Интервью

Система электронных площадок не позволяет российским строителям работать с максимальной эффективность

Председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум рассказал о доработках, в которых нуждается закон РФ о госзакупках

Система электронных площадок не позволяет российским строителям работать с максимальной эффективность
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 21 октября. INTERFAX.RU - Закон РФ о госзакупках (ФЗ №94) нуждается в серьезной доработке в части размещения строительных подрядов для государственных и муниципальных нужд. Перенос крупных строительных подрядов на электронные площадки – это преждевременная мера, считает Председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум:

- Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что в целом 94-й закон, безусловно, прогрессивный. За пять лет после его вступления в силу, он, по нашим оценкам, позволил сэкономить государству очень значительные средства.

В то же время этот закон регламентирует размещение заказов по всему спектру товаров, работ и услуг. Соответствующие процедуры носят универсальный характер и не всегда учитывают особенности отдельных видов работ. Это относится, в частности, к подрядам на строительные работы. Подряд – не биржевой товар, который можно покупать по одному параметру – цене, поэтому при размещении подрядов должны учитываться определенные особенности строительного процесса. Этому должна быть посвящена отдельная глава в Законе о госзакупках.

- Введение электронных аукционов на подряды было также направлено на сокращение бюджетных расходов.

- Мы проанализировали 317 подрядов со стоимостью работ свыше 100 млн рублей. Общее снижение цены при проведении конкурсов составило 5,37%. Когда же перешли к проведению аукционов, снижение цены оказалось меньше - 3,9%. Так что налицо снижение эффективности от изменения системы распределения подрядных работ.

- Какие, на ваш взгляд, основные проблемы действующего механизма?

- Заказчик теперь не знает, кто именно стоит за той или иной заявкой, он может проверить только квалификационные документы. Возьмем такой бытовой пример. Ни один человек, который строит себе дачу или ремонтирует квартиру, не пойдет на электронную площадку, и не будет нанимать себе вслепую подрядную компанию, только исходя из той цены, за которую она согласна проводить работы. А вот государственные многомиллиардные подряды мы почему-то готовы распределять на такой обезличенной основе. Поэтому и возникает масса недобросовестных организаций, которые за полцены берутся что-то построить, не имея для этого ни опыта, ни ресурсов, а потом затягивают сроки строительства, придумывают лишние виды работ, не рассчитываются с субподрядчиками. Вследствие этого заказчик вынужден искать дополнительные средства, чтобы закончить объект, ведь именно он, а не контролирующие органы, отвечает за конечный результат.

- Когда переходили к электронным обезличенным торгам, одним из аргументов была борьба с коррупцией, путем исключения "человеческого фактора". Удалось этого добиться?

- Электронные торги на практике подразумевают, что мы не доверяем государственному заказчику, руководителя которого все знают, отвечающего за свою работу должностью и репутацией, но при этом доверяем некоему неизвестному оператору электронной площадки. Между тем сегодня существует значительное количество технических возможностей для того, чтобы манипулировать торгами. Начиная от блокирования доступа для отдельных пользователей, заканчивая dDos-атакой на конкретные серверы.

Усложняя механизм распределения подрядов, мы все больше и больше отдаляем заказчика и подрядчика друг от друга, ставя между ними надзорные органы, электронные площадки и т.д. И получается, что на деле коррупционность всей системы не снижается, поскольку появляются новые схемы, о которых законодатель даже подумать не мог.

- Электронные торги по подрядам – это российское ноу-хау или заимствованное из-за рубежа?

- Это чисто российская новация. Некоторые утверждают, что здесь мы даже обогнали развитые страны Запада. На самом деле, система проведения торгов на Западе строится на других принципах. То, что произошло у нас – не имеет аналогов в зарубежной практике. Ни в одной стране мира подрядные работы не выводятся на электронные площадки. Основная форма отбора подрядчиков – это конкурс, а если аукцион, то с предквалификацией, после которой на аукцион выходят максимум три-четыре компании. В системе отбора существует институт экспертизы, который де-факто является истиной в последней инстанции. Во многих странах существует ранжирование компаний, например, в Японии из 30 тысяч строительных организаций к выполнению работ для государственных и муниципальных нужд допускается около 2 тысяч. Кроме того, существует мощное антидемпинговое законодательство, которое препятствует тому, чтобы ключевым критерием при распределении подрядных работ была только цена.

- Как Вы считаете, есть какая-то альтернатива электронным торгам?

- Как я же отмечал, в мировой практике основная форма отбора подрядчиков – это конкурс. Если же речь идет о проведении аукциона, то этому должен предшествовать мощный предквалификационный отбор. В любом случае необходимо предварительно отработать механизмы и процедуры сначала на небольших подрядах, а только потом выносить на электронные аукционы контракты на миллиарды рублей. Для крупных подрядов нужно на это время оставить систему конкурсов, которую необходимо совершенствовать. Прежде всего, следует повышать ответственность заказчика за конечный результат работы, а не бесконечно усовершенствовать процедуры, вводя все новые и новые элементы. Надо вводить институт экспертизы, правила жесткой предквалификации. Кроме того, необходимо сконцентрировать усилия по государственному и муниципальному контролю за непосредственным исполнением контрактов, за качеством и безопасностью создаваемых объектов капитального строительства.

- Какие будут дальнейшие шаги вашего комитета и строительных ведомств?

- И подрядчики, и заказчики на слушаниях однозначно высказались в пользу необходимости совершенствования нынешней системы распределения государственных подрядов на строительные работы. Мы будем работать в данном направлении в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью

Фотогалереи

Самые богатые спортсмены всех времен10 фото

Самые богатые спортсмены всех времен

Фотохроника 15 декабря6 фото

Фотохроника 15 декабря

Лучшие фото недели10 фото

Лучшие фото недели

Фотохроника 14 декабря6 фото

Фотохроника 14 декабря

Comedy Wildlife Photo Awards 201713 фото

Comedy Wildlife Photo Awards 2017

Фотохроника 13 декабря7 фото

Фотохроника 13 декабря

Фотохроника 12 декабря6 фото

Фотохроника 12 декабря

Прощание с Леонидом Броневым6 фото

Прощание с Леонидом Броневым

Ушел из жизни Леонид Броневой6 фото

Ушел из жизни Леонид Броневой

Самые высокооплачиваемые музыканты в мире10 фото

Самые высокооплачиваемые музыканты в мире

Кто хочет стать президентом8 фото

Кто хочет стать президентом

Жеребьевка ЧМ-20189 фото

Жеребьевка ЧМ-2018

Презентация олимпийской формы сборной России7 фото

Презентация олимпийской формы сборной России

Второй запуск с космодрома "Восточный"6 фото

Второй запуск с космодрома "Восточный"

Прощание с Дмитрием Хворостовским8 фото

Прощание с Дмитрием Хворостовским

Профессия: психиатр в космической медицине9 фото

Профессия: психиатр в космической медицине

Ушел из жизни Дмитрий Хворостовский11 фото

Ушел из жизни Дмитрий Хворостовский

Алексей Улюкаев в суде. Год после задержания6 фото

Алексей Улюкаев в суде. Год после задержания

Прощание с Дмитрием Марьяновым6 фото

Прощание с Дмитрием Марьяновым

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис10 фото

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes10 фото

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes

Тонкости сумо8 фото

Тонкости сумо

МАКС-201718 фото

МАКС-2017

Церемония закрытия Кубка конфедераций-20177 фото

Церемония закрытия Кубка конфедераций-2017

Финал Кубка конфедераций-201711 фото

Финал Кубка конфедераций-2017

Первый полет МС-217 фото

Первый полет МС-21

Шанхайский автосалон8 фото

Шанхайский автосалон

Недвижимость
Последние новости