Две оперы "Золотой маски"

Постановки двух классических опер российских композиторов: традиции в астраханском "Евгении Онегине" и игры с эпохами в "Царской невесте" Михайловского театра

Две оперы "Золотой маски"
Сцена из оперы "Евгений Онегинн" Астраханского театра оперы и балета
Фото: официальный сайт фестиваля "Золотая маска"/Павел Симаков

Москва. 19 марта. INTERFAX.RU - Редакция Interfax.ru продолжает знакомить с номинантами на театральную премию "Золотая маска". В конце февраля в рамках фестиваля прошел единственный показ оперы Пермского театра оперы и балета "Носферату".

Позже в Москве показали еще две привозные оперы – постановку "Царской невесты" петербургского Михайловского театра и "Евгения Онегина" Астраханского театра оперы и балета.

"Любви пленительные сны, да нравы нашей старины"

Тем зрителям, которым неприятна сама мысль о более-менее вольном обращении с классическим материалом и о режиссерских экспериментах в постановке, особенно понравился бы астраханский "Евгений Онегин". Это пример того, как сочетаются академический подход к материалу и современные технологические возможности театра. Спектакль поражает своим визуальным оформлением. Погруженный в воду дом Лариных и склонившиеся над ним плакучие ивы, цвета времен дня и времен года, трогательные пейзажи средней полосы России и суровый весенний Петербург, на фоне которого происходит финальное объяснение главных героев, – все это заслуга художника Елены Вершининой, номинированной на "Золотую маску". При создании декораций использовалась уникальная технология живописи на прозрачном пластике, что дает возможность свету проникать буквально в каждую деталь.

Светом управляла Ирина Вторникова, и за свою работу она тоже номинирована на "Золотую маску", которую, вполне вероятно, получит. Именно мерцание листьев, игра света на фасаде дома, блеск бального зала, блики на воде и создают то самое ощущение пушкинской эпохи, которое становится бальзамом для душ зрителей, боявшихся нетрадиционного прочтения оперы Чайковского.

Фото: официальный сайт фестиваля "Золотая маска"/Павел Симаков

В спектакле Астраханского театра, который показали на сцене Музыкального театра им. К.Станиславского и Вл.Немировича-Данченко, не обошлось без неловких моментов, а перерывы между сценами порой разрушали цельность действия, но московская публика в целом осталась очень довольна.

Постановщик оперы Константин Балакин поборется за награду в режиссерской категории, а сам спектакль претендует на звание оперы сезона.

Постановка была показана в Москве 26 февраля. Партию Татьяны исполнила Елена Разгуляева, Онегина – Алексей Богданчиков, Ленского – Александр Малышко, Ольги – Наталья Воробьева. Дирижер – Валерий Воронин.

"Любовь" и "чарочки"

Создатели петербургской постановки "Царской невесты" Римского-Корсакова в разных интервью проводят одну мысль: ставя классическую оперу, они не шли по пути актуализации, но в то же самое время не хотели вдаваться в историзм. Многие зрители поспорили бы с ними и назвали бы "Царскую невесту" осовремененной. На самом деле все не так просто. "Царская невеста" в постановке режиссера драматического театра Андрея Могучего работает на пересечении условной современности и условной же архаики. Это касается всего: от костюмов и аксессуаров до элементов декораций.

Фото: официальный сайт фестиваля "Золотая маска"/Стас Левшин

"Царская невеста" - это история любви с отравлениями, убийствами и изменами в эпоху Ивана Грозного. Грозный в опере тоже присутствует, но примерно как Большой брат — все знают, что он есть, но увидеть его можно разве что на портрете. Хотя как персонаж он не говорит ни слова, от его воли зависит судьба главных героев. Он выбирает себе в невесты счастливую и влюбленную дочь купца Марфу, а ее жених — боярин Иван Лыков — не может и подумать о том, чтобы выступить против решения государя.

Объявлению воли царя предшествует сцена празднования помолвки Ивана и Марфы, в ходе которой выносят "чарочки" и "мед", представленные в виде огромных слов-титров. "Идеальная", практически открыточная любовь Ивана и Марфы визуально конструируется при помощи двух лестниц, образующих букву "Л", на которых стоят влюбленные. Празднование помолвки — самый бьющий по глазам эпизод в постановке. После полутора часов тьмы, полутьмы и теней в буквальном смысле светящийся от счастья Иван и выложенное лампочками слово "ЛЮБОВЬ" вызывают дискомфорт в глазах.

Фото: официальный сайт фестиваля "Золотая маска"/Стас Левшин

Сюжетно дискомфорт от счастья главных героев испытывают опричник Григорий Грязной и любовница Грязного Любаша (замечательные работы Александра Кузнецова и Ирины Шишковой). Они, как и Малюта Скуратов, который появляется в черных очках и с головой собаки, прикрепленной к груди, - часть темного мира постановки, который, несмотря на свою кажущуюся всепроницаемость, все-таки оставляет надежду. Потому что, как отметил Андрей Могучий, "есть на этой земле такая любовь, которая не уничтожается ни приворотным зельем, ни деньгами, ни властью, ни смертью, ни пытками".

Постановка была показана в Большом театре 17 марта. Партию Марфы исполнила Светлана Мончак, Грязного — Александр Кузнецов, Лыкова — Евгений Ахмедов, а Любаши — Ирина Шишкова. Дирижер — Михаил Татарников. Художник-постановщик — Максим Исаев.

Параллельно с показом на сцене "Царскую невесту" транслировал телеканал "Культура", а также постановку показывал ряд кинотеатров в разных городах России в рамках проекта "Золотая маска" в кино".

Другие номинанты

В оперной категории "Золотой маски" в этом году также представлены "Dido" "Новой оперы", "Аида" Театра им. К.Станиславского и Вл.Немировича-Данченко, "Летучий голландец" Театра оперы и балета Екатеринбурга, "Дон Карлос" и "Так поступают все женщины, или Школа влюбленных" Большого театра, "Королева индейцев" Пермского театра оперы и балета им. Чайковского и "Отелло" Мариинского театра.

Из них московским зрителям еще покажут "Летучий голландец" (19 марта) и Dido (14 апреля). На "Дона Карлоса", "Так поступают все женщины" и "Аиду" можно попасть и после завершения показов в рамках "Золотой маски".

"Королеву индейцев" Пермского театра оперы и балета в столице показывали в декабре, а "Отелло" Мариинского театра в Москву, увы, не привезут – жюри поедет смотреть спектакль в Петербург. Ближайший показ этой оперы состоится на сцене "Мариинского-2" 13 апреля.

Анна Лалетина

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail

Новости по теме

"Золотая маска" в Москве

Шепоты и крики

Культура
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи