ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 22:56

Дети Арбата или музыкантам вход воспрещен

Крик возмущения уличных музыкантов был услышан широкой общественностью благодаря заклеенным ртам и инструментам

Дети Арбата или музыкантам вход воспрещен
Фото: ТАСС, Виталий Белоусов

Москва. 2 июля. INTERFAX.RU - За последний год в Москве и в частности на Арбате прошла волна задержаний уличных артистов: кому-то выписали штраф, кто-то "отделался легким испугом", проведя несколько неприятных часов в отделении полиции. Чаша терпения переполнилась. В прошлое воскресенье "Арбат замолчал", потому что не нашел иного способа быть услышанным.

"Когда началась волна этих арестов, начали арестовывать детей, художника, который просто рисовал портреты, не издавая вообще никаких звуков, мы решили: все, выходим на улицы, с нашими митингами, пикетами и никуда не уйдем, пока эта проблема не будет решена. Мы вышли на Арбат, заклеили себе рты, связали руки скотчем, заклеили гитары, наши банки для сбора денег, сделали видеоролик, распространили его в фейсбуке. Предполагалось, что это всего лишь анонс для нашего пикета 2 июля, но оно вылилось в самостоятельное творение. Мой пост в фейсбуке на эту тему набрал уже 2,5 тысячи перепостов", - рассказал инициатор акции, музыкант Олег Мокряков.

Олег родился в Свердловске, где и начал заниматься музыкой, играет на улицах уже 25 лет, хоть это и не является его единственным видом деятельности.

"Я начал играть 1 апреля 1990 года в Свердловске. Я там у себя начал уличную музыку вообще как жанр, как явление. Я тогда только пришел из армии, мы вышли и попробовали там сыграть, в итоге произвели такой фурор, что нам это страшно понравилось. И вот я здесь. В августе 1992 года мы приехали сюда, в Москву, этот город очень понравился, лучший город земли. Мы вышли из поезда, расставили аппаратуру и сразу начали играть на Ярославском вокзале. Всем понравилось, но прибежала женщина в красной шапке и сказала, что мы мешаем объявлениям поездов. Денег мы тогда заработали немало, да", - говорит он.

Олег ностальгически вспоминает времена, когда сам жил на Арбате, ровно один месяц, просыпался каждое утро под песню "Кабаре" Лайзы Минелли в исполнении уличной группы музыкантов и был очень этим доволен.

"Допустим, какая-то бабка, у которой окна выходят на Арбат, квартира ее стоит несколько десятков миллионов рублей, и вот ей еще для полного счастья не хватает того, чтобы не было каких-то звуков. Допустим, она поставила себе стеклопакеты, но летом ей хочется открыть окна, чтобы там воздух и видеть перед собой Арбат, центр Москвы и чтобы не было никаких музыкантов. Ребята, так не бывает, понимаете? Либо то, либо это", - возмущается музыкант.

"Нам надо заступиться за десятки"

Его идеологический оппонент – муниципальный депутат района Замоскворечье Сергей Марков недоволен шумными музыкальными выступлениями в центре города, которые мешают отдыхать жителям.

"Я не ненавистник музыки – я единственный в России лауреат премии Грэмми как исполнительный продюсер записи за проект "По следам волка". Я очень люблю музыку и хорошо ее понимаю. Музыканты говорят: мы имеем право петь где хотим, а жители говорят – мы хотим иметь право на тишину и покой, на нормальную среду обитания, качество жизни, чтобы наши дети могли делать уроки. А когда мы слушаем этот репертуар с усиленным звуком, адок, нам что делать?" - восклицает Сергей.

Он отмечает, что большое количество пешеходных зон в центре Москвы привлекает уличных музыкантов, но если простой прохожий слушает выступления в течение нескольких минут, то жители окрестных домов вынуждены "наслаждаться" ими по 8-10 часов в день.

"Беда в том, что людей, которые проходят мимо или даже хотят задержаться – их тысячи и тысячи, а тех, кто там живет, всего десятки. В данном случае нам надо заступиться за десятки, потому что им бежать некуда. Люди, которые мимо идут, могут ускорить шаг или наоборот замедлить, у них есть выбор. А у тех, кто там живет – нет выбора", - сокрушается муниципальный депутат.

"Лавина репрессий"

Олег Мокряков считает, что причиной такого агрессивного поведения со стороны полицейских является некая связь между ними и местными депутатами, которые пытаются выслужиться перед населением, чтобы заручиться их поддержкой к следующим выборам.

Виолетта Волкова, защищавшая в судах музыкантов, попавших в немилость закону, уверена, что инициатором всего "арбатского террора" выступает один-единственный человек – так называемая гражданская активистка Людмила Королева.

"Есть такая бесноватая бабка по прозвищу Мальвина, которая красит седые волосы в голубой цвет. Знаменитая Мальвина Арбата. Ее настоящая фамилия – Королева. Есть темная история, как она приехала из Белоруссии или Украины, вышла замуж за какого-то арбатского жителя, этот житель тут же при непонятных обстоятельствах скоропостижно скончался. Ей досталось большое наследство, бизнес, четыре квартиры, как говорят. Она имеет против уличных музыкантов свой личный джихад, какие-то свои претензии, ненависть, которая укоренилась. А так как у нее честные коррупционные связи с местным начальством, они действуют заодно. Она звонит и вызывает ментов на какого-нибудь музыканта", - говорит Мокряков.

"Я так понимаю, она пытается как-то организовать жителей, ходит, собирает подписи, кто-то ей не отказывает, но по большому счету людей, которые бы выходили или кричали из окон, что им мешают, кроме этой гражданки нет. Она вот такой антимузыкальный демон. У нее есть идея фикс – выжить всех музыкантов. Но сейчас это распространилось и на клоунов, которые вообще в пантомиме работают, на художников", - сообщила Волкова.

Она отметила, что активистка очень тесно сотрудничает с полицией, даже выступала свидетелем в одном из судебных процессов – музыкант пытался доказать, что в ходе задержания полицейские испортили его дорогостоящую гитару, но Королева показала, что инструмент в момент задержания уже был разбит.

"Суд поверил ее показаниям, а не собственным глазам, хотя в деле была видеозапись задержания, из которой следует, что данной гражданки там даже не было", - подчеркнула адвокат.

Олег Мокряков считает, что этот судебный процесс стал точкой невозврата и породил мощную волну гнобления музыкантов со стороны правоохранительных органов.

"Они начали такую лавину репрессий, которой раньше не знал Арбат. Ментов сорвало с катушек, они начали хватать всех, кого попало. Особенно постоянно играющих там музыкантов", - заявил Мокряков.

Статистику подобных задержаний "Интерфаксу" получить не удалось. Мы направили запрос в пресс-службу ГУ МВД по Москве, однако оперативного ответа не получили.

"Музыканты пусть благодарят, что их всего лишь забирает милиция"

Уличные музыканты убеждены в своей правоте, ведь нет закона, запрещающего играть на улице. Однако полицейские оказались изобретательны – артистам вменяют статьи, как за несанкционированные митинги, так и за незаконное оказание услуг населению. Правда большинство дел не доходит до суда.

"Я пришел на депутатскую работу на эмоциональной волне после того, как поорганизовывал и поучаствовал в митингах декабря 2011 и в мае 2012 года. Решил, что надо как-то приобретать статус и влияние, если хочешь воздействовать на ситуацию. Я не член никакой партии, но выдвинула меня "Справедливая Россия", просто потому что мне лень было собирать подписи. В 2012 году я заручился поддержкой своих коллег-депутатов из Замоскворечья и выступил с инициативой, в которой говорится, что использование звукоусилительной техники в зоне жилой застройки должно быть ограничено. Мосгордума очень удивилась, что вообще кто-то воспользовался этим правом. Инициативу передали почему-то комиссии по безопасности, а она просто нашла формальные поводы каждый раз эту тему сворачивать. Я решил, что надо подождать до истечения срока полномочий этой Думы, может, когда придет новый состав, мы снова подадим эту законодательную инициативу", - говорит Марков.

Муниципальный депутат Сергей Марков не нашел поддержки своей идеи об ограничении использования звукоусилительной техники в зоне жилой застройки, поэтому предложил полиции искать нетривиальные решения.

"Музыкантов просто не за что задерживать. Моя законодательная инициатива не проходит, поэтому нет никакого закона, который бы защищал людей. А люди жалуются, они страдают, они реально сходят с ума, им надо помочь. Я иду в полицию и говорю начальнику отдела: "Как справиться с этой проблемой?" На что он отвечает, что нет правовых оснований гонять музыкантов. А давайте поищем! Это явно несанкционированное публичное мероприятие. Да, этот закон придуман, чтобы бороться с оппозицией, но раз они придумали такой закон, то его можно применить хоть для чего-то хорошего. Давайте его применим для того, чтобы защищать законные интересы жителей от этих самых музыкантов", - подчеркнул Марков.

Он уверен, формальных оснований, таких как звукоусилительная техника, одновременное массовое пребывание граждан, тексты, хоть и под музыку, достаточно для того, чтобы вменить уличному музыканту проведение несанкционированного публичного мероприятия.

"Никто не ставит цели их задержать! Если они подобру-поздорову свалят и перестанут ездить по ушам жителям, никто их задерживать не будет. Но если они начинают лезть в бутылку, качать права, тогда извините, давайте в кутузку. Есть масса улиц, где только офисная застройка, где вечером никого нет, играйте там, – не хотят", - говорит депутат.

"В противном случае люди выйдут и будут бить этих музыкантов. И правильно сделают! Потому что, если государство свою монополию на насилие не хочет реализовать для защиты законных интересов граждан, значит граждане берут ее в свои руки. Так что музыканты пусть благодарят, что их всего лишь забирает милиция, потому что, если милиция не будет этого делать, это будут делать граждане при помощи бейсбольных бит. Я не хочу, чтобы до этого дошло", - подчеркнул он.

Виолетта Волкова удивлена такой практикой применения статей административного кодекса.

"Я очень удивилась, что полицейские посчитали митингом, когда несколько человек собрались вокруг музыканта. В итоге его оштрафовали. Конечно, Мосгорсуд не внял никаким доводам разума, что человек занимался своей деятельностью, которая не запрещена в Москве. У нас указано в постановлении, что нельзя играть на музыкальных инструментах на улице с 23:00 до 7:00. Соответственно, в остальное время можно", - сказала Волкова.

Кроме того, она считает, что попытка вменить музыкантам "Незаконное предоставление услуг гражданам" тоже несостоятельна, так как людям творческих профессий не обязательно регистрироваться как индивидуальные предприниматели, ведь это зачастую не единственный их доход.

"Если бы у нас были специальные места, где любой желающий мог бы прийти и поиграть свою музыку, а остальные его послушать – все были бы только за, но такого места нет. А они хотят из Арбата сделать выжженную территорию с одними витринами дорогих магазинов", - заключила Волкова.

"За все хорошее против всего плохого"

Бывший глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков обещал уличным музыкантам легализацию, однако слова так и остались словами. Нынешний руководитель ведомства пока на эту тему не высказывался. На просьбу "Интерфакса" прокомментировать данную проблему пресс-служба Департамента не ответила.

Капков в интервью "Эхо Москвы": "Мы готовы разбираться в этом, часто у милиции бывают вокруг Арбата претензии, что музыканты не только играют, но и продают диски, а это уже другой бизнес, он лицензирован. Поэтому мы за то, чтобы музыканты выступали, я готов всем выписать бумагу, что это можно. Нет такого понятия – уличные артисты. Город открыт для всех – выходите, играйте".

"Мы было обрадовались таким заявлениям, но ничего не изменилось. Мы обращались в Департамент, но они там жевали какие-то сопли. Что это такое? Что ты за трепло кукурузное, которое столько лет обещает нас легализовать, и постоянно дурочку крутишь?" - возмущается Олег Мокряков.

Зато теперь о проблеме музыкантов услышали многие. И артисты не собираются останавливаться на достигнутом.

"Мы еще и не то организуем! Мы соберем подписи, пойдем большой толпой стучаться к этому Департаменту культуры, зданию Мосгордумы. Лучше, если они сделают все добровольно", - говорит музыкант.

Олег настроен решительно: "Нас уже поддержали разные политические организации, которые борются за все хорошее против всего плохого, а уличная музыка, уличное искусство – это то самое хорошее, против чего борется плохое – полицейская машина, которая обслуживает чьи угодно интересы, от которых им есть какая-то выгода".

Обновление

В четверг, 2 июля, порядка двадцати музыкантов собрались у метро Смоленская и пошли на Арбат, чтобы провести серию пикетов против действий полиции. Пока участники общались с прессой, пришло известие - в здании управы района у уличных художников изымают картины. Музыканты решили поддержать коллег по цеху и направились к зданию управы.

Там их встретил глава муниципального округа Арбат Евгений Бабенко. Он продемонстрировал несколько постановлений совета окружных депутатов  от 2012 года, в которых говорится о запрете использования усилительной аппаратуры музыкантами, а также о необходимости обеспечить именными бейджами всех уличных художников. Артисты эти бумаги видели в первые, о необходимости выполнять эти решения не слышали, хотя они и публиковались в местной газете "Арбатский вестник".

Пока возмущенная толпа осаждала  Бабенко, полицейские привели во двор управы троих театральных исполнителей, их обычно называют живыми скульптурами. Журналисты тут же засыпали задержанных вопросами, но полицейские отошли в сторону и заявили, что претензий к артистам не имеют. 

Чиновники и артисты договорились обсудить возникшие разногласия в понедельник на круглом столе в "Вечерней Москве". После чего музыканты вновь вернулись на Арбат, заклеили себе рты и гитары скотчем, продолжив прерванную акцию.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });