ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 01:15

Су-35 имеет все шансы на победу в бразильском истребительном тендере

Генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Анатолий Исайкин рассказал Interfax.ru об участии нового российского многофункционального истребителя Су-35 в бразильском тендере

Су-35 имеет все шансы на победу в бразильском истребительном тендере
Су-35 имеет все шансы на победу в бразильском истребительном тендере

Москва. 2 октября. INTERFAX.RU - Тендер на закупку Бразилией большой партии многофункциональных боевых самолетов, получивший условное наименование F-X2, выходит на финишную прямую. Конкуренция среди его участников обостряется. О том, каковы шансы России победить в этом тендере, "Интерфаксу-АВН" рассказал генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Анатолий Исайкин.

Анатолий Петрович, как известно, в начале октября Бразилия собирается подвести итоги тендера F-X2. Какой "приз" ждет его победителя?

Данный тендер предполагает на первом этапе до 2015 г. закупку Бразилией 36 многофункциональных боевых самолетов, на втором этапе, в период до 2024 года – совместную сборку в Бразилии еще 84. Таким образом, общее количество самолетов составит 120 единиц. Разумеется, нам бы хотелось победить в этом тендере. Поэтому Бразилии и был предложен истребитель Су-35 – новый российский боевой суперсамолет.

Тем не менее, в СМИ активно муссируются слухи о том, что Россия якобы вышла из этого тендера еще на первом этапе? Так ли это на самом деле?

Конечно, нет. Напомню, что с 2003 по 2005 гг. мы участвовали в проводимом ВВС Бразилии тендере на закупку современных истребителей, и у нас были очень высокие шансы одержать победу. По оценкам бразильской стороны, самолет Су-35 с технической точки зрения оказался предпочтительнее. Кроме того, наше предложение по оффсетной программе также получило высокую оценку. Однако в 2005 г. тендер был приостановлен и вот сейчас продолжен на новых условиях по программе F-X2.

Мы считаем, что являемся полноправным участником этого тендера. Наши конкуренты в нем: французский концерн "Дассо" с самолетом "Рафаль 3", американская компания "Боинг" с самолетом F/А-18E/F Block II и шведская корпорация "СААБ" с легким истребителем "Грипен НГ".

Могли бы в рамках возможного раскрыть суть наших предложений. Насколько полно они отвечают выдвинутым Бразилией тендерным условиям?

В Бразилии недавно принята новая военная доктрина. Она предусматривает то, что при закупке современных систем вооружения обязательным является одновременное получение технологий, позволяющих предприятиям бразильского ВПК независимо от других стран обеспечивать обслуживание, ремонт любой степени сложности, а также производство вооружений и военной техники или их компонентов.

Именно это и наблюдается в тендере F-X2. В качестве решающего фактора бразильцы объявили очень большой объем и глубину передаваемых технологий. Исходя из этого, мы подготовили и в апреле этого года передали Минобороны Бразилии улучшенное предложение по технологическому сотрудничеству, которое максимально отвечает бразильским требованиям.

В нашем предложении имеется обширная программа передачи технологий – это полный цикл работ по техническому обслуживанию, ремонту, вплоть до организации производства Су-35 в Бразилии. При этом мы заявляем, что передача технологий может быть лимитирована только экономическими и технологическими возможностями бразильских предприятий по их освоению.

При этом у нас имеется неоспоримое преимущество перед конкурентами - это реальный опыт передачи технологий производства самолетов типа Су-27 в Китай и истребителей типа Су-30 в Индию.

То есть мы готовы вести речь не просто о лицензионной сборке Су-35 в Бразилии, но и об участии бразильской авиационной промышленности в производстве комплектующих и оборудования для этого самолета, как это имеет место в Индии?

Безусловно. Особо хотел бы отметить, что в основе нашего предложения лежат реальные выгоды для бразильской стороны. Более того, в результате проведенных в Бразилии переговоров выяснилось, что уже сегодня мы можем рассчитывать на партнерство с местными компаниями в таких проектах, как оснащение Су-35 бортовым радиоэлектронным оборудованием, унифицированным с современным и перспективным оборудованием самолетов бразильских ВВС (дисплеи, системы связи, бортовые датчики, компьютеры и пр.).

Мы также готовы адаптировать производимые в Бразилии авиационные средства поражения, в том числе управляемые и неуправляемые ракеты, для их боевого применения на Су-35.

Кроме того, нами проработан пакет оффсетных программ. Их суть состоит в том, что Бразилии может быть передан целый ряд технологий. Стоит отметить, что уже начата реализация аналогичных программ в рамках проекта поставки в Бразилию российской вертолетной техники. Это очень хороший опыт для обеих сторон.

Хотел бы сделать акцент вот еще на чем. Россия и Бразилия – это стратегические партнеры. Об этом заявлено на уровне президентов двух стран. Проект по поставке Су-35 мог бы стать качественно новым этапом в развитии российско-бразильских отношений. Именно поэтому предложение ФГУП "Рособоронэкспорт" по Су-35 получило поддержку президента России Дмитрия Анатольевича Медведева.

Какие технические преимущества имеет наш Су-35 перед другими машинами, заявленными на тендер?

По целому ряду технических и тактических характеристик самолет Су-35 существенно превосходит все представленные конкурентами образцы.

Наш самолет является самым скоростным (2400 км/ч на высоте 11 км), у него более высокая тяговооруженность, он имеет почти двукратное преимущество перед французским и шведским самолетами в дальности полета (без подвесных баков – 3600 км). У самолета "Грипен НГ" – только один двигатель, т.е. меньшая боевая живучесть и надежность. Американский F/А-18 уступает нам в высотности. Таким образом, наш самолет более всего подходит для Бразилии с ее огромной территорией и протяженными сухопутными и морскими границами.

Кроме того, Су-35 имеет более высокую, чем у конкурентов, боевую эффективность. Он может нести 8 тонн оружия, что в 1,5 раза больше, чем "Рафаль" и "Грипен".

Важный фактор – известные всем сверхманевренные качества Су-35, которыми не обладает ни один из конкурентов, и которые позволяют существенно повысить возможности самолета в бою.

В кабине пилота на Су-35 применены новые эргономические решения, используются самые современные средства отображения информации. Это значительно облегчает работу летчика и позволяет ему сконцентрироваться на решении боевых задач.

Новая РЛС, установленная на российском самолете, в 1,5 – 2 раза превосходит аналоги конкурентов по дальности обнаружения целей, да и по ряду других технических характеристик.

Возможно, это прозвучит невероятно, но все эти однозначно положительные характеристики одновременно позволяют экономить серьезные средства. Во-первых, чем больше радиус действия самолета, тем меньше надо строить авиабаз на территории страны. Во-вторых, чем выше боевая эффективность каждого самолета, тем меньше их требуется для решения поставленных боевых задач.

Неслучайно самолет Су-35 принят на вооружение ВВС России. Более того, в ходе авиасалона МАКС-2009 между ОАО "Компания "Сухой" и ВВС России подписан контракт на поставку 48 самолетов Су-35.

А насколько конкурентны наши предложения по ценовым параметрам?

Одно из важнейших конкурентных преимуществ – стоимость поставки самолета. Наш анализ и опыт постоянной конкурентной борьбы с компаниями США, Франции и Швеции показывают, что, по сравнению с выставляемыми конкурентами ценами, цена российского предложения существенно ниже. Насколько именно, бразильской стороне известно.

Так что я уверен, что наше предложение в наибольшей степени отвечает потребностям Бразилии. При его подготовке мы исходили именно из этого.

Анатолий Петрович, как вы оцениваете перспективы дальнейшего развития российско-бразильского военно-технического сотрудничества? Что еще помимо Су-35 мы предлагаем Бразилии?

Хотел бы заметить, что Бразилия знакома с российским вооружением не понаслышке. Так, еще в 1994 году Военно-воздушные силы и Сухопутные войска этой страны закупили у нас переносные зенитные ракетные комплексы "Игла", которые, кстати, до сих пор находятся у них на вооружении.

Прошлый год для нашего сотрудничества был отмечен подписанием первого в истории двустороннего ВТС крупного контракта на поставку современных транспортно-боевых вертолетов Ми-35М. Контракт непростой, который, помимо поставки 12 боевых машин, предусматривает вопросы передачи технологий, обучение пилотов, специалистов, оффсетные проекты. Сейчас мы совместно с ОАО "Роствертол" и другими российскими организациями занимаемся его выполнением.

С каждым годом растет интерес министерства обороны Бразилии к другой продукции военного назначения российского производства. Это средства ПВО, авиационная техника, тренажеры, техника и вооружение Сухопутных войск.

Интервью

Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе
Зампред Банка России: мы не делаем скидку на сложные времена