Репортаж на холсте

В "Третьяковке" проходит масштабная ретроспектива Василия Верещагина

Репортаж на холсте
Выставка "Василий Верещагин" в Третьяковской галерее
Фото: ТАСС, Михаил Терещенко

Москва. 2 апреля. INTERFAX.RU - Русскому художнику, путешественнику и военному Василию Верещагину (1842-1904) повезло снискать славу еще при жизни, и на его выставки в Лондоне, Париже, Вене и других европейских столицах посетители приходили десятками тысяч. И сейчас, спустя месяц после открытия ретроспективы работ живописца в Третьяковской галерее на Крымском валу, поток желающих увидеть полотна Верещагина своими глазами не иссякает, а в выходные тем, кто не озаботится покупкой билетов заранее, придется провести немало времени в очереди.

Но выставка Верещагина – не тот случай, когда стоит экономить время. Ведь в зале Третьяковки из картин, хранящихся в 24 собраниях, кропотливо выложен маршрут путешествия художника длиной в жизнь. Помимо самих полотен здесь представлены предметы старины (Верещагин, привозивший "трофеи" из поездок, любил выставлять их в залах вместе с картинами), фотографии и документы, а некоторые работы сопровождаются записками художника - в итоге посетитель при желании может с головой погрузиться в сложный мир Верещагина, не замечая хода времени.

Война в кадре

Славу Верещагину принесли его батальные полотна. Художник ненавидел кровопролитие, и как-то написал: "Какую бы войну кто бы ни развязывал, она в любом случае - тупое желание владеть миром и его ресурсами". Но оставаться в стороне для него было немыслимо: Верещагину представлялось, что только увидев происходящее своими глазами, можно получить право рассказывать об этом людям с помощью кистей и красок. Поэтому при любой возможности он рвался в ненавистный бой, и в результате оказался свидетелем экспансии Российской империи в Среднюю Азию, русско-турецкой войны 1877-1878 годов и русско-японской войны, на которой он и погиб в 1904 году при взрыве на мине броненосца "Петропавловск".

Для современников картины Верещагина стали настоящим откровением, и даже сейчас чувствуется, насколько нетипичными были эти полотна для позапрошлого столетия. На фоне классических работ художников-баталистов, предпочитавших идеализировать войну, создавать романтические образы воинов-героев, не запятнанных сажей и, если и погибающих, то с выражением печального торжества на лицах, картины Верещагина кажутся предельно фотографичными. На них нет ни правых, ни виноватых, есть солдаты с их понятными, очень человеческими чувствами, и их кровавые будни.

Самая масштабная и известная серия батальных полотен Верещагина – Туркестанская, она была написана по итогам двух поездок в Среднюю Азию в 1867-1868 и 1869-1870 годах: тогда Верещагин был приглашен генерал-губернатором Туркестана в качестве художника в чине прапорщика.

Неделимая коллекция

Туркестанская серия не разошлась по частным коллекциям благодаря самому художнику: он настаивал, чтобы серия была куплена целиком, и на это в 1874 году пошел Павел Третьяков, отдавший за картины 92 тысячи рублей серебром.

За шестьдесят три года до того, как на весь мир разошлась фотография военного репортера Роберта Капы "Павший солдат" с гражданской войны в Испании, на которой запечатлены последние секунды жизни подстреленного солдата-республиканца, из-под кисти Верещагина вышла, наверное, самая пронзительная из картин Туркестанской серии - "Смертельно раненный". На траурно-черной раме ее запечатлены последние слова умирающего русского солдата, которые слышал художник: "Ой убили, братцы! ..убили …ой смерть моя пришла!...".

И сегодня кажутся необычными, почти дерзкими ракурсы, которые выбирал художник: он не чурался показывать войну не только от лица русского солдата, но и глазами противника, словно заглядывая ему через плечо, например, на картине "Парламентеры. Сдавайся - Убирайся к черту" или на паре полотен "После удачи" и "После неудачи".

Какие бы сюжеты ни выбирал Верещагин, будь то сражения, демонстрация трофеев – отрубленных голов русских солдат ("Представляют трофеи") или традиционные для Туркестана бытовые сцены вроде торговли рабами ("Продажа ребенка-невольника"), он проявляет дотошное внимание к мельчайшим деталям, к орнаментам на традиционных одеждах, тонкой резьбе на колоннах и дверях, и можно бесконечно разглядывать эти выверенные линии, еле удерживаясь о того, чтобы провести по ним пальцем.

Квинтэссенция Туркестанской серии – картина "Апофеоз войны", которая ставит символическую точку в череде репортажных полотен Верещагина по итогам путешествия в Среднюю Азию и оставляет потомкам зловещее послание о том, какой след оставляла и всегда будет оставлять любая война. Но Российская империя продолжила воевать, а Верещагин терпеливо продолжал свою противоречивую по сути своей работу военного-пацифиста.

Посетительница выставки у картины "Апофеоз войны"
Посетительница выставки у картины "Апофеоз войны"
Фото: ТАСС, Михаил Терещенко

Сокровище для этнографов

В мирное время Верещагин объездил Россию, совершил путешествия в Индию, Сирию и Палестину, в Японию, и каждая из этих поездок была увековечена им на холсте. Благодаря стремлению художника к максимальной точности в передаче увиденного многие его полотна стали чуть ли не хрестоматийными для исследователей быта разных народов, архитектуры и культуры.

Сколько бы экзотичным не выглядело увиденное художником в его странствиях, он словно бы ни на минуту не терял объективности исследователя, давая отразиться на полотнах лишь своему искреннему интересу к тому месту, в котором он оказался, и к тем людям, с которыми его свела судьба.

Из поездки по Индии, в которой художнику суждено было переболеть малярией, подвергнуться нападению диких обезьян и оказаться брошенным проводниками в горах вместе с женой, он привез примерно полторы сотни этюдов, на основе которых родились 139 живописных полотен. Картина Индии конца XIX века предстает поистине головокружительной: Верещагин вплетает в нее пейзажи, архитектурные памятники ("Мавзолей Тадж-Махал в Агре", "Три главных божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сиккиме"), портреты представителей самых разных религиозных и социальных общин, причем особое внимание уделялось именно характерным внешним чертам. Для современников картины Индийской серии стали окном в мир, в котором им самим едва ли довелось бы оказаться.

Русская серия, написанная, в частности, по мотивам путешествия Верещагина в Ростов, Кострому, Ярославль и Макарьев, а также во многие удаленные села, позволила хоть на картинах сохраниться многим памятникам деревянного зодчества, которые не уцелели до наших дней. Но внимание художника привлекали не только внутреннее убранство церквей и старинные иконостасы, в нескольких работах он раскрывает и характеры людей, которых встретил во время путешествия (в противовес героям Индийской серии). Самый запоминающийся, пожалуй, выставленный чуть в стороне от основной экспозиции портрет светящегося веселой хитрецой пожилого мужчины под названием "Отставной дворецкий, с большим юмором рассказывающий о том, как он ухитрился освободиться из крепостной зависимости, обманувши своего, забывчивого на исполнение обещаний, барина".

Фото: ТАСС, Михаил Терещенко

Япония в духе импрессионизма

Последняя серия, которую Верещагин успел написать, была посвящена поездке в Японию. Достаточно одного взгляда на полотна "Вход в храм Никко" или "Японка", чтобы накопившуюся за время прогулки по выставке усталость словно бы рукой сняло. Эти картины сложно сравнить с более ранними работами художника, он открывает для себя совершенно новую страницу, экспериментируя на грани реализма и импрессионизма. Оставаясь верным деталям, он придает сюжетам из мирной жизни японцев большую созерцательность игрой света более прерывистыми мазками, отчетливо знаменуя наступление нового века в русском искусстве.

По-своему даже символично, что русско-японской войне на картинах Верещагина уже не суждено было воплотиться, и творческий путь художника, неустанно писавшего ужасы войны, закончился серией полотен, наполненных миром на грани безмятежности, единением с природой.

***

За полтора века мир стал совсем другим: от фотографий разрушенных городов, беженцев и раненных, от видеозаписей со взрывами и перестрелками сложно укрыться даже при большом желании, а увидеть достопримечательности почти в любой точке мира можно, набрав незамысловатый набор ключевых слов в поисковике или соцсетях. Но главные посылы Верещагина как художника, путешественника и живого свидетеля войн прошлого и ярого их ненавистника останутся актуальными, наверное, еще не одно столетие, и ему еще будет, что сказать миру своими полотнами.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"Поддержка фигурантов дела "Седьмой студии" стала главной темой церемонии награждения "Золотой Маски"
На церемонии почтили память недавно скончавшегося Олега ТабаковаПодробнее
Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"Директор фестиваля "Золотая маска" выступила в поддержку фигурантов дела "Седьмой студии"
Мария Ревякина пожелала Серебренникову, Апфельбаум и другим обрести возможность свободно работатьПодробнее
Умер кинорежиссер Милош ФорманУмер кинорежиссер Милош Форман
Режиссер "Пролетая над гнездом кукушки" скончался в США в возрасте 86 летПодробнее
В "Тихом месте" черти водятсяВ "Тихом месте" черти водятся
В российский прокат вышел очень тихий ужастик с Эмили Блант и Джоном КрасинскиПодробнее
Фильм Серебренникова о Цое вошел в конкурс Каннского кинофестиваляФильм Серебренникова о Цое вошел в конкурс Каннского кинофестиваля
Кроме того, в основную программу смотра вошли новые фильмы Жан-Люка Годара, Спайка Ли и "Хан Соло"Подробнее
Настасья Кински вошла в жюри Московского кинофестиваляНастасья Кински вошла в жюри Московского кинофестиваля
Киносмотр пройдет с 19 по 26 апреляПодробнее
Недвижимость
Последние новости