ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

О новых правилах, "мигалках" и не только

Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Виктор Кирьянов рассказал "Интерфаксу" о сути изменений, которые коснутся всех автомобилистов России

О новых правилах, "мигалках" и не только
О новых правилах, "мигалках" и не только
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 26 февраля. INTERFAX.RU - ГАИ России предлагает внести изменения в действующие Правила дорожного движения, чтобы приблизить их европейским стандартам. О сути изменений, которые коснутся миллионов автомобилистов, в эксклюзивном интервью директору отдела оперативной и политической информации "Интерфакса" Андрею Новикову рассказал Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Виктор Кирьянов.

- Виктор Николаевич, в конце прошлого года на официальном сайте ДОБДД появилась информация о том, что Ваше ведомство подготовило пакет поправок в правила дорожного движения (ПДД). Какие новации Вы предлагаете?

- Изменения в Правила дорожного движения предусмотрены планом законопроектной деятельности Правительства на первый квартал текущего года. Предложения нами подготовлены и в настоящее время находятся в стадии согласования с Министерством транспорта. Их планируется направить в кабинет министров до конца марта. Коррективы обусловлены целым рядом причин. В частности Правила часто критикуют за то, что в них не содержится четких определений некоторых важных понятий, таких, например, как "объезд препятствия", "ограниченная видимость". Эти недостатки предлагается устранить. Назрела необходимость введения новых понятий. Так вводятся "дневные ходовые огни". Данная новация – требование времени. На современных автомашинах применяются дневные ходовые огни, которые начинают работать сразу после включения двигателя. Таким образом, включать ближний свет фар уже не требуется. Соответственно, в правилах необходимо предусмотреть альтернативу – либо горит ближний свет, либо дневные ходовые огни.

Мы пытаемся сделать более точными формулировки пунктов Правил, регламентирующих выезд на полосу встречного движения. Наше предложение заключается в том, что на четырех полосной дороге любой обгон или объезд препятствия, связанные с выездом на встречную полосу, запрещены, а поворот налево или разворот могут осуществляться только в случаях, когда это не запрещено Правилами, знаком или разметкой. Это необходимо для того, чтобы более четко квалифицировать соответствующие административные правонарушения.

Уточняются нормы, связанные с движением тихоходных транспортных средств, то есть те которые двигаются со скоростью меньше 30 км/час, создавая помехи для движения других автомобилей.

Серьезные коррективы планируется внести в организацию кругового движения. В настоящее время она существенно отличается от действующей в Европе. После внесения поправок водители, которые находятся на перекрестке с круговым движением, будут пользоваться преимуществом перед въезжающими на такой перекресток.

Предполагается также ввести ряд новых дорожных знаков, в первую очередь, предназначенных для организации движения в тоннелях.

Учитывая пожелания большого количества субъектов РФ и депутатов Госдумы, мы предлагаем ввести запрет на использование шипованой резины в летнее время, а именно с 1 июня по 31 августа. При этом делается оговорка, что решением органов власти субъектов федерации эти сроки могут быть изменены в зависимости от климатических условий того или иного региона. После того, как запрет вступит в силу, необходимо будет внести поправки в КоАП, чтобы установить повышенную ответственность за данный вид нарушения. На сегодняшний день за такие нарушения предусмотрен штраф в размере 100 руб. или предупреждение.

- С введением большого количества приборов, фиксирующих нарушения ПДД по скорости, увеличилось ли число привлеченных к ответственности нарушителей?

- Сегодня приборы фото- и видео фиксации нарушений скоростного режима применяются очень широко. В тех местах, где они установлены, существенно - практически в 3-4 раза - сократилось число нарушений правил дорожного движения, поскольку там водители уже не превышают скорость. А ведь именно превышение скорости в большинстве случаев становится причиной дорожно-транспортных происшествий. В 2009 г. с помощью приборов фото- и видеофиксации было зарегистрировано примерно 1,5 млн. нарушений ПДД.

- Планируется ли в ближайшее время расширить перечень нарушений, которые будут фиксироваться фото- видеокамерами. Если да, то о каких нарушениях может идти речь?

- В настоящее время есть техническое задание на разработку специальных приборов, которые будут фиксировать нарушения при проезде на красный свет светофора, в том числе на железнодорожном переезде. Как только прибор будет подготовлен, пройдет сертификацию, мы станем его применять. Внедрение новых систем, возможно, начнется уже в этом году.

- Как относится руководство ДОБДД к идее отмены ограничений скорости на некоторых вводимых в эксплуатацию российских дорогах?

- На сегодняшний день установленные параметры скорости: 110 км/час на автомагистралях, 90 км/час – на общих дорогах и 60 км/час – в городах. Вопрос о повышении скоростных режимов можно будет рассмотреть только по мере развития скоростных магистралей, в том числе платных.

- Решена ли на сегодняшний день проблема противозаконного использования автомобилистами специальных световых и звуковых сигналов для получения преимуществ на дороге? Проводятся ли профилактические рейды по изъятию незаконно установленных "мигалок"?

- По нашему мнению, в нормативном плане проблема "мигалок" полностью урегулирована: есть указ президента, в котором черным по белому написано, на какие транспортные средства устанавливаются световые и звуковые спецсигналы, есть постановление правительства, предусматривающее их количественные критерии.

Служба Госавтоинспекции обязана осуществлять контроль за использованием проблесковых маячков, что нами сегодня и делается. Наши сотрудники останавливают водителей, проверяют регистрационные документы, в которых должна находиться отметка о разрешении на использование спецсигнала. Каких-либо специальных рейдов мы не планируем - контроль осуществляется в режиме повседневной деятельности. В Москве, где сосредоточено большое количество органов власти, может быть, действительно возникает ощущение, что "мигалок" меньше не стало. В регионах картина совершенно иная.

- Ваше мнение об отмене разрешенной нормы промилле?

- Правила дорожного движения сегодня запрещают управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а в КоАП предусмотрена ответственность в виде лишения прав вплоть до трех лет в случае повторного нарушения. При этом в Кодексе дано понятие опьянения, в котором учтены требования Конвенции о дорожном движении об установлении предельного содержания алкоголя в крови или выдыхаемом воздухе. У нас этот предел составляет 0,3 промилле. В законодательствах разных стран существуют разные количественные показатели. Например, в Латинской Америке - 0,8 промилле, в Европе чуть меньше – 0,5 промилле. Поступившее в правительство поручение президента России о подготовке предложений по данному вопросу сейчас прорабатывается в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти.

- Возможно ли в обозримом будущем внедрение в инструментарий сотрудников ГАИ приборов дистанционного выявления пьяных водителей?

- Действительно, сейчас ведутся разработки, которые позволят в дистанционном режиме определять водителя, находящегося в нетрезвом состоянии за рулем. В частности, их ведут эксперты нашего Института специальной техники и связи. Если такие агрегаты появятся, их необходимо будет активно внедрять. Правда, прежде придется вносить коррективы в действующие нормативные акты. Сегодня основания остановки транспортного средства у нас прописаны в Административном регламенте исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения – это нарушения правил дорожного движения или проверка документов на стационарных постах.

- Кстати, какова судьба отдельны положений регламента, которые опротестованы Генпрокуратурой? Какие меры должны предпринять сотрудники ДПС в отношении лиц с особым статусом, выявленных за рулем в состоянии опьянения?

- Поправки в Административный регламент, внесенные в соответствии с протестом Генпрокуратуры, вступили в силу. Они касаются мер привлечения к ответственности граждан, пользующихся особым статусом – прокуроров, судей, дипломатов и т.д. В случае, когда такое лицо находится за рулем в состоянии опьянения, сотрудник должен принять все возможные меры для прекращения дальнейшего движения транспортного средства. Если для этого есть острая необходимость, то например, можно поставить перед автомашиной нарушителя патрульную машину. О факте правонарушения сообщается в соответствующий орган – прокуратуру, посольство и т.п. Представители соответствующих органов должны приехать на место происшествия для разрешения ситуации, в том числе для решения вопроса о транспортном средстве.

- Недавно глава МВД России Рашид Нургалиев предложил сотрудникам ДПС использовать при общении с водителями диктофоны? Планируется ли закрепить такую норму в ведомственных актах и произвести закупку этих устройств?

- В Административном регламенте уже закреплена норма, в соответствии с которой не возбраняется использование сотрудниками ГАИ специальных записывающих устройств. Впрочем, в равной мере это касается и водителей. В дальнейшем возможно внесение дополнений в ведомственные инструкции, чтобы диктофонами или видеокамерами комплектовались патрульные машины. Это позволит фиксировать разговоры между сотрудниками ГАИ и участниками дорожного движения, с тем, чтобы избежать возможных конфликтов

- Виктор Николаевич, Вы предложили страховым компаниям отменить бонусы и премии для водителей, которые регулярно нарушают правила дорожного движения. Считаете ли Вы необходимым закрепить эту инициативу законодательно?

- Мы предлагаем страховщикам увеличить страховые взносы для тех водителей, которые систематически нарушают правила дорожного движения. Нужно учитывать, что любое нарушение правил, в конечном итоге, может привести к ДТП. Чем чаще водитель нарушает правила, тем больше вероятность, что он спровоцирует аварию. Госавтоинспекция ведет учет административных правонарушений и страховщики могли бы, в принципе, им воспользоваться. Я думаю, что мы придем к решению, когда страховые компании будут учитывать поведение водителя на дороге. Для этого потребуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее коэффициенты для страховых тарифов.

- Есть ли у Вас рецепт, как справиться с проявлениями коррупции в ГАИ? Когда из расчетов по штрафам будут полностью исключены наличные деньги?

- Оплата наличными деньгами штрафа, назначенного сотрудником ГИБДД, была исключена давно. Еще в 2002 г., когда был утвержден новый КоАП. Кстати, мы на тот период времени были единственным правоприменителем, который не принимал наличные деньги при расчетах по штрафам. Оплата должна производиться через кредитные учреждения, а это создает дополнительные сложности для граждан. Сейчас ведется проработка вопроса об установке мобильных терминалов для оплаты штрафа непосредственно в патрульном автомобиле. С их помощью гражданин прямо на месте правонарушения сможет заплатить штраф при помощи пластиковой карты. Эксперименты по подобной оплате проводились в Москве и Московской области. Сейчас мы пошли дальше. Разработано автоматическое рабочее место инспектора ДПС по оформлению правонарушения, совмещенное с терминалом по оплате штрафа. "Пилотное" применение подобных систем началось в Санкт-Петербурге. Они будут дорабатываться в процессе эксплуатации, после чего можно будет говорить об их повсеместном применении.

- Когда Россия перейдет на новую систему категорий транспортных средств? Готовы ли образцы новых прав?

- Чтобы упростить процедуру допуска к управлению транспортными средствами, в соответствии с дополнениями к Конвенции о дорожном движении, наша страна перейдет на новую систему категорий и подкатегорий транспортных средств с 1 января 2011 года. Соответствующий законопроект находится на согласовании, он должен быть принят до конца текущего года. Новый образец водительских удостоверений уже утвержден, но мы не можем его применять, пока не внесены изменения в Закон "О безопасности дорожного движения" и ряд подзаконных актов, в частности, постановление правительства, регламентирующее порядок сдачи экзаменов и выдачи удостоверений.

- В свое время Вы предлагали ввести плату за эвакуацию машины и ее нахождение на штрафстоянке в первые сутки. Этот вопрос закрыт?

- Нет. Вопрос об эвакуации не закрыт, а наоборот очень актуален. Это касается автомобилей, припаркованных так, что создаются препятствия для движения других транспортных средств, неисправных автомобилей, а также водители которых находятся в состоянии опьянения. Сегодня мы не можем осуществлять задержание транспортных средств из-за недостаточного количества, а в ряде мест и отсутствия "штрафных" стоянок, поскольку не решен вопрос с финансированием их содержания. Оптимальным было бы вернуться к нормам закона, согласно которым финансовая ответственность за перемещение автомашин ложилась бы на самих нарушителей. Такая практика существует и в зарубежных странах.

Интервью

Глава "Ангара Секьюрити": золотая лихорадка и консолидация - настоящее и будущее рынка инфобеза
Владимир Потанин: только нестандартный ход поможет решить наши проблемы
Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям