ХроникаНападение на Crocus City HallОбновлено в 13:55

Главным результатом Чемпионата мира назвали укрепление имиджа России

На круглом столе РЭШ и ВШЭ в Москве обсудили экономические последствия Чемпионата мира

Главным результатом Чемпионата мира назвали укрепление имиджа России
Главным результатом Чемпионата мира назвали укрепление имиджа России
Фото: РЭШ

С 9 по 11 июля в Москве при поддержке Центра стратегических разработок проходила 2-ая Международная научная конференция по экономике футбола Российской экономической школы и Высшей школы экономики. Мероприятие завершилось открытым круглым столом с участием организаторов мундиаля, представителей ФИФА и иностранных футбольных менеджеров.

Участниками круглого стола стали 12 человек – организаторы чемпионата, футбольные менеджеры из России и других стран, ученые-экономисты, специалисты медиарынка, бывшие футболисты. Вел дискуссию профессор и ректор РЭШ Шломо Вебер.

Председатель АНО "Организационный комитет "Россия-2018" Аркадий Дворкович подчеркнул укрепление международных позиций хозяйки чемпионата. "Имидж России приблизился к тому, какая наша страна на самом деле. Хотя мы знаем наши проблемы, в том числе и в экономике", – отметил он. По словам Дворковича, на чемпионате в России был опробован целый ряд важных нововведений – новая транспортная система, система Fan-ID, система видеопомощи арбитрам и ряд других изменений.

Колин Смит, директор департамента ФИФА по проведению соревнований и мероприятий, высоко оценил организацию чемпионата, сказав, что получил позитивные отзывы и от команд-участников, и от болельщиков. Всего были реализованы 2,7 млн билетов, причем посещаемость матчей составила почти 100%. 46% болельщиков из России, другие страны, откуда приехало большинство гостей – США, Германия и Бразилия.

По словам Алексея Сорокина, председателя, генерального директора Организационного комитета по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу "Россия-2018", ЧМ превзошел ожидания как по числу посетителей фанзоны (которое приближается к 7 млн), так и по числу иностранных гостей. Кроме того, в процессе подготовки к мундиалю была создана инфраструктура, которая будет способствовать развитию спортивной культуры в России. Например, построены 95 небольших тренировочных стадионов, которые затем будут переданы детским и юношеским спортивным школам. Подготовлен план "Наследие", в котором прописано, как каждый из объектов может использоваться после ЧМ. Однако то, как этот проект будет реализован, во многом будет зависеть от инициативы в регионах.

Профессор Чикагского университета и Высшей школы экономики Константин Сонин говорил о том, что 10-15 млрд долларов затрат на ЧМ – это маленькая цифра для экономики в целом, но она может оказаться очень значимой для футбольных клубов. "Огромная вовлеченность болельщиков, непропорциональная расходам, даже более важна для развития футбола в регионах и во всей стране в непосредственно материальном смысле, чем строительство стадионов и инфраструктуры", – подчеркнул Сонин. Основные доходы клубов – от продажи телевизионных прав, доходов в день игры и спонсорских контрактов – напрямую зависят от интереса и вовлеченности аудитории.  

Генеральный продюсер "Матч ТВ" Тина Канделаки рассказала о том, как чемпионат мира помог заинтересовать спортом новую аудиторию – к примеру, за прошедший июнь по сравнению с прошлым (проведение Кубка конфедераций в 2017 году) доля женщин-зрителей старше 18 лет выросла почти в три раза, а в категории от 14 до 59 – более, чем в два. Успешное выступление российской сборной на чемпионате может привести к новым контрактам международных брендов для наших футболистов, а возможно, и к покупке иностранными компаниями прав на трансляцию внутренних российских соревнований. "В мире, где все переходят к отложенному просмотру… спорт становится единственным зрелищем, который люди хотят смотреть в прямом эфире", – подчеркнула Тина Канделаки.

О надеждах российских футбольных клубов после ЧМ-2018 говорили Наиль Измайлов, вице-президент ФК "Спартак" (Москва), и Теймураз Лепсая, генеральный директор ФК "Балтика" (Калининград). По их словам, инфраструктура, построенная к ЧМ, будет активно использоваться уже в июле, когда начнется чемпионат России. Однако главное – это само внимание к этому виду спорта. "Чемпионат мира привлек в футбол не целевую аудиторию, которую необходимо удержать. Давайте работать с этими людьми", – призвал Измайлов.

Сунил Гулати, экс-президент Федерации футбола США и один из авторов заявки на проведение ЧМ-2026 в США, Канаде и Мексике рассказал о том, какие уроки организаторы будущего чемпионата могут извлечь из российского опыта. Эмад аль-Маккави, директор по маркетингу и инвестициям ФК "Аль-Иттихад Кальба" (ОАЭ), также говорил о международном опыте.

Не обошлось на круглом столе и без непосредственных участников футбольных турниров, которые рассказали о своих впечатлениях от чемпионата – бывшего тренера "Челси" Авраама Гранта и экс-футболиста ФК "Арсенал", ФК "Шинник" и ФК "Томь" Валерия Катынсуса. Они делали прогнозы по потенциальным победителям ЧМ, объясняли стратегии поведения команд на серии пенальти и отвечали на другие практические вопросы аудитории.

Международная научная конференция "Экономика футбола" РЭШ и ВШЭ проходит во второй раз. За три дня участники и гости конференции заслушали около 50 научных докладов, авторами которых стали как ведущие специалисты в сфере экономических исследований спорта из Гарварда, Лондонской школы экономики, Чикагского университета, Цюрихского университета и многих других научных центров, так и молодые ученые.

Фотогалереи