ХроникаНападение на Crocus City HallОбновлено в 18:10

Выборы никто и никогда не сможет отменить

Советник президента Казахстана Ермухамет Ертысбаев в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал о принципиальных моментах законов, наделяющих Нурсултана Назарбаева статусом лидера нации

Выборы никто и никогда не сможет отменить
Выборы никто и никогда не сможет отменить
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 17 мая. INTERFAX.RU - 13 мая парламент Казахстана принял два закона, наделяющих первого президента республики Нурсултана Назарбаева статусом лидера нации. Глава государства на данный момент не подписал и не отклонил эти законы. Согласно законодательству, он должен принять какое-либо из этих решений в течение одного месяца с момента поступления к нему закона, принятого парламентом. О принципиальных моментах этих двух законов в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" сообщил советник главы государства по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев.

- Ермухамет Кабидинович, с чем, по вашему мнению, связана поспешность парламента в рассмотрении и одобрении законопроектов о лидере нации? Ведь изначально мажилис планировал принять заключение по проектам законов до 25 июня?

- Решения подобного рода всегда принимаются быстро. Так было в 1991 году, когда неожиданно были объявлены выборы президента и 1 декабря Нурсултан Назарбаев был избран безальтернативно. Так было в декабре 1993-го, когда в считанные дни был распущен Верховный совет. Через год с небольшим история с парламентом повторилась, и все происходило стремительно. Оппонентам только и оставалось стоять с разинутыми ртами. Аналогично элита действовала и при продлении полномочий президента и принятии Конституции в 1995 году.

Ну, сами подумайте: при однопартийном парламенте и жесткой партийной дисциплине монопольно-единственной фракции "Нур Отана" какой смысл тянуть резину до 25 июня?

- Насколько вероятно, что президент наложит вето на законы о лидере нации либо на их отдельные нормы? На политбюро партии "Нур Отан" 11 мая, насколько это известно, президент без особого воодушевления воспринял данную инициативу депутатов...

- Теоретически президент может наложить вето, но если он спросит мое мнение как своего политического советника, то я публично советую: ни в коем случае не накладывать вето.

Президент пользуется колоссальным авторитетом среди депутатов мажилиса и сената. Но если он наложит вето на этот закон, он настроит против себя весь депутатский корпус, который в Назарбаеве видит главную гарантию стабильного и устойчивого развития страны, по крайней мере, до 2020 года.

Личность, какая бы она ни была, никогда не должна забывать о той общественной силе, которая его выдвигает и поддерживает. Дело даже не в Назарбаеве, а в четком и конкретном механизме преемственности власти, стабильного, предсказуемого и устойчивого развития страны на ближайшие годы и в отдаленном будущем.

Назарбаев - это политик мирового уровня, и он не может не влиять на внутреннюю и внешнюю политику Казахстана даже после своего ухода. Это понимают все и решили "де-факто" превратить в "де-юре".

- Мнения в оппозиции о новых законах разделились. Если часть из них выступила категорически против, поскольку считает само понятие "лидер нации" категорией, скорее, нравственной, чем юридической, то другая часть - к примеру, лидер партии "Ак жол" Алихан Байменов, готова приветствовать эти законы с оговоркой: если "они будут направлены на модернизацию политической системы Казахстана". По вашему мнению, о чем свидетельствует то обстоятельство, что оппозиция не выступила единым фронтом против инициативы депутатов? Чего вы ожидали от оппозиции в этой ситуации?

- Алихан Байменов в отличие от Булата Абилова (один из лидеров партии "Азат". - "ИФ-К") работал руководителем администрации президента, был членом правительства. То есть он знает досконально всю кухню принятия политических решений такого уровня. Безусловно, что модернизация политической системы Казахстана необходима, и она будет осуществляться.

То обстоятельство, что в оппозиционном лагере нет единодушия по данному вопросу - это норма. Политический и идеологический плюрализм, разноголосица мнений, споры и дискуссии - вот реалии политической оппозиции. И наоборот, идеологический монизм и железная дисциплина - вот основа президентской партии "Нур Отан".

- Журналистам, общественности пока не удалось ознакомиться с текстом принятых парламентом законов. Оттого не прояснен до конца принципиальный момент: сохранится ли с принятием данных законов институт выборности президента? Ведь идея пожизненного президентства Н.Назарбаева до сих пор не дает покоя многим...

- Конституция - это Основной закон, выше Конституции нет ни одного закона, в том числе и закона о лидере нации. Поскольку в Конституции записано, что народ является источником власти, что Казахстан является демократическим государством и что органы власти, в том числе и главный носитель власти - президент - избираются, - то выборы никто и никогда не сможет отменить.

Есть конкретная практика и в Казахстане: Назарбаев избирался в 1991, 1999 и в 2005 годах. До тех пор, пока Назарбаев остается действующим президентом, ему абсолютно не нужны дополнительные полномочия лидера нации. Этот статус будет задействован тогда, когда президентом Казахстана станет другой человек. Естественно, он должен победить в конкурентной выборной борьбе. Я так вижу.

- Принятые нормы о необходимости согласования будущим руководством страны основных направлений внутренней и внешней политики с лидером нации многие наблюдатели в Казахстане и за рубежом расценили как подготовку первым президентом "плацдарма" для своего ухода с поста и представления приемника, деятельность которого фактически будет подконтрольна Н.Назарбаеву. Допускаете ли вы такое развитие событий? Если да, то может ли это произойти до 2012 года?

- Теоретически это может произойти и в этом году, но я лично категорически не хотел бы этого. В конце концов, казахстанский народ оказал высочайшую степень доверия и поддержки Назарбаеву в декабре 2005 года. И он просто обязан доработать до декабря 2012 года.

Я не согласен с тем, что деятельность второго президента будет подконтрольна Назарбаеву как лидеру нации.

Я знаю Назарбаева 20 лет и имел опыт работы министром, когда мне приходилось непосредственно подчиняться ему, то есть работать в рабочем режиме "начальника и подчиненного". Все россказни и байки оппозиции о том, что "Назарбаев - диктатор и стремится к безграничной власти" - все это чушь и абсолютно не соответствует действительности. Он всегда интересуется мнением подчиненных, с ним можно спорить (правда, осторожно), доказывать и даже убеждать. Крайне редко он дает жесткие указания, которые надо беспрекословно выполнять.

- Некоторые эксперты сравнивают казахстанский механизм постепенной передачи власти с азиатской политической моделью (Сингапур - Ли Куан Ю, Китай - Дэн Сяопин). Подобная модель совсем недавно была использована в Татарстане, когда бессменный лидер республики Ментимир Шаймиев после своей отставки занял созданный специально для него пост госсоветника с функциями, очень похожими на прописанные в законах о лидере нации Казахстана. Уместно ли данное сравнение?

- Все познается в сравнении, и ваши примеры вполне уместны.

Поймите, что и без закона о лидере нации следующий президент однозначно будет советоваться с Назарбаевым по стратегическим вопросам внешней и внутренней политики. Принятый депутатами закон нужен, прежде всего и главным образом, государственной и политической элите, которая думает о настоящем и будущем страны.

- Спасибо за интервью!

Интервью

Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе
Зампред Банка России: мы не делаем скидку на сложные времена
Александр Кинщак: в работе РФ на ближневосточном направлении нет скрытой повестки