Грозовая мука творчества

Новая экранизация единственного романа поэтессы Эмили Бронте без пресловутого 3D, видимого актерского напряжения и крайностей перевоплощения изматывает зрителя не хуже трюков больного воображения

Грозовая мука творчества

Москва. 13 марта. INTERFAX.RU - Андрея Арнольд - режиссер со скромной в количественном отношении фильмографией: отмеченная "Оскаром" короткометражка "Оса", еще парочка других, и три полнометражных, вместе с вышедшим "Грозовым перевалом", картины. Свою соотечественницу сначала заметила Британская академия, за ней Канны, потом была прошлогодняя номинация в Венеции. Но все это, конечно же, просто статистика.

В своих работах Арнольд проявляет непостижимое качество – "нутряное" мастерство живописания, воздухом, светом, силой и слабостью, и пускай за визуальную составляющую ее фильмов принято "отсыпать" комплименты в адрес ее бессменного соавтора оператора Робби Райана, которого в "Грозовом перевале" отметили жюри Венецианской Мостры, сама Андрея в своих фильмах повсюду.

Просачивающаяся информация о подробностях съемочного процесса в ее работах лишь подтверждает эти немного в аналитическом смысле бессмысленные интуитивные догадки. Арнольд – педант, а это в наши дни уже с легкостью объявляют самостоятельным методом, но из ее придирчивости и гипервнимания к деталям, как это ни парадоксально звучит, рождается настоящая поэзия. Поэтому, наверное, условный "язык" романа, написанного поэтом, оказался режиссеру так близок, "близок" не как утверждение об известной доступности литературных предпочтений Арнольд, а как субъективное ощущение, что "Грозовой перевал" дождался своей пока самой правдивой экранизации, при всем уважении к кинематографическим предшественникам.

Последний "Грозовой перевал" действительно очень мало похож на поэтапную визуализацию художественного текста с сохранением или "переколпачиванием" сюжета, структуры, композиции, характеристик героев и прочих вещей, составляющих так называемый "подход" к решению поставленной задачи. С классикой у нас ведь как принято поступать, либо корсеты, букли, парики и нелепость современных лиц в декорациях и костюмах а-ля "Малый театр", грешат этим и у нас и "взарубежом", можно еще, ломая текст, диалоги, перебросить героев из века в век, все смешать залить "майонезом" осовременивания и выдать за новаторство и передовитость. Такое происходит повсеместно, а о причинах явления можно только догадываться. Общекультурный редукционизм обычно легко драпируется километрами паутинной ткани и ловко прячется под реквизитными столешницами. Но Андрея Арнольд в "Грозовой перевал" жизнь не вдохнула, на такое определение автор вряд ли бы согласился, она эту "жизнь" книжную скорее просто выдохнула. Выдох, помноженный на глубокие личные ощущения обернулся продувным ветром с вересковых пустошей и проливным ледяным дождем, под которым мечется и бьется в конвульсиях продрогшая до костей человеческая сущность. "Таксидермический" путь в возвращении классики на экраны Арнольд ну никак не подошел бы, выпотрошить "чучелко" романа и набить его безмерным кривляньем - не по ней, задачу перед собой режиссер ставила непосильную, но у "Грозового перевала" прослушивается пульс, а это в тысячу раз нужнее подобострастного любования на немые экспонаты кунсткамеры

Обозреватель Полина Грибовская

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Умер шведский диджей AviciiУмер шведский диджей Avicii
28-летней музыкант был найден мертвым в МаскатеПодробнее
"Тренер": один в поле воин"Тренер": один в поле воин
В российский прокат вышел дебютный фильм Данилы Козловского в качестве режиссера с ним же в главной ролиПодробнее
Минкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в ДонбассеМинкультуры РФ предложило запустить сериал или фильм о событиях в Донбассе
Министерство ждет хороших сценариевПодробнее
10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля10 главных фильмов юбилейного Московского кинофестиваля
Важные ленты из программ Берлинского кинофестиваля, фильм от автора "Таксиста" и Брюс Ли с БергманомПодробнее
Андрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваляАндрей Звягинцев вошел в жюри Каннского кинофестиваля
Председателем жюри в Каннах в этом году станет актриса Кейт БланшеттПодробнее
Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"
На церемонии почтили память недавно скончавшегося Олега ТабаковаПодробнее
Недвижимость
Последние новости