ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Эрмитаж vs ГМИИ: борьба за искусство

Идею директора ГМИИ им. Пушкина Ирины Антоновой о воссоздании Музея нового западного искусства не поддержали ни в Эрмитаже, ни в Минкультуры. Эрмитаж готов делиться экспонатами лишь "в виртуальной форме"

Эрмитаж vs ГМИИ: борьба за искусство
Фото: Reuters

Москва. 21 мая. INTERFAX.RU – Идея воссоздания Музея нового западного искусства, предложенная директором ГМИИ им. Пушкина Ириной Антоновой в ходе "прямой линии" с президентом России Владимиром Путиным 25 апреля, вызвала ожесточенные дискуссии. Экспертному сообществу пока что не удалось прийти к компромиссу.

Напомним, Антонова предложила восстановить МНЗИ, вернув в него экспонаты, переданные Эрмитажу после ликвидации музея, что вызвало протест у директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Глава правительства Дмитрий Медведев поручил министру культуры Владимиру Мединскому совместно с Союзом музеев России рассмотреть вопрос о целесообразности воссоздания в Москве Музея нового западного (современного) искусства до 3 июня.

На заседании экспертного совета Минкультуры во вторник 21 мая Мединский заявил, что воссоздание музея современного западного искусства может стать еще больше ошибкой, чем его ликвидация. "Говоря откровенно, я убежден, что тогда, в 1948 г., была совершена большая ошибка: не надо было ликвидировать музей. Но я не уверен в том, что исправление ошибки не может стать еще большей ошибкой", - подчеркнул министр.

За доступность музейных фондов

Антонова в свою очередь заявила, что готова передать будущему МНЗИ часть коллекции из собрания ГМИИ имени Пушкина. "Об этом мы говорили с самого начала. Мы готовы предоставить свою часть коллекции, которая оказалась в нашем музее после раздела", - сказала Антонова. Директор Пушкинского музея не видит ничего предосудительного в передаче объектов изобразительного искусства от музея к музею, если это позволит большему числу людей ознакомиться с ними. По ее словам, с 1924 по 1930 гг. Пушкинский музей передал 1125 картин в другие музеи, в том числе находящиеся в Крыму, на Урале и в Сибири. Перераспределение музейных фондов позволило обогатить российские музеи, подчеркнула Антонова.

Подобный процесс наблюдается и в музеях Западной Европы. "Мы знаем, что Лувр отдает часть своей коллекции городу Мец, лондонские музеи перемещают свои коллекции в менее богатые и нуждающиеся в этом музеи Великобритании", - сказала Антонова, добавив, что в России в некоторых музеях ряд произведений искусства столетиями недоступен для посетителей.

Пиотровский готов делиться виртуально

Директор Государственного музея Эрмитаж Михаил Пиотровский в свою очередь сказал, что не видит необходимости передавать работы из его фондов в ГМИИ им. Пушкина. Вместо этого, по его словам, можно проводить совместные выставки и создать виртуальный музей нового западного искусства. "Есть много способов совместного использования коллекции. Мне кажется, что над этим как раз и нужно работать и предлагать новые проекты", - заявил Пиотровский.

Перемещение фондов из одного музея в другой должно совершаться только с согласия обеих сторон, а что возродить музей нового западного искусства в Москве можно в виртуальной форме, считает директор Эрмитажа. "Это можно делать, используя все современные методы: от этикеток до виртуального музея. Я думаю, что создание виртуального музея нового западного искусства было бы блестящим памятником", - сказал Пиотровский, добавив, что это позволит и сохранить фонды Эрмитажа, и сделать их более открытыми.

Полтавченко и третий этаж

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко в полемике между Антоновой и Пиотровским встал на сторону последнего. Он направил директору Эрмитажа письмо, в котором выразил обеспокоенность судьбой коллекции французской живописи XIX - XX веков. "Третий этаж Эрмитажа - это гордость Санкт-Петербурга. Трудно переоценить заслугу Эрмитажа в том, что это искусство, ценность которого во время ликвидации музея западного искусства была неочевидна, было извлечено из заточения и достойно представлено в Эрмитаже", - отмечается в письме его пресс-службы.

Полтавченко заверил Пиотровского, что правительство северной столицы целиком и полностью поддерживает его позицию и сделает все возможное, чтобы отношения между Эрмитажем и ГМИИ им. Пушкина остались в рамках культурного диалога.

Миграция картин

В 1920-1930-е гг. в несколько приемов в ГМИИ поступило более 540 картин, изъятых из основного собрания Эрмитажа. Среди них были первоклассные работы Рембрандта, Рубенса, ван Дейка, Йорданса, Пуссена, Ватто, Тициана. В начале 1930-х годов Эрмитажу в качестве компенсации за полотна старых мастеров передаются 93 картины из Музея нового западного искусства, который был создан в 1923 г. на основе слияния Первого и Второго музеев новой западной живописи.

После ликвидации ГМНЗИ в 1948 г. директор Эрмитажа Иосиф Орбели договорился с директором ГМИИ Сергеем Меркуровым разделить коллекцию. В Москве остались полотна Курбе и Мане, а полотна импрессионистов и постимпрессионистов большей частью ушли в ГМИИ. Эрмитажу было отдано щукинское собрание кубистических картин Пикассо.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });