ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 13:50

Большой театр: новости хорошие и не очень

Анатолий Иксанов, генеральный директор Большого театра, затрудняется ответить на вопрос, когда же именно закончится реставрация здания

Большой театр: новости хорошие и не очень
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 15 июля. INTERFAX.RU - Большой театр России завершил свой 232-й сезон. Об итогах минувшего сезона и о программе нового – интервью генерального директора театра Анатолия Иксанова корреспонденту "Интерфакса" Нине Коваленко.

Итак, Анатолий Геннадьевич, Большой театр завершил свой очередной, уже 232-й сезон.

Да, и мы ознаменовали это событие на минувшей неделе гала-концертом на нашей Новой сцене. Но если быть совсем точным, 232-й сезон завершился пока лишь для публики. Артисты же и музыканты еще продолжают работать: и опера, и балет, и оркестр отбыли в разные страны на гастроли. Адреса? Это Греция (Афины), где буквально на этих днях Большой покажет оперу "Борис Годунов" Мусоргского, а затем Оркестр Большого театра даст там симфонический концерт с участием солистов оперы.

Далее – 18-19 сентября – оркестр, хор и солисты оперы примут участие в известном музыкальном фестивале земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия).

У наших артистов и музыкантов в Германии очень интересная программа: они представят в концертном исполнении малоизвестные на Западе оперы Сергея Рахманинова "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини". Завершит программу также гала-концерт.

Ну, и самые длительные гастроли, которые действительно завершат нынешний сезон, состоятся в Нидерландах. Туда выехал наш балет в полном составе. Уже 16 июля зрители Амстердама увидят балет "Лебединое озеро" Петра Чайковского, а всего балет покажут 7 раз.

Кроме того, в Нидерландах мы покажем "визитную карточку" Большого балет "Спартак" Арама Хачатуряна, и "Светлый ручей" Дмитрия Шостаковича. Эти гастроли продлятся вплоть до 27 июля.

Так что финал нынешнего сезона у нас, как видите, получился весьма насыщенным.

А в целом этот сезон Вы считаете удачным, успешным?

Да, я бы сказал – да. Не все получилось так, как хотелось бы. Но в целом, сезон был очень напряженным и интересным. Было очень много важных гастролей на престижных площадках.

Какие бы из множества гастролей Вы выделили?

Прежде всего – Париж и Милан. В Милане – Ла Скала, гастроли оркестра и хора. В Париже – большие балетные гастроли. Париж и Милан – главные музыкальные площадки Европы, так что успех там для нас очень важен.

Анатолий Геннадьевич, какую из пяти премьер, поставленных в минувшем сезоне, Вы считаете самой значимой?

Для меня лично, это, конечно, балет "Пламя Парижа". Это очень достойная работа, я считаю. Очень понравилась мне наша новая "Пиковая дама", опера, да. И особенно музыкальная составляющая этого спектакля. Не случайно над этим работал Михаил Плетнев, один из лучших музыкантов эпохи. И он такой эстетский этот спектакль. Хотел бы отметить также: очень важно, что с нами работали в этом сезоне такие крупнейшие дирижеры, как Юрий Темирканов, Геннадий Рождественский… Так что, в целом я оцениваю сезон как интересный и успешный.

Перейдем к будущему сезону – 233-му. Там что интересного будет, на Ваш взгляд?

Во-первых, состоятся четыре премьеры – две оперные и две балетные. Вернее даже, три балетные – мы сейчас ведем переговоры по поводу постановки на нашей сцене "Драгоценностей" Джорджа Баланчина, обсуждаем пока этот вопрос. Очень активно, сразу, мы начинаем в новом сезоне гастрольную деятельность. Первые гастроли – с 6 по 11 сентября этого года - состоятся в Париже. Более того, наш театр открывает сезон Парижской оперы – да, в Опера Гранье, в историческом здании, которое в России принято обычно было называть Гранд-опера. И вот на открытие сезона Парижской Опера-Гранье Большой театр покажет новую, не всеми признанную, но в том-то, может, ее особый интерес, - нашу новую постановку оперы "Евгений Онегин" Чайковского. Во время гастролей постановка будет записана французской компанией на DVD. 10 сентября спектакль будет показан в прямой трансляции по нашему телеканалу "Культура". Дальше интересные гастроли балета предстоят в Японии – целый месяц. Продолжаем мы программу "Большой – России": в октябре балет улетит в Екатеринбург.

Потом – интересные и важные гастроли оперные. Опера летит у нас в июне 2009 г. (т.е. уже в конце сезона) в Японию, и в июле – в Ла Скала, закрывать сезон, между прочим. Значит, в сентябре 2008 г. Большой театр открывает сезон Парижской оперы и спустя 9 месяцев закроет сезон Миланской оперы.

Большой как бы под опеку берет два самых знаменитых театра мира, так что – принято?

Да нет, в первый раз такая честь оказывается театру другой страны. И этим театром выбран наш.

Ничего не скажешь, здорово!

В Милане будет тот же "Евгений Онегин", а в Японии – "Пиковая дама" и "Евгений Онегин".

Ну, кроме того, будем участвовать в оперном сезоне в Абудаби, как это было в нынешнем сезоне, и еще большие гастроли балетные будут в США и в Мексике – это тоже в конце сезона, в июне 2009-го. В июне же у нас в Москве состоится такое важное событие, как международный балетный конкурс, который проходит раз в 4 года и который возглавляет Юрий Григорович. Это будет 10-й, юбилейный конкурс, под руководством нашего выдающегося хореографа.

Анатолий Геннадьевич, года два назад с таким шумом были приняты в труппу два или три начинающих артиста балета. Столько о них тогда писали, помните? А сейчас что-то затихли.

Нет, они не затихли, наоборот, в этом сезоне они получили международную известность. Наталья Осипова получила премию английских критиков в Лондоне как лучшая балерина. А Иван Васильев был удостоен премии "Открытие в балете". И в Лондоне же труппа Большого театра получила первую премию как лучший зарубежный классический балетный коллектив. Это беспрецедентный случай, когда один коллектив в одном сезоне получает сразу три самых высоких премии от критиков одной страны и даже города. Причем премию как "лучший балетный классический коллектив" мы получили второй раз подряд!

А что Вы имели в виду, говоря, что не все получилось в минувшем сезоне? Речь шла о реконструкции основного здания, там что-то не заладилось?

Нет, речь о сугубо творческих проблемах, о том, что мы делали в этом сезоне. Просто есть вещи, которые мне не понравились в постановке того или иного спектакля, в решении каких-то определенных сцен, или концертных программ, ну и т.д. Но это вопросы, которые решаются внутри коллектива, в процессе дальнейшей работы. Это не значит, что я вынесу сейчас эти вопросы на публику и устроим мы с Вами такое вселенское вече…

Ну, хорошо. И все же, ходят слухи, что в поставленные сроки историческое здание театра не смогут открыть… Есть основания под такими слухами?

К сожалению, есть.

То есть, весной 2009 г. строители не сдадут свой объект и артисты не войдут в отреставрированное здание, чтобы начать его освоение и приступить к репетициям?

Этого точно весной 2009 не будет.

И осенью 2009 г. новый старый Большой театр не откроет двери для публики, как обещалось?

Скорее нет, чем да.

Вообще в 2009 г. театр не откроется?!

Я не могу Вам ответить на этот вопрос. Этот вывод будет делать комиссия, которая там сейчас работает. Они смотрят планы, графики, они будут делать выводы...

Недавно я беседовала с одной из артисток Большого театра – не преклонного, но солидного возраста. Так вот она сказала: "Боюсь, что мой родной театр закрылся на вечную реставрацию". Неужели такие мрачные слова оправдаются? И почему? Почему опять и опять все откладывается?

Насчет мрачных слов – думаю, это все-таки сильное преувеличение. Насчет же того, почему? Сейчас там работает комиссия.

А что случилось?

Да ничего не случилось. Просто объект – действительно необычайной сложности. И там все время возникают непредвиденные обстоятельства. Объем потерь, которые понесло здание за полтора столетия, качество этих потерь оказались гораздо серьезнее, чем предполагали самые опытные специалисты и показывали самые изощренные новейшие обследования. Строителям буквально чуть ли не ежедневно приходится сталкиваться с тем, что только они начинают работу над каким-то фрагментом стены, фундамента, и вдруг начинает все скрипеть, сыпаться. То и дело приходится возводить временные укрепления, чтобы ничего не обвалилось. И тогда другая вся работа в этом секторе останавливается. Естественно, время затягивается. Но если мы не хотим новостроя, примеров которого по Москве возведено уже немало, если мы хотим чтобы наш уникальный театр стоял еще века и не потерял при этом ни одного из своих уникальных акустических, эстетических, художественно-эмоциональных качеств, мы должны идти на все это, быть терпеливыми и разумными. Вот и все.

Нина Коваленко

Новости

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });