Интервью

"С приходом Абрамовича на арт-рынок цены вырастут"

Марат Гельман утверждает, что интерес к искусству вскоре может охватить большинство российских олигархов и полуолигархов

"С приходом Абрамовича на арт-рынок цены вырастут"
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 5 июня. INTERFAX.RU - В Центральном выставочном зале "Манеж" прошел юбилейный V Международный салон изящных искусств (Moscow World Fine Art Fair). В течение недели – с 28 мая по 2 июня - посетители могли наблюдать предметы искусства, предлагаемые российскими и зарубежными галереями и ювелирными домами. В этом году главный акцент ярмарки был сделан на современном искусстве. Галерист Марат Гельман рассказал корреспонденту "Интерфакс" о растущем интересе коллекционеров к современному искусству, ценообразовании на арт-рынке, а также слухах о покупках картин Френсиса Бэкона и Люсьена Фрейда Романом Абрамовичем.

Марат Александрович, как изменился салон изящных искусств за последний год?

Качество стало гораздо лучше. Все меньше каких-то проходных галерей, которые торгуют каким-нибудь безымянным антиквариатом или неизвестными голландцами. Сейчас галереи представляют значительные имена, значительные работы. В этом году салон с точки зрения искусствоведческой на порядок выше. На данной ярмарке, конечно, демонстративна стоимостная функция, предъявлен тот факт, что искусство является одной из важнейших тем для инвесторов, что цены растут, что это выгодные вложения. В тоже время важно, что большинство галерей со всего мира привозят российское искусство, которое нам когда-то было не нужно, которое мы растранжирили когда-то. Сейчас с помощью рынка это искусство возвращается в Россию.

Как меняются вкусы российских коллекционеров? В этом году на ярмарке значительно больше представлено современного искусства.

Действительно, современного искусства стало больше. Я должен сказать, что это тенденция не только этой ярмарки, но и мировая. На рынке все меньше и меньше работ старых мастеров. Даже те аукционные дома, которые традиционно работали только со старым искусством, начинают активно работать и с современным искусством, потому что хороших вещей старых мастеров осталось на рынке мало. Но это конечно только одна из причин.

Что касается подстраивания галерей под вкус публики, то западные галереи привозят либо русское искусство, которое пользуется большим спросом, причем любое, либо двух периодов, наиболее известных и почитаемых в России – импрессионистов и поп-арт. Условно говоря, все остальное в России просто плохо знают. Например, замечательные самые дорогие на сегодня в мире американские абстракционисты Марк Ротко и Джексон Полак - их здесь не знают. А импрессионистов, которые были частью нашего образования, привозят в большом количестве.

Как формируется цена на произведения современных художников?

Есть несколько механизмов. Первично формируется так называемая лейтенантская (стартовая) цена. Ее уровень для малоизвестного художника формируется той галереей, которая его выставляет, то есть уровнем цен этой галереи. Цена также очень сильно связана с уровнем жизни в стране, в этом смысле стартовые цены в России ниже, чем в Германии или Америке, например. А дальше рынок корректирует ситуацию, если художник востребован, если у него очень мало работ, цены повышаются. Работы художников, уже обладающих известностью, выставляются на аукционные продажи, где в открытом соревновании формируются цены.

Вообще, на цену очень сильно влияет состояния мировой экономики. Например, поп-арт до последнего момента являлся самым дорогим искусством ХХ в., потому что в тот момент, когда он зародился, экономика США была на подъеме. Примерно тоже можно сказать про современных художников 90-х гг. в России. Сейчас российская экономика на подъеме и эти художники стоят дороже, чем представители 60-х гг., которые уже в большей степени являются частью истории искусства. При этом в моменты финансовых кризисов люди в первую очередь избавляются от искусства как от актива.

Иногда создается впечатление, что цена на отдельных авторов складывается под влиянием моды. Например, "Висящее сердце" Джеффа Кунса, которое было продано в прошлом году на Sotheby‘s за $23,56 млн.

Кунс был актуальным лет 10 назад, его работы дискутировались, его приглашали на Венецианское биеннале. Сейчас он уже не является актуальным художником, скорее наоборот. При этом, как говорится, все в норме - он уже стал предметом коллекционирования, стал частью истории искусства. Механизм моды в искусстве действует, но чаще всего не на уровне конкретных имен, а своеобразных волн - мода на китайское искусство, мода на русское искусство, сейчас просыпается интерес к Индии. Механизм моды так же как поднимает, так и опускает.

Можете описать современного российского коллекционера?

Есть две волны – старая и новая. Старая волна коллекционеров - действительно, своего рода подвижники, которые были не такими уж богатыми людьми. Подчиняясь своей страсти? они фактически сделали себя богатыми людьми, потому что те коллекции, которые они собрали раньше за небольшие средства сегодня стоят огромных денег. Продав одну или две работы, эти люди неожиданно становятся богачами. Вторая волна - это ведущие бизнесмены страны, которые таким образом формируют некую социальную страту людей не только богатых, но и образованных людей, обладающих системой ответственности богатого человека. Одна из функций богатства - собирать национальное достояние страны. Я уверен, что значительная часть этих вещей в конце концов будут открыты для публики. Есть, конечно, инвесторы, чаще всего это корпорации либо фонды, но их немного. Все-таки коллекционирование - это увлечение. В 90-х гг. многие компании приобретали работы для себя. Я это связываю с тем, что тогда не была развита корпоративная этика. Руководство активно собирало коллекции и ни с каким собранием акционеров не советовалось. Сейчас этого гораздо меньше.

Какие современные российские авторы сейчас наиболее популярны?

Это генерация 90-х гг. Валера Кошляков, дуэт Дубоссарский-Виноградов, Дима Гутов, Олег Кулик, Алексей Калин, "Синие носы ", Толя Асмоловский – топовые имена сегодняшних русских художников. Плюс несколько украинских художников, которые, по сути, принадлежат московской художественной сцене. Если говорить о старшем поколении, то это в первую очередь Илья и Эмилия Кабаковы, чья последняя пиковая продажа составила $5,8 млн, один из основателей соц-арта Саша Косолапов, наиболее демократичный, в том смысле, что наиболее понятный Эрик Булатов, которого легко коллекционировать достаточно широкому кругу. Старшее поколение меньше на слуху, но стоят они уже достаточно серьезных денег, потому что работ очень мало.

Приведите примеры последних наиболее громких покупок россиян.

Последнее крупные покупки, о которых сегодня активно говорят – это "Триптих.1976 " Френсиса Бэкона ($86,3 млн.) и "Спящая социальный инспектор " Люсьена Фрейда ($33,6 млн.) - работы, которые (по данным британских СМИ – ред.) купил Роман Абрамович. До этого очень хорошую работу Ильи Кабакова купил Кантор. Об этом можно сказать, да, люди заплатили не один миллион за очень значительные работы. В общей массе такие покупке не афишируется, это такая внутренняя информация, но в тоже время это не является каким–то секретом - всем все известно.

Как вы оцениваете стоимость, по которой была приобретена, скажем, картина Бэкона?

Это недешево. Френсис Бекон - кумир англичан, это марка английского искусства. Если мы посмотрим на американских художников Ротко и Полака, то цены на их работы очень выросли и сейчас зашкаливают за $100 миллионов. Я думаю, что то же самое будет и с Френсисом Бэконом - он национальная гордость и вне рыночных каких-то вещей.

Судя по сообщениям западной прессы, Роман Абрамович становится серьезным игроком на российском арт-рынке?

Дело в том, что существуют слои опережающего потребления (не только в искусстве). Если мы посмотрим на общество, то оно состоит из людей, которые потребляют уже то, что имеет свою цену, то, что продвинуто в обществе в качестве товара и те, кто потребляют новое и таким образом формируют потребительские стандарты.

Получается, что Абрамович - один из тех, кто формирует эти стандарты. Тот факт, что он начал интересоваться искусством, означает, что тысячи людей, которые мечтают стать "Абрамовичами ", то есть значительными бизнесменами в стране, не просто богатыми людьми, а влияющими на многие процессы, все эти люди обратят свое внимание на современное искусство. Кроме того, важна ценовая игра. Русское искусство в мире достаточно недооценено. Если взять, например, одинаковых по значимости художников Валеру Кошлякова и американца Ричарда Принса, то у Кошлякова цены будут, к примеру, 70 тыс. евро, а у Принса порядка миллиона. Рынку есть куда расти и, я думаю, что имя Абрамовича поспособствует и этому тоже.

Обозреватель Наталия Жогова

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью
Генеральный директор ЦЭНКИ: Каждый год количество пусков с "Восточного" будет расти<span class="green">Генеральный директор ЦЭНКИ:</span>  Каждый год количество пусков с "Восточного" будет расти
Рано Джураева рассказала о развитии российских космодромов в условиях сокращения финансированияПодробнее
Сергей Рябков: торг вокруг арестованной в США нашей дипсобственности обречен на неудачу<span class="green">Сергей Рябков:</span>  торг вокруг арестованной в США нашей дипсобственности обречен на неудачу
Замминистра иностранных дел рассказал о встрече с замгоссекретаря по проблемным вопросамПодробнее
Глава РФПИ: конвертация "префов" "Транснефти" позволит существенно повысить стоимость компании<span class="green">Глава РФПИ:</span>  конвертация "префов" "Транснефти" позволит существенно повысить стоимость компании
Кирилл Дмитриев рассказал, какие шаги фонд с партнерами предлагают предпринять для дальнейшего развития компанииПодробнее
CFO "Системы": мы понимаем, что тревога кредиторов нарастает<span class="green">CFO "Системы":</span>  мы понимаем, что тревога кредиторов нарастает
Всеволод Розанов рассказал, провоцируют ли последние события вокруг компании новые риски по обязательствам "Системы"Подробнее

Фотогалереи

Фотохроника 21 июля6 фото

Фотохроника 21 июля

Лучшие фото недели10 фото

Лучшие фото недели

Comic Con в Сан-Диего9 фото

Comic Con в Сан-Диего

Землетрясение у берегов Греции и Турции6 фото

Землетрясение у берегов Греции и Турции

МАКС: Крупный план10 фото

МАКС: Крупный план

Фотохроника 20 июля6 фото

Фотохроника 20 июля

Тонкости сумо8 фото

Тонкости сумо

МАКС-201718 фото

МАКС-2017

Прощание с Антоном Носиком6 фото

Прощание с Антоном Носиком

Пожар в ТЦ "РИО" в Москве5 фото

Пожар в ТЦ "РИО" в Москве

Перед лицом реновации9 фото

Перед лицом реновации

Фотохроника 4 июля8 фото

Фотохроника 4 июля

Церемония закрытия Кубка конфедераций-20177 фото

Церемония закрытия Кубка конфедераций-2017

Финал Кубка конфедераций-201711 фото

Финал Кубка конфедераций-2017

Профессия: автогонщик10 фото

Профессия: автогонщик

Фотохроника 30 июня9 фото

Фотохроника 30 июня

Московский фестиваль садов и цветов6 фото

Московский фестиваль садов и цветов

Болельщики Кубка конфедераций-20179 фото

Болельщики Кубка конфедераций-2017

"Ночь русского балета" в московском метро6 фото

"Ночь русского балета" в московском метро

Открытие Московского международного кинофестиваля8 фото

Открытие Московского международного кинофестиваля

Прощание с Алексеем Баталовым8 фото

Прощание с Алексеем Баталовым

Церемония открытия Кубка конфедераций9 фото

Церемония открытия Кубка конфедераций

Открытие фестиваля "Кинотавр" в Сочи9 фото

Открытие фестиваля "Кинотавр" в Сочи

Первый полет МС-217 фото

Первый полет МС-21

Закрытие Каннского кинофестиваля9 фото

Закрытие Каннского кинофестиваля

Обыски в "Гоголь-центре"5 фото

Обыски в "Гоголь-центре"

Шанхайский автосалон8 фото

Шанхайский автосалон

Презентация новинок Apple8 фото

Презентация новинок Apple

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes10 фото

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-216 фото

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-21

Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи