ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Потенциал мирового политического форума значителен

Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Талия Хабриева рассказала "Интерфаксу" о том, что она ждет от предстоящего 9-10 сентября в Ярославле Мирового политического форума "Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности".

Потенциал мирового политического форума значителен
Потенциал мирового политического форума значителен
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 2 сентября. INTERFAX.RU – Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Талия Хабриева рассказала "Интерфаксу" о том, что она ждет от предстоящего 9-10 сентября в Ярославле Мирового политического форума "Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности".

- Вы являетесь участником секции "Новые вызовы и концепция международного права". Какие вопросы Вы хотели бы обсудить с другими участниками секции, на чём заострить внимание экспертного сообщества? Какие «новые вызовы» прежде всего требуют урегулирования с помощью норм международного права?

- Международное право эффективно именно в тех областях международно-правового регулирования, которые касаются "новых вызовов". К числу "новых вызовов", прежде всего требующих урегулирования с помощью норм международного права, можно отнести глобальное изменение климата и мировой финансовый кризис.

Глобальное изменение климата, свидетелями которого мы являемся, требует от государств принятия конкретных мер по сокращению объемов выброса в атмосферу газов, вызывающих парниковый эффект и глобальное потепление. Однако отсутствие согласия по вопросам сохранения климата не только препятствует выработке международного договора, который должен прийти на смену Киотскому протоколу 1997 года, срок действия которого истекает в 2012 году, но и приводит к отказу даже от эфемерных договоренностей, достигнутых ранее. Нужны и прочные региональные договоренности.

Мировой финансовый кризис наглядно продемонстрировал неспособность международной финансовой системы противостоять его разрушительным последствиям, обнажил несправедливый характер самих ее основ. Потребуется разработка принципиально новых норм международного права, регулирующих валютно-финансовые отношения. В этой сфере тесно переплетаются самые разнообразные отношения: между государствами, между государствами и частными компаниями и банками, зарегистрированными в различных странах, между самими частными компаниями и банками.

Кроме того, необходимо учитывать и наличие многочисленных международных организаций. Нормы реформируемого международного финансового права должны быть построены с учетом того, что их осуществление в значительной части будет происходить с помощью внутригосударственного права.

- Какие функции современного государства как субъекта международного права претерпели наибольшие изменения в условиях глобализации и будет ли и в дальнейшем изменяться его роль?

- Международное право регулирует отношения между суверенными государствами. Государственный суверенитет – качество государства. Обладая суверенной властью, государства создают международное право и наделяют его юридически обязательной силой. Ни рост взаимозависимости государств, ни глобализация не могут уменьшить значение государственного суверенитета.

Все более широкое участие в международной жизни различного рода общественных организаций, субъектов федерации, административно-территориальных единиц, органов местного самоуправления, транснациональных компаний и иных образований, находящихся под юрисдикцией государства, не приводит к снижению роли государства, деэтатизации международных отношений и международного права. Однако роль государства, его функции в условиях глобализации меняются.

С одной стороны, государства расширяют полномочия в международной области субъектов федерации, административно-территориальных единиц и органов местного самоуправления. Это дает возможность полнее учитывать их особые интересы. С другой стороны, рост взаимозависимости государств приводит к тому, что государства вынуждены совместно решать те проблемы, которые ранее считались чисто внутренними. Для этих целей государства создают межгосударственные объединения с широкой компетенцией, частично передавая им осуществление своих полномочий.

Модельные акты затем возвращаются в национальную систему. В дальнейшем государства будут стремиться все в большей степени обеспечить интересы своих участников экономических и иных связей в международной жизни.

- Что Вы, как руководитель государственного института, обеспечивающего деятельность Правительства РФ в плане подготовки заключений на проекты законов и иных нормативных актов, ожидаете от Форума как от экспертной площадки? Какие ценностные установки с ориентацией на дальнейшее воплощение их в жизнь могут быть сформированы в ходе экспертных дискуссий и могут ли мнения, высказанные в ходе Форума, в дальнейшем повлиять на принятие каких-либо политических решений или же Форум – это только возможность обмена мыслями?

- Для правоведов, в том числе для юристов нашего Института - старейшего научного учреждения, форум представляет собой важнейшую общественную площадку для выявления тех сфер, где право может активно влиять на социальные процессы. Несомненно, на форуме будут выявлены условия, которые благоприятствуют и препятствуют развитию таких процессов. Более понятна станет роль институтов, обеспечивающих эффективность действия правовых регуляторов. Все это, конечно, очень полезно при принятии практических решений на международном, национальном и локальном уровне.

- Каков потенциал Мирового политического Форума? Сможет ли он претендовать на ежегодный интерес со стороны мирового сообщества и какие условия необходимы для того, чтобы этот интерес поддерживать?

- Потенциал мирового политического форума очень значителен. Его можно использовать для решения как национальных, так и глобальных политических проблем: вопросов международного сотрудничества, преодоления конфликтов, укрепления демократических институтов. Для этого нужно, чтобы общественность всех стран была широко информирована о решениях, принятых на форуме, чтобы политики и управленцы использовали его оценки и рекомендации для повышения качества своих решений. Работа в этом направлении должна быть систематической, и форум желательно превратить в ежегодный.

Интервью

Глава "Ангара Секьюрити": золотая лихорадка и консолидация - настоящее и будущее рынка инфобеза
Владимир Потанин: только нестандартный ход поможет решить наши проблемы
Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям