Интервью

Чтобы удешевить строительство, надо соблюдать законы

Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Ефим Басин рассказал "Интерфаксу" о том, как строительная отрасль преодолевает последствия кризиса

Чтобы удешевить строительство, надо соблюдать законы
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 6 августа. INTERFAX.RU - Ефим Владимирович, каковы первые показатели 2010 г. по объемам строительства и инвестиций?

- Поводов для оптимизма немного, но, тем не менее, они есть. Во-первых, набирает обороты строительство олимпийских объектов в Сочи, объектов для саммита стран АТЭС во Владивостоке и Универсиады в Казани. Это огромные объемы и инвестиции, тысячи рабочих мест. Во-вторых, есть надежда, что мы сохраним ввод жилья приблизительно на уровне прошлого года. По крайней мере, результаты первого полугодия свидетельствуют именно об этом. В-третьих, растут объемы выпуска строительных материалов и конструкций - цемента, плитки, стекла, теплоизоляционных материалов – то есть, загружаются предприятия стройиндустрии. И все это не может не радовать.

Но, к сожалению, есть и негатив - объемы инвестиций будут меньше, чем в прошлом году, поскольку резко сократились капиталовложения со стороны государственного бюджета и частных инвесторов.

- В этом виноват кризис?

- Да, это результат кризиса. Более того, если строители в первый год кризиса держали по инерции объемы ввода жилья и освоения средств, то сейчас, когда уменьшились инвестиционные возможности, строительная отрасль находится в более сложных условиях, чем другие секторы экономики.

Тем не менее, последние шаги, которые сделаны правительством, внушают определенные надежды. Так, по заданию президента Д.Медведева и премьер-министра В. Путина готовится новая программа "Жилище", рассчитанная до 2015 года. Она предусматривает в итоге выход в строительстве жилья на показатель один метр квадратный на жителя страны в год. Не забыто и ипотечное кредитование, тем более, что после максимума, достигнутого в 2008 г., объемы ипотечных кредитов, выдаваемых банками, резко упали. Сейчас, благодаря господдержке и снижению ставок по кредитам, можно ожидать роста числа выданных кредитов и, соответственно, увеличения строительства жилья в рамках программ ипотечного кредитования.

И, наконец, недавно под председательством Владимира Путина прошло совещание, и на нем обсуждалось развитие российского авиатранспорта. Ассигнования в ближайшие три года здесь будут увеличены на 60 млрд рублей. Значит, можно ожидать увеличения инвестиций в развитие наших аэропортов. Это очень актуально для России, для ее территории, когда многие регионы просто оторваны от большой земли.

- Какие основные задачи решает сейчас строительная отрасль?

- Отрасль сейчас работает в иных условиях, чем пару лет назад, а именно в условиях саморегулирования. Государство многие функции отдало саморегулируемым организациям, поэтому самоконтроль, самоочищение от недобросовестных организаций, от "однодневок" - одна из основных задач профессионального сообщества.

- Сказался ли переход от лицензирования к саморегулированию на объемах строительства?

- Два года назад высказывались опасения, что в условиях кризиса нельзя менять правила игры, переходить на саморегулирование, что саморегулируемая организация не сумеет быстро и в необходимые сроки выдать допуски на производство наиболее опасных работ, а это повлечет за собой невозможность участия в тендерах, конкурсах на право подряда. Этого не случилось. Саморегулируемые организации сумели вовремя выдать необходимые допуски, и никакого коллапса, который предвещали оппоненты новой системы, не произошло. Наоборот, я считаю, что мы очень мягко перешли от государственного регулирования к саморегулированию. Сегодня можно прямо сказать: обратного пути уже нет и возврата к лицензированию не будет. Более того, 2 августа вступили в действие поправки в Градостроительный кодекс, которые максимально закрывают пробелы, остававшиеся в законодательстве в части саморегулирования.

- Сколько саморегулируемых организаций создано к настоящему времени?

- Все цифры есть на сайте Национального объединения строителей в открытом доступе. Могу сказать, что на сегодня зарегистрировано 228 саморегулируемых организаций в строительстве, а всего с проектировщиками, с изыскателями их более 400.

- Как вы считаете, число СРО будет расти?

- Я считаю, что 227 и 400 - это даже много для страны. Все-таки СРО должны быть крупнее и носить межрегиональный характер. Для чего? Во-первых, чтобы не допускать возникновения локальных СРО в рамках одного субъекта Федерации - тогда у организации и ее членов не будет стремления "монополизировать" какую-либо территорию и никого туда не пускать.

И второе – чем больше членов в саморегулируемой организации, тем больше возможности создать солидный компенсационный фонд и значительно более надежно защищать интересы третьих лиц, потребителей. Большой бюджет СРО позволит нанимать и иметь в своем аппарате хороших специалистов, хороших юристов, которые будут защищать интересы членов этого СРО. Впрочем, когда в организации очень много членов (у нас есть СРО, где их 7 тысяч), это тоже неправильно и наводит на мысли, что это просто "липа". Оптимальная численность членов СРО, на мой взгляд, должна быть 600-700 организаций.

Я думаю, что в ближайшее время будет наблюдаться тенденция к слиянию и укрупнению СРО, а не создание новых.

- Не могу Вас не спросить: почему дороги в России, да и все строительство, так дорого стоят?

- Знаете, меня очень сильно задевает, когда я слышу, что в России строят очень дорого, дороже, чем за рубежом, что наши стандарты не соответствуют мировым и так далее. Просто надо проанализировать структуру ценообразования строительства - и не только дорог, а вообще объектов. Если мы внимательно посмотрим, то увидим, что львиная доля затрат идет на выкуп земельных участков, на снос зданий и сооружений под это строительство. Есть такие объекты, в том числе в Сочи, когда затраты по сносу превышают стоимость самого строящегося объекта.

Кроме того, строителям необходимо платить за различные технические условия, за подключение к инженерным сетям. Это тоже нонсенс! Почему строитель или инвестор должен платить за магистральный газопровод или за теплотрассу? Тарифы на услуги естественных монополий, энергетиков, водоканала постоянно повышаются, и в этих тарифах уже имеется инвестиционная составляющая, которая предусматривает затраты на развитие мощностей, позволяющих подключать новые объекты. Но наши монополисты все равно требуют от инвестора: заплати за подключение, за технические условия, построй такую же магистраль, а потом передай ее мне на баланс бесплатно. Так в рыночной экономике поступать нельзя.

Еще одна составляющая цены – это различные обременения, связанные с отчислениями на социальные объекты (для строительства детсадов, школ, на благоустройство и т.д.). Я уж не говорю о коррупционной составляющей, которая действительно имеет место.

И, конечно же, у нас очень дорогая земля. Я рад, что премьер-министр на недавнем совещании прямо заявил, что нужно резко удешевить землю. У нас так сложилось, еще с советских времен, когда людям не разрешали строить или предлагали "неудобья" для строительства собственного жилья или дач. Это при нашей-то территории! У нас ведь всего около 1% территории занято населенными пунктами, а в той же Германии 8%. Это никуда не годится. Надо, чтобы земля была максимально удешевлена и продавалась не келейно, а с аукциона, чтобы уйти от всяких подковерных продаж. Вот это главное.

- Как же можно ликвидировать все обозначенные вами проблемы?

- Чтобы избежать затрат, связанных со сносом строений и отводом земли под строительство, нужно четко выполнять Градостроительный кодекс, который предусматривает в соответствии с планами градостроительства заблаговременное резервирование земель за 7-10 лет. То есть, под будущую улицу или дорогу решением местных властей выносится постановление о резервировании земли, и ее уже нельзя продавать или использовать под другие цели. И когда будет принято решение о строительстве объекта, земля под него должна быть предоставлена фактически бесплатно.

Вот вам пути резкого удешевления строительства в России. Причем де-юре это закреплено в законодательстве, а де-факто это сплошь и рядом нарушается. Как только появляется слух о предстоящем строительстве, к примеру, дороги или аэропорта, моментально все скупается. Причем, иногда и чиновники играют в этом далеко не последнюю роль - через подставных лиц. Даже карьеры скупаются, что также порождает массу сложностей.

- Сложностей какого рода?

- Большую долю в цене строительства занимают именно инертные материалы – песок, щебень, грунт. Сегодня практически все карьеры находятся в частных руках, и это дает возможность владельцам устанавливать монопольно высокие цены. И как только увеличивается потребность в этих материалах, резко возрастает их цена. Сегодня в Сочи цена щебня достигает 1500 руб. за кубометр, песок – больше 1000 руб. за кубометр. Такая же картина и в Приморье. В Санкт-Петербурге строится Кольцевая автодорога, и цены на инертные материалы резко повысились. Ладно, в Сочи нет карьеров, допустим с гранитным щебнем, но в Ленинградской области, в Карелии масса таких карьеров, но они также монополизированы. Иногда оказывается, что цена на отечественные материалы выше, чем за рубежом. Естественно, все это не может не влиять на стоимость объекта.

- Не очень оптимистично звучит.

- Но все равно надо быть оптимистами. Впереди праздник – День строителя, день созидателя, поэтому хотелось бы пожелать всем успехов, добра и уверенности в завтрашнем дне.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью
Новости в разделах

Фотогалереи

Лучшие фото недели10 фото

Лучшие фото недели

Фотохроника 20 октября6 фото

Фотохроника 20 октября

Фотохроника 19 октября5 фото

Фотохроника 19 октября

Фотохроника 18 октября8 фото

Фотохроника 18 октября

Палаточный городок в центре Киева5 фото

Палаточный городок в центре Киева

Прощание с Дмитрием Марьяновым6 фото

Прощание с Дмитрием Марьяновым

Фотохроника 17 октября9 фото

Фотохроника 17 октября

Перформансы Павленского7 фото

Перформансы Павленского

Фотохроника 13 октября7 фото

Фотохроника 13 октября

Установка автодорожной арки Крымского моста6 фото

Установка автодорожной арки Крымского моста

Фотохроника 12 октября7 фото

Фотохроника 12 октября

Пожар на строительном рынке в Подмосковье6 фото

Пожар на строительном рынке в Подмосковье

"Игромир - 2017"14 фото

"Игромир - 2017"

Emmy - 20179 фото

Emmy - 2017

Парк "Зарядье" в Москве6 фото

Парк "Зарядье" в Москве

Празднование 870-летия Москвы14 фото

Празднование 870-летия Москвы

Гости Венецианского кинофестиваля13 фото

Гости Венецианского кинофестиваля

Празднование Курбан-байрама в Москве7 фото

Празднование Курбан-байрама в Москве

MTV Video Music Awards8 фото

MTV Video Music Awards

Военно-технический форум "Армия-2017"12 фото

Военно-технический форум "Армия-2017"

Серебренников в Басманном суде6 фото

Серебренников в Басманном суде

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис10 фото

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes10 фото

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes

Тонкости сумо8 фото

Тонкости сумо

МАКС-201718 фото

МАКС-2017

Церемония закрытия Кубка конфедераций-20177 фото

Церемония закрытия Кубка конфедераций-2017

Финал Кубка конфедераций-201711 фото

Финал Кубка конфедераций-2017

Профессия: автогонщик10 фото

Профессия: автогонщик

Болельщики Кубка конфедераций-20179 фото

Болельщики Кубка конфедераций-2017

Церемония открытия Кубка конфедераций9 фото

Церемония открытия Кубка конфедераций

Первый полет МС-217 фото

Первый полет МС-21

Шанхайский автосалон8 фото

Шанхайский автосалон

Презентация новинок Apple8 фото

Презентация новинок Apple

Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи
Конференции