-первых, состоятся четыре премьеры – две оперные и две балетные. Вернее даже, три балетные – мы сейчас ведем переговоры по поводу постановки на нашей сцене "Драгоценностей" Джорджа Баланчина, обсуждаем пока этот вопрос. Очень активно, сразу, мы начинаем в новом сезоне гастрольную деятельность. Первые гастроли – с 6 по 11 сентября этого года - состоятся в Париже. Более того, наш театр открывает сезон Парижской оперы – да, в Опера Гранье, в историческом здании, которое в России принято обычно было называть Гранд-опера. И вот на открытие сезона Парижской Опера-Гранье Большой театр покажет новую, не всеми признанную, но в том-то, может, ее особый интерес, - нашу новую постановку оперы "Евгений Онегин" Чайковского. Во время гастролей постановка будет записана французской компанией на DVD. 10 сентября спектакль будет показан в прямой трансляции по нашему телеканалу "Культура". Дальше интересные гастроли балета предстоят в Японии – целый месяц. Продолжаем мы программу "Большой – России": в октябре балет улетит в Екатеринбург.

Потом – интересные и важные гастроли оперные. Опера летит у нас в июне 2009 г. (т.е. уже в конце сезона) в Японию, и в июле – в Ла Скала, закрывать сезон, между прочим. Значит, в сентябре 2008 г. Большой театр открывает сезон Парижской оперы и спустя 9 месяцев закроет сезон Миланской оперы.

Большой как бы под опеку берет два самых знаменитых театра мира, так что – принято?

Да нет, в первый раз такая честь оказывается театру другой страны. И этим театром выбран наш.

Ничего не скажешь, здорово!

В Милане будет тот же "Евгений Онегин", а в Японии – "Пиковая дама" и "Евгений Онегин".

Ну, кроме того, будем участвовать в оперном сезоне в Абудаби, как это было в нынешнем сезоне, и еще большие гастроли балетные будут в США и в Мексике – это тоже в конце сезона, в июне 2009-го. В июне же у нас в Москве состоится такое важное событие, как международный балетный конкурс, который проходит раз в 4 года и который возглавляет Юрий Григорович. Это будет 10-й, юбилейный конкурс, под руководством нашего выдающегося хореографа.

Анатолий Геннадьевич, года два назад с таким шумом были приняты в труппу два или три начинающих артиста балета. Столько о них тогда писали, помните? А сейчас что-то затихли.

Нет, они не затихли, наоборот, в этом сезоне они получили международную известность. Наталья Осипова получила премию английских критиков в Лондоне как лучшая балерина. А Иван Васильев был удостоен премии "Открытие в балете". И в Лондоне же труппа Большого театра получила первую премию как лучший зарубежный классический балетный коллектив. Это беспрецедентный случай, когда один коллектив в одном сезоне получает сразу три самых высоких премии от критиков одной страны и даже города. Причем премию как "лучший балетный классический коллектив" мы получили второй раз подряд!

А что Вы имели в виду, говоря, что не все получилось в минувшем сезоне? Речь шла о реконструкции основного здания, там что-то не заладилось?

Нет, речь о сугубо творческих проблемах, о том, что мы делали в этом сезоне. Просто есть вещи, которые мне не понравились в постановке того или иного спектакля, в решении каких-то определенных сцен, или концертных программ, ну и т.д. Но это вопросы, которые решаются внутри коллектива, в процессе дальнейшей работы. Это не значит, что я вынесу сейчас эти вопросы на публику и устроим мы с Вами такое вселенское вече…

Ну, хорошо. И все же, ходят слухи, что в поставленные сроки историческое здание театра не смогут открыть… Есть основания под такими слухами?

К сожалению, есть.

То есть, весной 2009 г. строители не сдадут свой объект и артисты не войдут в отреставрированное здание, чтобы начать его освоение и приступить к репетициям?

Этого точно весной 2009 не будет.

И осенью 2009 г. новый старый Большой театр не откроет двери для публики, как обещалось?

Скорее нет, чем да.

Вообще в 2009 г. театр не откроется?!

Я не могу Вам ответить на этот вопрос. Этот вывод будет делать комиссия, которая там сейчас работает. Они смотрят планы, графики, они будут делать выводы...

Недавно я беседовала с одной из артисток Большого театра – не преклонного, но солидного возраста. Так вот она сказала: "Боюсь, что мой родной театр закрылся на вечную реставрацию". Неужели такие мрачные слова оправдаются? И почему? Почему опять и опять все откладывается?

Насчет мрачных слов – думаю, это все-таки сильное преувеличение. Насчет же того, почему? Сейчас там работает комиссия.

А что случилось?

Да ничего не случилось. Просто объект – действительно необычайной сложности. И там все время возникают непредвиденные обстоятельства. Объем потерь, которые понесло здание за полтора столетия, качество этих потерь оказались гораздо серьезнее, чем предполагали самые опытные специалисты и показывали самые изощренные новейшие обследования. Строителям буквально чуть ли не ежедневно приходится сталкиваться с тем, что только они начинают работу над каким-то фрагментом стены, фундамента, и вдруг начинает все скрипеть, сыпаться. То и дело приходится возводить временные укрепления, чтобы ничего не обвалилось. И тогда другая вся работа в этом секторе останавливается. Естественно, время затягивается. Но если мы не хотим новостроя, примеров которого по Москве возведено уже немало, если мы хотим чтобы наш уникальный театр стоял еще века и не потерял при этом ни одного из своих уникальных акустических, эстетических, художественно-эмоциональных качеств, мы должны идти на все это, быть терпеливыми и разумными. Вот и все.

Нина Коваленко

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
"Тренер": один в поле воин"Тренер": один в поле воин
В российский прокат вышел дебютный фильм Данилы Козловского в качестве режиссера с ним же в главной ролиПодробнее
Минкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в ДонбассеМинкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в Донбассе
Министерство ждет хороших сценариевПодробнее
10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля
Важные ленты из программ Берлинского кинофестиваля, фильм от автора "Таксиста" и Брюс Ли с БергманомПодробнее
Андрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваляАндрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваля
Председателем жюри в Каннах в этом году станет актриса Кейт БланшеттПодробнее
Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"
На церемонии почтили память недавно скончавшегося Олега ТабаковаПодробнее
Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"
Мария Ревякина пожелала Серебренникову, Апфельбаум и другим обрести возможность свободно работатьПодробнее
Новости в разделах
Недвижимость
Последние новости