ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

"На первом этапе достаточно привлечь к себе внимание"

Автор бестселлера "Метро 2034" Дмитрий Глуховский рассказал, как молодому автору стать популярным в Рунете и издать первую книжку

"На первом этапе достаточно привлечь к себе внимание"
Фото: Александра Южакова/Интерфакс

Москва. 30 мая. INTERFAX.RU – Писатель Дмитрий Глуховский, автор романов "Метро 2033" и "Метро 2034", стал одним из идеологов концепции свободного распространения текстов книг. Он первый отечественный писатель, который добился большой известности в Интернете, выкладывая в свободном доступе новые главы своих романов по мере их написания. В Сети публикуются многие, но никому еще не удавалось, как Глуховскому, собрать многосотенную армию он-лайн читателей и продать около 300 тыс. экземпляров дебютной книги - "Метро 2033". Книга стала главным российским бестселлером 2007 года и на Европейском конвенте фантастики в Копенгагене была названа лучшим российским дебютом 2007 года. По мотивам романа, который уже переведен на десятки языков, создана популярная компьютерная игра.

Продолжение "Метро 2033", роман "Метро 2034", было издано около двух месяцев назад. С момента появления на полках книжных магазинов эта книга не покидает рейтинги по продажам и уже разошлась тиражом 215 тыс. экземпляров.

О том, как неизвестному, но талантливому писателю добиться популярности в Рунете, а затем издать книгу Глуховский рассказал участникам конференции "Интернет: грани разумного", прошедшей в рамках III слета блогеров в Марокко.

"В отличие от других популярных авторов я убежден, что выкладывание полных текстов в сеть, во всеобщий бесплатный доступ, не уменьшает продажи книг. Наоборот - это добро, особенно для молодых начинающих авторов, поскольку позволяет бесплатно, используя механизм вирусной рекламы, донести до широкой аудитории информацию о том, что ты есть, написал книгу - хотите читайте, если понравится, то потом купите", - заявил Глуховский.

Он довольно категорично утверждает, электронная книга ни в коем случае не составляет конкуренции традиционной бумажной. "Бумажная книга все равно остается фетишем. Многие хоть и читают с КПК, но если им книга понравилась, то они захотят подарить ее другу, родственнику или купить для себя и поставить на полку. Если же мой читатель не может сейчас приобрести книгу, потому что он школьник или студент, то пусть он ее прочтет в Интернете бесплатно. Если она ему понравилась, то потом, когда вырастет, он ее все равно купит".

Сюжет книги "Метро 2033" Дмитрий начал придумывать, когда был в 10-м классе, писать, когда учился на первом курсе, закончил, когда был на четвертом. "Для публикации глав из книги я создал специальный сайт. Это получилось органически и делалось не ради денег. Я не думал, что на писательстве можно заработать. Писал в свободное время для самореализации, и вокруг моего сайта собрались единомышленники, целевая аудитория. Обо мне узнавали по сарафанному радио. Читали только те, кому нравится подобная литература, нравятся Стругацкие, тема ядерной войны или московское метро. Поэтому большинство отзывов, которые я получал, были положительные", - говорит Глуховский.

Роман "Метро 2033" был опубликован исключительно на волне популярности сайта, на котором размещалась книга. "До этого проекта меня никто не знал, не поддерживал. Сайт романа имел стихийную посещаемость около 50 или 60 тыс. посетителей. Первый тираж книги - это было 14 тыс. - расхватали как горячие пирожки. Для фантастического романа такой первый тираж в три раза лучше, чем в среднем по стране, так как у нас фантастические книги издаются тиражом 5-7 тыс. экземпляров. Потом тираж несколько раз допечатывали", - рассказывает писатель.

С романом "Метро 2034" все было несколько иначе. Книга еще не написана, но Дмитрий уже объявил о том, что она будет. Он создал отдельный сайт под этот роман и превратил его в полноценный мультимедийный портал – не просто сайт книги, а полномасштабный, многомерный фантастический мир будущего, мир "Метро 2034".

"Я договорился, что ряд креативных людей - артистов, музыкантов - примут участие в создании сайта - мира, Вселенной "Метро 2034". Так, в частности, "Дельфин" писал саунд-трек к книге, художник Антон Гречко оформлял сайт. Все это вместе позволило из романа сделать не просто книгу, а полномасштабный, многомерный мир. Кроме того, главы выходили по мере написания, раз в две недели, и читатели могли комментировать текст, прогнозировать, критиковать и таким образом влиять на будущую книгу", - сообщил Глуховский.

Интерактив позволил читателям почувствовать себя соавторами, соредакторами, дал им ощущение сопричастности, вовлеченности и сработал как элемент вирусного маркетинга. Из-за интерактивности и периодичности публикаций все больше людей "подсело" на проект. Плюс еще реклама в LiveJournal ("Живой журнал", ЖЖ) и в "Одноклассниках".

"Реклама в ЖЖ и "Одноклассниках" была бесплатной. Я сам ходил и договаривался. Руководство "Живого журнала" поддерживает молодых авторов, поэтому предоставило бесплатную баннерную рекламу в обмен на размещение логотипа ЖЖ на заднике книги. То же самое было с "Одноклассниками" и с рядом других проектов. Как результат - собственно в раскрутку не было вложено ни копейки, и полмиллиона уникальных пользователей сайта "Метро 2034" за время существования проекта. Я думаю, что к концу года число читателей он-лайн бесплатной версии мой последней книги подойдет к миллиону", - рассказал писатель.

При этом он особо отметил, что интерактивность и большая известность писателя в Интернете - палка о двух концах. С одной стороны, расширяется ядро целевой аудитории, все больше людей, фанатеющих по подобного рода литературе, приходят на сайт, активно общаются друг с другом и автором, исправляют ошибки в тесте и дают советы, с другой – на сайт заходят те, кто никогда не читал подобной литературы и априори настроен негативно.

"В какой-то момент я столкнулся с необычайным количеством негативных комментариев из-за того, что стал писать "Метро 2034" отличным от "Метро 2033". И отъявленные фанаты первой книги оказались резко разочарованы. И это при том, что текст предоставлялся им бесплатно. Были негативные комментарии и от тех, кто вообще случайно попал на сайт, и не читает такие книги в принципе. Как только я пытался изменить текст, то сразу появлялся негатив со стороны тех, кому предыдущие главы нравились. Я подозревал, что часть аудитории будет уходить, но не ожидал, что процесс будет для меня столь болезненным. И всю осень-зиму-весну, пока писал книгу, я пребывал в состоянии непрекращающегося стресса", - рассказывает Глуховский.

"Вот поэтому выкладка текста в Сеть – это не только шанс стать известным, но и больше психологическое испытание, которое не каждый выдержит. Если молодой писатель еще не определился, как и о чем писать, если не уверен, что ему хватит выдержки, целенаправленности и решимости довести дело до конца, то ему не стоит начинать раскрутку своей книги через Интернет, так как всегда найдутся недовольные, заявляющие, что "текст полная дрянь, книгу никто никогда не будет читать и не купит", - утверждает писатель.

Он особо подчеркивает, что всем угодить невозможно и если увлекаться интерактивом, то "рискуешь создать вещь, которая нецелостна, которая ни о чем, потому что обо всем, ни для кого, потому что для всех, и все равно все будут недовольны, а от начальной концепции останутся только пух, да перья".

При этом Глуховский уверен, что молодой талантливый писатель все же может раскрутить свою книгу через интернет бесплатно.

В качестве примера он привел Марту Кетро – девушку без связей, которая раскрутилась через свой блог. "Да, у нее не очень большие тиражи – 3-4 тысячи, но на начальном этапе это важно для признания и для фиксации. Чтобы выпустить книгу, совершенно не обязательно обладать связями, финансами, можно создать текст и разместить в блоге, на специальном сайте и договорится с какими-то ресурсами об информационной поддержке. И поскольку сейчас ни у кого денег нет, многие вещи делаются по бартеру, бесплатно. На первом этапе достаточно привлечь к себе внимание, набрать аудиторию, затем прийти в издательство и сказать – вот моя книга, ее прочло 50 тыс. человек, и каждый день на сайт за продолжением заходит тысяча человек. Издательство напечатает, не 100 тыс., но напечатает ", - поясняет Глуховский.

В тоже время, по словам писателя, идя по пути бесплатных публикаций в Сети, надо быть уверенным на все 100% в качестве текста, иначе если книга плохая, то ее все равно никто не купит, как не раскручивай.

В заключении Глуховский подчеркнул, что молодому автору, выбравшему Интернет для раскрутки своего текста, надо быть готовым к тому, что его могут не признать профессиональные литературоведы и критики.

"Проблема в том, профессиональные литераторы не рецензируют книги, подобные "Метро 2033". Они считают ниже своего достоинства писать о книгах, которые читают в Сети, которые коммерчески популярны, о которых пишет "Московский комсомолец" или "Комсомольская правда", - говорит Глуховский. - Они уверены, то у хорошей книги не может быть тираж 200 тыс., и она не может быть написана в Интернете. Я сначала очень расстраивался, но потом понял, что усидеть на двух стульях невозможно. Так, что если ты очень популярный современный писатель, выдающий грамотный коммерческий продукт, то быть готов к тому, что тебя никогда не прорецензирует журнал "Октябрь".

Обозреватель Олег Санников

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });