ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 13:58

В отношениях с Россией надо перейти от слов к делу

Премьер-министр Молдавии и председатель Либерально-демократической партии Владимир Филат рассказал "Интерфаксу" о своем видении политических перспектив развития республики

В отношениях с Россией надо перейти от слов к делу
В отношениях с Россией надо перейти от слов к делу
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 20 октября. INTERFAX.RU - В конце недели, 23 октября, должны были состояться выборы нового президента Молдавии. Однако, выяснилось, что выборы могут быть перенесены, так как для участия в них зарегистрирован только один кандидат.

О том, как он видит разрешение данной ситуации, а также о перспективах отношений нового руководства Молдвии с Россией премьер-министр республики и председатель Либерально-демократической партии Владимир Филат рассказал в интервью собственному корреспонденту агентства "Интерфакс" в Кишиневе Анатолию Голе.

Г-н Филат, как Вы видите разрешение ситуации с избранием президента Молдавии?

Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ) выдвинул своего кандидата на пост президента. Это – председатель Демократической партии Мариан Лупу. Согласно Конституции, кандидатуры могут выдвигать группы депутатов в количестве не менее 15 человек. Если другие депутатские группы не посчитали нужным выдвигать кандидатов, - это их право. Я лично считаю, что выборы можно проводить, так как законодательство не предусматривает обязательного проведения выборов на альтернативной основе. Более того, не совсем корректно выдвигать второго кандидата, который обречен получить ноль голосов, как это уже, кстати, случалось и на выборах нынешней весной, и в 2001, и в 2005 году.

Но это – мое мнение. Если парламент придет к выводу, что ситуация остается неясной, то необходимо будет обратиться в Конституционный суд. Его решение будет обязательным для всех. В этом случае, дата выборов может быть перенесена. Ничего страшного не случится, время еще есть. Выборы, в любом случае, состоятся в определенные законодательством сроки.

В то же время, для избрания президента АЕИ не хватает восьми голосов. Как вы видите решение данной проблемы? Ведутся ли переговоры с Партией коммунистов?

На официальном уровне такие переговоры не ведутся. С Партией коммунистов не ведет переговоры ни Альянс за европейскую интеграцию и ни одна из его составляющих. На личностном уровне, несомненно, дискуссии ведутся - между депутатами, между различными людьми.

Хочу сказать, что есть и определенные сигналы из-за пределов страны, в том числе достаточно категоричные пожелания, можно даже сказать, слишком категоричные – что нехорошо. Все же, мы надеемся, что все эти действия и бездействия приведут к тому, что, как минимум восемь депутатов от фракции Партии коммунистов проголосуют за избрание президента.

Когда вы говорите о "слишком категоричных пожеланиях", Вы имеете в виду и встречу президента России Дмитрия Медведева с кандидатом на пост президента Марианом Лупу?

Не только это. Я имею в виду определенные неофициальные послания относительно выборов президента, которые поступают, в том числе из России.

Коммунисты, которые перешли в оппозицию, заявили, что не будут участвовать в выборах президента и готовы идти на досрочные выборы. В то же время, некоторые лидеры АЕИ заявили, что есть и "другие варианты". Какие, например?

Не следует забывать, что на протяжении последних месяцев, когда все мы прошли через две избирательные кампании, коммунисты выступали с множеством заявлений – одно другого жестче. И каждый раз реальная жизнь вносила свои поправки и заставляла их пересмотреть свою непримиримую позицию.

Я, например, с пониманием отношусь к стратегии Партии коммунистов и их тактике в нынешней ситуации. Они понимают, что, при принятии любого решения, есть много рисков и подводных течений. Их задача – сохранить партию, не дать ей "расползтись", показать свою твердую позицию сторонникам и оппонентам. Это все понятно, но есть еще время, для того, чтобы ситуация окончательно прояснилась.

Что же касается "других вариантов", то я их не знаю. Я исхожу из положений законодательства, которое достаточно ясно устанавливает процедуру избрания президента. Парламент назначает и проводит выборы президента. В случае, если глава государства не будет избран, в течение 15 дней должны состояться повторные выборы. Если ни один из кандидатов на пост президента не наберет 61 голос, парламент должен быть распущен и назначены новые выборы.

В этом отношении, есть нерешенная проблема. Законодательство предусматривает, что парламент может быть распущен только один раз в году, но, с другой стороны, не определен крайний срок, когда должны быть организованы выборы. Таким образом, кто-то может предположить, что выборы могут состояться и через четыре года, когда истекут полномочия нынешнего парламента. Хотя бы по той причине, что новые выборы крайне нежелательны для всех партий. Но, прежде всего, они нежелательны для страны и народа.

В качестве премьер-министра и председателя Либерально-демократической партии, я считаю, что, в случае досрочных выборов, они состояться не позже конца весны будущего года. По той простой причине, что должны функционировать все структуры власти, в том числе дееспособный президент. В противном случае, мы не сможем управлять страной в соответствии с взятыми на себя обязательствами – путем внедрения реформ, привлечения инвестиций, в сотрудничестве с нашими партнерами и европейскими организациями. Это будет означать, что власть не полная, и приведет к значительным проблемам.

В то же время, я не думаю, что выборы состоятся очень скоро – сразу после Нового года. Нужно время, для того, чтобы создать условия для проведения поистине демократических выборов как внутри страны, так и обеспечить условия для принятия участия в выборах нескольким сотням тысяч граждан Молдовы, которые вынужденно работают за границей. Недопустимо и в дальнейшем лишать их этого законного права – участвовать в выборах руководства своей страны.

Последний случай относительно возможности проведения выборов президента при наличии лишь одного кандидата еще раз демонстрирует несовершенство молдавского законодательства в этой области. Есть и множество других противоречий, которые возникли в результате изменения Конституции в 2000 году, когда перешли от всенародного избрания президента к выборам в парламенте. Одни конституционные нормы изменили, другие нет. Существует мнение, что для преодоления этой постоянно кризисной ситуации с выборами президента, следует вернуться к всенародным выборам.

Более того, за это выступала и Либерально-демократическая партия, и другие партии из состава Альянса за европейскую интеграцию. Нашей стране нужен всенародно избранный президент, который был бы гарантом Конституции и посредником между ветвями власти и политическими силами. Очень важно, чтобы он мог вмешаться в управлении страной – демократическими средствами, оговоренными в законе, а не "дубинкой", как это делал Владимир Воронин.

Более того, мы (ЛДПМ) собрали 200 тысяч подписей в пользу изменения Конституции, можно инициировать референдум по этому поводу. Но, для этого нужно время, чтобы все делать в соответствии с законом. И этот путь в будущем тоже нужно будет пройти.

Даже в том случае, если нынешней осенью мы решим эту проблему и изберем президента, она все равно останется на повестке дня. Ее нужно преодолеть, чтобы снять предпосылки для новых политических кризисов. Страна сделала свой выбор в пользу европейской интеграции и должна нормально развиваться.

Готовы ли АЕИ на компромиссы с Партией коммунистов? Говорили, например, что коммунисты могут проголосовать за кандидатуру Мариана Лупу на пост президента в том случае, если АЕИ согласится отправить в отставку Михай Гимпу и избрать нового спикера парламента. Также речь шла о каких-то гарантиях неприкосновенности для бывшего президента Владимира Воронина.

Что касается гарантий для В.Воронина и не только. Не нам, в Кишиневе, изобретать велосипед. Есть известные процедуры перехода от авторитарной власти к демократической, что мы и осуществляем. Естественно, если будут обнаружены беззакония и злоупотребления, то они должны быть расследованы в соответствии с законом. Если были нарушения, то при расследовании буква закона должна строго соблюдаться.

Мы выступаем за создание правого государства, а это значит, что править должен закон. Мы не имеем право бороться с оппонентами из Партии коммунистов теми же методами, что они применяли для подавления оппозиции.

Я уже говорил и, еще раз повторю: я категорически против того, чтобы в Республике Молдова применять вендетту или устраивать политические расправы. Нами не могут двигать корысть, месть, эмоции и личные обиды. Не хочу вдаваться в детали, но, как минимум, право на справедливый суд должно быть гарантировано каждому.

Дискуссии с Партией коммунистов должны быть, но они не могут превращаться в какой-то торг и не могут касаться пересмотра порядка формирования структур власти. Михай Гимпу является председателем парламента от Альянса за европейскую интеграции, точно так же, как я являюсь премьер-министром, а Мариан Лупу - кандидатом на пост президента. Нельзя что-то вырывать из контекста, так как это ставит под вопрос функционирование коалиции.

И, в данной ситуации, не коммунисты будут ставить условия. Они вправе принять решения только относительно собственной партии: либо участвуют в выборах президента и действуют на благо страны, либо идут на досрочные выборы и принимают на себя связанные с этим риски. А они прекрасно понимают, что риски для Партии коммунистов на досрочных выборах – очень большие.

А насколько устойчива правящая коалиция? В ее состав вошли четыре партии, доктрины которых, до выборов, существенно отличались. Не является ли это препятствием в реализации общих задач, которые поставил перед собой Альянс за европейскую интеграцию?

Таких препятствий быть не должно, так как мы изначально обсудили возможные проблемы. Мы нашли приемлемую формулу для того, чтобы управлять страной в составе Альянса – обсудили программу действий, приоритеты, представительство каждой партии и т.д. Соответственно, мы разделили риски, сознательно взяли на себя ответственность и разделяем ее.

По ходу возможны определенные разногласия, это нормальный процесс. Самое важное, что есть эффективные механизмы

АЕИ объявил европейскую интеграцию абсолютным приоритетом для Молдавии. Насколько реально достижение этой цели и, как скоро, вы планируете подписать Соглашение об ассоциированном членстве с ЕС?

Недавно состоялся визит в Кишинев министра иностранных дел Швеции, которая председательствует в Европейском союзе. Уже на этой неделе приедет первая группа европейских экспертов, с которыми начнутся переговоры по подписанию Соглашения об ассоциированном членстве.

Мы ставим перед собой задачу подписать этот документ до конца следующего года. Но, нужно уточнить, что мы не просто выступаем за подписание рамочного документа – мы хотим, чтобы в этом Соглашении была четко зафиксирована европейская перспектива Республики Молдова в плане будущей интеграции в Евросоюз.

И, для меня не так важны сроки, как ясность перспективы, чтобы мы осуществили соответствующие реформы внутри страны и активно внедряли у себя европейские ценности. От этого зависит необратимость процессов европейской интеграции и наш общий конечный успех.

Каким вы видите развитие молдавско-российских отношений? Чего вы ждете от России?

Эти отношения для нас очень важны и, я выступаю за то, чтобы подходить к ним предельно серьезно и ответственно. Мы должны исходить из принципа стратегического партнерства, который заложен и в базовом политическом Договоре между РМ и РФ. В развитии наших отношений с Россией необходимо перейти от громких заявлений к конкретным делам, от формальных обязательств, которые преобладали до недавнего времени, к ответственным партнерским отношениям.

Я говорю, прежде всего, о Республике Молдова. В ходе недавних встреч с представителями российского правительства и администрации президента я ясно заявил, что мы готовы обсуждать долго и упорно волнующие нас проблемы, выслушать и принимать в расчет все мнения и интересы. Но, если мы уж достигнем договоренностей, то мы будем четко их выполнять, а не так, как это было до сих пор. Мы будем прагматичными, но предсказуемыми и последовательными партнерами, мы будем исходить из интересов граждан наших стран.

В начале октября вы встречались с первым вице-премьером России Игорем Шуваловым и вице-премьером, министром финансов Алексеем Кудриным. После этого было заявлено, что обсуждается возможность предоставления РФ кредита на 150 млн. долларов, хотя раньше говорили о 500 млн. Получит ли Молдова вообще этот кредит?

В ходе избирательной кампании появились эти заявления о 500 млн. долларов. Отбросив всю политическую подоплеку, следует сказать, что речь идет о сумме в 150 миллионов.

Был проект договора на этот счет, который согласовывался министерствами финансов двух стран, они существенно продвинулись в этом. К сожалению, как сообщил нам Алексей Кудрин, процесс был приостановлен по просьбе коммунистического руководства Молдовы. Это меня сильно удивило, так как кредит очень нужен нашей стране. Мы договорились, что после подписания Молдавией Меморандума с МВФ, возобновим переговоры по поводу этого кредита. Предварительные условия приемлемы и благоприятны, как по срокам, так и по предназначению.

Мы надеемся до конца года прийти к окончательному согласованию всех деталей, чтобы получить этот кредит.

Молдавия платит, кажется самую высокую на постсоветском пространстве цену за российский газ, несмотря на то, что "Газпрому" принадлежит доля в АО "Молдова-газ". В условиях острого бюджетного дефицита и экономического кризиса, вы не собираетесь вести переговоры о снижении тарифов?

Да, цена на газ для Молдовы достаточно высока. Но договор подписан на пять лет. И я не считаю, что нужно заново ходить с протянутой рукой, выпрашивать новые условия. Важно выполнять договоренности, установить приемлемый тариф для конечных потребителей и не создавать проблем. Нам нужно научиться платить за все услуги по рыночным ценам. Естественно, устанавливая, при этом компенсации для определенных слоев населения, гарантируя социальную защиту уязвимых категорий граждан. Только так, мы сможем добиться повышения уровня и качества жизни, чтобы люди могли, соответственно, зарабатывать и оплачивать свои счета.

Несмотря на то, что проблема экспорта молдавских вин в Россию официально была решена, качественные молдавские вина по-прежнему отсутствуют в российских магазинах, а торговый обмен между двумя странами снизился в 2009 году почти в три раза. Что нужно делать для того, чтобы активизировать торгово-экономические связи?

Я обсуждал эту проблему с первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Он очень удивлен, что эта проблема действительно не решена до конца. Как я понимаю, препятствия были со стороны Москвы, но были и со стороны Кишинева.

Определенные люди в Молдове использовали эту проблему для монополизации экспорта. Так, разливное вино почему-то могли экспортировать только две молдавские компании, были другие ограничения. Частично, мы уже сняли эти препоны и, надеемся, что и со стороны России последуют встречные шаги – таможня, маркировка, единое окно и т.д.

Все это решаемо, будем работать, так как молдавские виноделы российский рынок частично потеряли и нужно бороться за то, чтобы отвоевывать позиции.

Собираетесь ли вы делать какие-то предложения в этом смысле на саммите глав правительств СНГ, на котором вам предстоит председательствовать в ноябре в Ялте?

У меня нет очень больших ожиданий, да и повестка дня не такая уж насыщенная. Нам предстоит использовать эту возможность для того, чтобы общаться, наладить сотрудничество, особенно в нынешнее непростое время экономического кризиса.

Я очень надеюсь, что мы отойдем от всякой политики, и будем работать для того, чтобы экономика наших стран выздоравливала и крепла.

АЕИ высказался за замену миротворческой операции в Приднестровье на миссию международных гражданских наблюдателей. Каким вам видится формат этой миссии? Предполагается ли вхождение в нее представителей НАТО?

Преобразование миротворческой операции - не новая идея. Она давно обсуждается. Согласитесь, те, кто ездит между Приднестровским регионом и остальной частью Республики Молдова, знают, что ситуация спокойная, абсолютно нормальная. В то же время, специальные пропускные посты, солдаты с автоматами, маскировочные сети, бетонные плиты на дорогах – все это не способствует укреплению доверия и спокойствия. И, поверьте мне, эти ненужные атрибуты являются не самым хорошим фоном для ведения переговоров по урегулированию конфликта.

Я хочу сказать, что миротворческая операция, которая действует с 1992 года, свою задачу выполнила. И сейчас необходимо перейти к другому этапу. Что касается статуса – конечно, эта миссия должна быть многонациональной. В нее могут войти представители разных стран, в том числе России и других. Естественно, коль скоро речь идет о гражданской миссии, в нее не могут входить ни российские военные, ни натовские.

Кроме того, мы не навязываем свою точку зрения. Это – всего лишь мнение, которое следует обсудить со всеми вовлеченными сторонами. Важно, установить взаимоприемлемый вариант, который должен стать шагом вперед.

Когда-то обсуждался вариант о том, чтобы договориться с Россией о создании военной базы. И кто-то даже подсчитывал, сколько денег потеряла Молдавия от того, что не пошли по этому пути. Российские войска остаются, но официальной базы нет, и за это никто не платит. Может, есть смысл вернуться к этой идее?

Нет, и объясню почему. В Конституции Молдавии заложен принцип нейтралитета, хотя вокруг этого ведется сейчас много спекуляций. Кое-кто преднамеренно раздувает проблему, что, дескать, молдавские власти хотят отказаться от нейтралитета и вступать в НАТО. Политическим партиям нельзя запрещать иметь свою позицию по разным аспектам. Но Конституция – Основной закон, это святое. В нем заложен принцип нейтралитета, его признали и все политические силы внутри страны, и наши партнеры.

А значит, нейтралитет, который провозглашен де-юре, должен стать и де-факто: не военные базы создавать, а реализовывать настоящий нейтралитет – без вступления в военные блоки и без присутствия иностранных войск.

Урегулирование приднестровского конфликта уже почти 20 лет значится в повестке дня. Тем временем, переговоры окончательно заморожены на протяжении последних трех-четырех лет. Что вы собираетесь делать, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки?

Прежде всего, нужно вернуться к переговорам. Единственный приемлемый формат – "5+2", его признают все заинтересованные стороны, в этом формате можно и нужно работать.

И мы не будем стоять на месте, даже если есть какие-то препятствия для возобновления нормальных переговоров. Ибо урегулирование конфликта - это не технический вопрос, это не просто объединение двух берегов реки Днестра. Нужно начинать общаться с людьми, наладить между ними отношения, создавать контакты между врачами, учителями, спортсменами, молодежью. Будем реализовывать совместные проекты, добиваться улучшения качества жизни совместно.

У нас есть для этого все предпосылки, ибо на берегах Днестра не было межэтнического конфликта, люди сохранили добрые отношения. Вот эти отношения будем развивать, чтобы создать реальную основу для реинтеграции. Так как решение конфликта, по большому счету, это не формальное подписание какого-то Соглашения. Самое главное то, как люди относятся друг к другу, хотят они хорошо жить вместе или плохо - порознь.

Интервью также публикуется в газете "Время новостей" за 21 октября.

Интервью

Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе
Зампред Банка России: мы не делаем скидку на сложные времена