Самая красивая актриса не любит откровений

Элина Быстрицкая - объект обожания миллионов советских мужчин и женщин - отмечает 80-летие. Причем говорит о возрасте совершенно спокойно, считая, что скрывать его просто глупо

Самая красивая актриса не любит откровений
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 4 апреля. INTERFAX.RU - Народная артистка СССР, создательница легендарной шолоховской героини Аксиньи ("Тихий Дон") Элина Быстрицкая отмечает 4 апреля свое 80-летие. В отличие от большинства женщин звезда советского кино не скрывает своего возраста и к юбилеям относится спокойно. Может быть потому, что выглядит минимум на 20 лет моложе, а ее работоспособности могут позавидовать многие юные коллеги.

Первая "роль" - чапаевский Петька

Самая красивая актриса советского театра, своим видом возрождавшая в памяти череду великих русских актрис прошлого, парад элегантности и достоинства, Элина Быстрицкая начала свой актерский путь с "роли" чапаевского Петьки. Нет, не пулеметчицы Анки, а именно ординарца легендарного комдива Чапая Петьки. Было это, правда, не в профессиональном спектакле, а в любительском, который поставила у себя дома ученица младших классов одной из киевских школ, дочка известного в городе военврача Авраама Быстрицкого Элиночка.

Много позже в своей книге "Встречи под звездой Надежды" актриса вспоминала: "В детстве я росла среди мальчишек, и характер у меня, очевидно, потому и складывался мальчишеский, драчливый: я научилась никогда не прощать обиды. И эти навыки пронесла через всю жизнь. Дело в том, что я росла вместе с двоюродным братом. В 30-х гг. арестованы его мать (моя тетя) и наша общая бабушка, и, как мы узнали позже, расстреляны в 1941 г., а брат остался в нашей семье. Первые драки были с ним. К нему приходили его друзья, я с ними проводила время. Отсюда бильярд. Сперва купили детский, с металлическими шариками. Так началось.. Ну, и решили поставить спектакль". "На балконе - закулисье, площадка - сцена. Занавес из бабушкиных юбок. Знаете, какие на Украине были юбки? И мы разыгрывали спектаклю. Мой брат - Чапаев, я - Петька. Анкой была моя подружка Муся. У нас, конечно, пулемета не было, но что-то такое было. Хотя мама была строгая и многого не разрешала. Зато она учила выговаривать все слова, чисто по-русски. В школе ведь я училась на украинском", - вспоминает Быстрицкая. Спектакль о Чапаеве остался для Элины самым светлым воспоминанием детства. И когда ее спрашивали, с чего началась ее актерская судьба, она не то всерьез, не то в шутку, отвечала: "С Петьки, ординарца Чапаева", неизменно повергая слушателя в изумление.

"Откуда я родом "

Счастливое детство на родной земле (Быстрицкая родилась в Киеве) оборвалось внезапно. Сначала переехали в небольшой городок Нежин, неподалеку от Киева, а потом - с началом Великой Отечественной войны, уехали и из Нежина. "22 июня 1941 г., - пишет Быстрицкая, - вестовой принес отцу срочное сообщение. Мама взяла пакет - вестовой передал через окно, первый этаж. Она отдернула кружевную шторку, а там - голова лошади. Я так и запомнила на всю жизнь начало войны. Отец пришел, взял свой баульчик и ушел в госпиталь. А потом в госпиталь к нему ушла мама - санитаркой. На мне же дома оставалась младшая сестренка, ей в начале войны года три было. Сначала я сидела с сестренкой дома одна, пока мама была на работе в госпитале, потом мы с ней стали меняться. А когда в 1942 г. отца отправили под Сталинград, мы с мамой и сестрой остались в прифронтовой полосе одни. Представляете, что это такое - фронт, превращенный в руины город, несмолкаемый орудийный гул. И маленький ребенок на руках. В моих обязанностях было пеленать ее, кормить, купать, а значит - принести два ведра воды из колонки. Потом госпиталь. Все, что мною сделано в жизни, все связано с преодолением, с трудом, иногда с опасностью. В общем, как я написала в своей книге несколько лет назад, на вопрос, откуда я родом, я могла бы ответить: из бедности, из коммуналки, из войны. Я ушла в мирную жизнь повидавшей войну и кровь. Но Бог оберегал меня. Грязь ко мне не пристала".

"Буду врачом"

Элина стала своим человеком в госпитале отца еще до войны - в Киеве. Она как бы отвечала за культурную программу: читала раненым сказки, пела, плясала, устраивала сборные концерты, приглашая к участию в них одноклассниц. С началом войны - уже в условиях прифронтового госпиталя - железнодорожного поезда, мечущегося по безумным дорогам войны за теми или другими частями отступающей армии, она уже всерьез работала сначала санитаркой, потом - лаборанткой, потом - по окончании одновременно с работой медицинских курсов медсестрой. Самодеятельные концерты в госпитале все-таки устраивала изредка, но никогда не помышляла об актерской профессии, вообще о театральном пути для себя. Отец и мать давно решили, что их не по годам умная, способная, трудолюбивая дочь продолжит дело отца, станет врачом, лучше всего - хирургом. Удивительно, но многое из того, что происходило с Элиной во время ее "романа" с медициной, оказало впоследствии огромную помощь на театральном поприще. Из книги Быстрицкой "Встречи под звездой Надежды": "В школе я училась на украинском языке. У меня диплом актрисы украинского театра. Но во время войны я была санитаркой, потом исполняла обязанности лаборантки, а начальником лаборатории была врач из Астрахани, замечательная женщина, высокообразованная, с великолепным русским языком. Второй врач - из Москвы, тоже с прекрасным русским, чисто московским говором. Не знаю, как бы я могла работать в Малом Театре, с его культом правильной русской речи, если бы не эти два замечательных человека, под влиянием которых медленно таял и исчезал мой малоросский "акцент".

И еще как знак судьбы: проведя почти все детство и начало юности среди лиц в белых халатах, с молоком матери и первыми словами фанатично любимого отца впитавшая их уверенность, что нет в мире лучшей профессии на Земле, чем спасать жизнь людей, облегчать их страдания, уверенная, что самые благородные, самые смелые, самые чистые люди на земле - это медики - такие, как ее отец, могла ли юная Быстрицкая даже предположить, что в первом же фильме, который сделает ее известной на всю страну, она воплотит образ такого врача? А в жизни случилось именно так. Фильм Фридриха Эрмлера "Неоконченная повесть" о сложных отношениях двух любящих друг друга людей, из которых один - знаменитый ученый и тяжело больной пациент (в его роли - Сергей Бондарчук), а другой - молодая прекрасная женщина, начинающий врач - сделал с 27-летней Элиной Быстрицкой то, что принято обозначать словами: "наутро она проснулась знаменитой". Но до этих звездных часов 1955 г. Элине Быстрицкой еще нужно было добраться. К сожалению - через борьбу с родителями, которые никак не могли понять, почему вдруг их дочери стало нужно вместо медицинского поступать в театральный.

В результате трудности на этом ее пути к театру стали, как ни странно, не уменьшаться, а накапливаться. То отец совершил визит к ректору одного из московских театральных вузов и заявил ему: "У меня к Вам одна просьба: не позвольте моей дочери поступить в Ваш институт". В результате - вместо столичного вуза - театральный институт в периферийном тогда Вильнюсе. И работа в Вильнюсском театре, где ей не нравилось. И отказ от Театра Моссовета, ничем не мотивированный.В простой, безыскусной фабуле фильма перед зрителями представал удивительно цельный, чистый, профессионально безупречный и по-человечески невероятно привлекательный образ. Словно сотканный из всего пережитого во время войны девочкой в белом халате. Удивительно, но поначалу в кино у Быстрицкой дела обстояли куда лучше, чем в театре. Практически первая картина - "Неоконченная повесть" - и всенародный успех. А через два года - и вовсе один из лучших фильмов советского (справедливее сказать, русского) кинематографа за всю его историю - киноэпопея Сергея Герасимова "Тихий Дон" по нобелевскому роману Михаила Шолохова.

"Я хочу играть Аксинью"

Ажиотаж со съемками этой картины был невероятный. На роль легендарной шолоховской героини Аксиньи (их по пальцам можно перечесть - героинь русской литературы ХХ в., которые являлись бы не просто интересными характерами, но и настоящими женщинами из плоти и крови) 30 красавиц. Прочитав роман сразу после выхода в свет, Быстрицкая, по ее признанию, "просто влюбилась в Аксинью". Узнав о том, что будет делаться фильм, актриса отправилась прямо на студию к Сергею Герасимову, сказала, что мечтает о роли. Герасимов ничего не обещал, но показал среди фотографий претенденток, пробующихся на роль Аксиньи (среди которых были звезды первой величины, включая Аллу Ларионову, Нону Мордюкову) самому Шолохову. Шолохов размышлял недолго: взглянув на рассыпавшиеся веером фотографии, писатель сразу показал на Быстрицкую. "Так вот же она, Аксинья", - сказал.

В 1957 г. вышли две первые серии киноэпопеи "Тихий Дон", в 1959 г. - 3-я и 4-я серии. После "Неоконченной повести" был успех. С выходом на экраны "Тихого Дона" - всенародная слава. Сошлись, сплелись где-то далеко, где-то очень высоко созвездия небесных светил, и для одной простой, но прекрасной землянки исполнились сразу, в один почти миг две огромные мечты: она сыграла свою звездную роль, о которой мечтала, в кино. Ее пригласили в театр, о котором она мечтала с той минуты, когда осознала, что надлежит ей быть врачевателем не телесных болезней, а духовных, не врачом, а актрисой. Руководство боготворимого Быстрицкой стареющего московского театра - Малого (не без поддержки Минкультуры, разумеется) пригласили Элину Авраамовну в эту "академию русского классического сценического искусства", где она абсолютно счастливо работает и по сей день.

За более чем 50 лет Быстрицкая сыграла на сцене Малого театра весь русский и западный классический репертуар, который ставил театр, имела огромный зрительский успех. Критика вдруг вспомнила, что они "имеют перед собой подлинно великую актрису". Она действительно не любит допускать чужих в свой внутренний мир. Многие факты и события ее жизни остаются для публики неизвестными. Но самая главная загадка, ответ на которую жаждет прекрасная половина кино- и театральной публики России - конечно, о красоте, здоровье и силе духа. Сама Быстрицкая говорит, что старается всегда смотреть на жизнь позитивно. "В конце концов, все неприятности рано или поздно проходят, но если концентрироваться на них, они быстро отравляют человека и подтачивают его силы. Конечно, иногда задумываешься и о возрасте, и о том, что ждет впереди. Но я никогда ни о чем не жалею. Да, не сыграно много ролей, о которых мечтала, не все в жизни сложилось так, как хотелось бы, но кто давал мне гарантию, что все в моей жизни всегда будет идеально? И к своему возрасту я отношусь философски и никогда не стремлюсь молодиться. Конечно, это удается не всегда. Но нужно стараться ценить то, что имеешь, даже свои годы", - говорит легендарная актриса.

Обозреватель Нина Коваленко

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Культура
Минкультуры отмежевалось от скандальной фотовыставки СтерджесаМинкультуры отмежевалось от скандальной фотовыставки Стерджеса
Экспозицию закрыли, после того как детский омбудсмен и Елена Мизулина усмотрели публичную демонстрацию детской порнографииПодробнее
Фотограф Стерджес прокомментировал скандал по поводу своей выставки в МосквеФотограф Стерджес прокомментировал скандал по поводу своей выставки в Москве
В воскресенье выставку работ Стерджеса закрыли из-за возмущения сенатора Мизулиной и Общественной палатыПодробнее
Центр фотографии им. братьев Люмьер согласился закрыть выставку СтерджесаЦентр фотографии им. братьев Люмьер согласился закрыть выставку Стерджеса
Руководство центра обсудило с членами Общественной палаты скандал, вызванный подозрениями в демонстрации материалов детской порнографииПодробнее
Прокуратура проверит выставку Стерджеса в Москве на детскую порнографиюПрокуратура проверит выставку Стерджеса в Москве на детскую порнографию
По словам детского омбудсмена Анны Кузнецовой, она уже подняла вопрос о прокурорской проверке выставки фотографа, чьи работы признаны Роскомнадзором детской порнографиейПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи