ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

МВД РФ готово к сотрудничеству в борьбе с международной преступностью

Заместитель глав МВД РФ Сергей Булавин рассказал "Интерфаксу" о том, как российское правоохранительное ведомство сотрудничает с иностранными коллегами

МВД РФ готово к сотрудничеству в борьбе с международной преступностью
МВД РФ готово к сотрудничеству в борьбе с международной преступностью

Москва. 3 ноября. INTERFAX.RU - В период с 18 по 22 октября 2010 г. в Вене проходила пятая сессия Конференции участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. В работе данной сессии приняла участие и российская межведомственная делегация, возглавляемая статс-секретарем- заместителем министра внутренних дел Российской Федерации генерал-майором милиции Сергеем Петровичем Булавиным. О совместной работе, проведенных встречах и достигнутых договоренностях Сергей Булавин рассказал корреспонденту информационного агентства "Интерфакс".

- Сергей Петрович, когда была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, в связи с чем и кто является ее участником сегодня?

- Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности была принята 15 ноября 2000 г. на 62-ом пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Российская Федерация подписала ее 12 декабря 2000 года. Для нашего государства она вступила в силу 25 июня 2004 года. На данный момент к указанной Конвенции присоединились 156 государств-членов ООН.

Сегодня Российская Федерация считает транснациональную организованную преступность серьезнейшей и нарастающей угрозой социальному, экономическому благополучию, политической стабильности государств. Эта растущая угроза требует наращивания международного правоохранительного потенциала, энергичных совместных действий в целях ликвидации транснациональных криминальных сетей, пресечения традиционных и новых видов преступной деятельности.

В связи с этим мы рассматриваем данную Конвенцию в качестве универсального международно-правового инструмента антикриминального сотрудничества государств.

- Известно, что на Конференции в Вене Вы выступили с докладом. Какие основные вопросы затронули в своем выступлении?

- Действительно, согласно распоряжения правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 г. № 1789-р мне было поручено возглавить российскую делегацию и, соответственно, выступить с докладом по теме Конференции.

Основной акцент в своем выступлении я сделал на необходимость объединения усилий правоохранительных органов всех стран-членов ООН в противодействии транснациональной организованной преступности.

- Как специалист поясните, какие преступления относятся к транснациональным?

- Согласно статье 3 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, преступление носит транснациональный характер, если оно совершено более чем в одном государстве. Оно может быть совершено в одной стране, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве. Или совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность более чем в одном государстве. А также совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве.

Поэтому такие преступления как незаконный оборот наркотиков, особенно зарубежного происхождения, незаконная торговля людьми - гражданами других государств, незаконные операции, связанные с автотранспортными средствами, так называемый криминальный автобизнес, по своей сути являются транснациональными, а по форме совершения - трансграничными, когда способы достижения цели базируются на игнорировании национальных границ.

- Говоря о противодействии транснациональной организованной преступности, что Вы предложили в ходе Конференции для обеспечения должной эффективности сотрудничества в этой сфере?

- Чтобы адекватно реагировать на глобализацию преступной деятельности, международному правоохранительному сообществу необходимо меняться. Успех правоохранительной работы на международном уровне зависит от гибкого реагирования государств-участников Конвенции ООН на новые криминальные вызовы и угрозы. Имеются в виду преступления, обозначенные на Конференции как "зарождающиеся" виды преступной деятельности.

Сегодня транснациональные преступные группы активно используют результаты растущего технического прогресса для усовершенствования прежних и освоения все новых видов преступной деятельности.

Новые криминальные вызовы и угрозы проявляются в последние годы в возрождении, казалось бы, ушедших в прошлое - пиратства и работорговли. В выходе на качественно новый уровень так называемых традиционных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, наркотиков и культурных ценностей, в распространении преступлений, порождаемых техническим прогрессом. В числе таковых обычно называют экологические преступления, незаконный оборот человеческих органов и преступления в информационной сфере, производство и сбыт контрафактной продукции.

Очевидная реакция на новые криминальные вызовы, на наш взгляд, состоит в том, чтобы не допускать возникновения пробелов в правовой базе раскрытия и уголовного наказания за новые виды преступной деятельности, обмениваться информацией о возникающих правоохранительных проблемах, национальной и региональной практике их преодоления.

Необходим регулярный анализ эффективности Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, протоколов к ней и практики их применения. Ключевую роль в этом вопросе мы отводим Управлению ООН по наркотикам и преступности.

В этой связи мы обратились к партнерам с просьбой оказать Управлению всемерную помощь в наращивании его аналитического потенциала, предоставлении необходимых информационных данных, экспертной помощи и финансовых средств.

Кроме того, в развитии международных договорно-правовых инструментов сотрудничества важно учитывать особенности новых видов преступлений. Так, сотрудничество по одним из них вполне укладывается в рамки норм, содержащихся в Конвенции и протоколах к ней, другие могут быть охвачены путем разработки дополнительных протоколов. В отношении некоторых весьма специфичных видов преступной деятельности, например, в информационной сфере и касательно незаконного оборота человеческих органов, по нашему мнению, стоило бы подумать о разработке отдельных универсальных конвенций.

- В последнее время Россия, как и многие другие государства, столкнулась с проблемой пиратства в северо-западной части Индийского океана. Существуют ли на сегодняшний день действенные механизмы в борьбе с этим криминальным явлением?

- Не буду говорить о глубинных причинах возрождения этого особо опасного вида преступной деятельности в данном регионе и его негативном влиянии на региональную стабильность. Они не раз были предметом обсуждения на международных форумах, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций.

Коснусь сугубо правовой стороны дела. Считаю, что вопрос о привлечении пиратов к уголовной ответственности является ключевым для повышения эффективности действий антипиратской коалиции. Очевидно, что безнаказанность подталкивает людей к занятию этим преступным промыслом.

В настоящее время на рассмотрении Совета Безопасности ООН находятся различные варианты решения проблемы юрисдикции по делам о пиратстве – от уголовного преследования в национальных судах до учреждения международного антипиратского трибунала. Некоторые страны предпочитают передачу задержанных пиратов для суда в прибрежные государства. Мы, в России, считаем, что долгосрочному решению этой проблемы отвечало бы учреждение международного трибунала. Тем более, что пиратство угрожает международному судоходству и в других регионах мира.

- Какие еще встречи были проведены в рамках визита нашей делегации в Австрию? Какие вопросы обсуждались при этом?

- У меня состоялась встреча с заместителем Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, Исполнительным директором Управления ООН по наркотикам и преступности Федотовым Юрием Викторовичем. Мы обсудили ход правоохранительной реформы в Российской Федерации, наиболее актуальные на современном этапе проблемы предупреждения преступности в России, а также наше видение приоритетов международного антикриминального сотрудничества, в том числе - под эгидой Организации Объединенных Наций.

Юрий Викторович проявил заинтересованность в активизации такого сотрудничества, а также высказал пожелание посетить Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России и, в частности, Международный межведомственный центр подготовки сотрудников криминальной милиции и подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков имени генерал-лейтенанта милиции А.Н. Сергеева с целью ознакомления с имеющимися наработками в области подготовки специалистов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступности, а также координации дальнейшего взаимодействия Управления ООН по наркотикам и преступности и ВИПК МВД России.

В свою очередь МВД России поддержало инициативу заместителя Генерального секретаря ООН, и мы подтвердили готовность к подобному диалогу.

- Насколько мне известно, сразу после Конференции Вы выехали в Нидерланды для участия в консультациях с Европейской полицейской организацией? Насколько успешно проходил переговорный процесс?

- Действительно, 21 октября этого года в г.Гааге в составе уже другой межведомственной российской делегации я принял участие в открытии 1-го раунда консультаций с Европейской полицейской организацией по заключению нового соглашения о сотрудничестве с Европолом, позволяющего обмениваться персональными данными. Хотелось бы подчеркнуть, что этому мероприятию предшествовала большая работа, проведенная Министерством внутренних дел Российской Федерации.

6 ноября 2003 года в ходе саммита Россия-ЕС в г.Риме (Италия) было подписано соглашение о Сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией.

Российскими федеральными органами, ответственными за реализацию действующего в настоящее время Стратегического соглашения, являются МВД, ФСБ, ФСКН, ФТС России и Росфинмониторинг.

В связи с этим, приказом МВД России в структуре НЦБ Интерпола при МВД России был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП). 10 мая 2005 г. в ходе саммита Россия-ЕС в г.Москве была достигнута договоренность о подготовке соглашения между Российской Федерацией и Европолом об обмене персональными данными.

Ключевыми моментами для дальнейшего развития правовой базы сотрудничества явились: ратификация в 2005 году Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и принятие Государственной Думой в 2006 году Федеральных Законов "Об информации, информационных технологиях и защите информации" и "О персональных данных". Таким образом, было снято основное препятствие для подготовки к переговорному процессу по разработке Оперативного соглашения.

В своем выступлении на открытии первого раунда консультаций с Европолом я подчеркнул заинтересованность российской стороны в углублении взаимодействия с Европолом по всем направлениям совместной работы, целью которой является эффективное противодействие современным вызовам и угрозам и укрепление безопасности России и государств – членов Евросоюза.

В тот же день состоялась встреча с Директором Европейской полицейской организации Робом Уэнрайтом, в ходе которой были обсуждены наиболее важные аспекты сотрудничества МВД России и Европола.

- Какие конкретные перспективные направления дальнейшего взаимодействия обсуждались на встрече с Директором Европола?

- Акцент был сделан на активизации нашей совместной работы в сфере информационного обмена, подготовки кадров и, конечно же, аналитических исследований по оценке угроз организованной преступности.

Беседа коснулась и проходящего масштабного реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации. Я рассказал господину Уэнрайту о проводимой работе по подготовке проекта федерального закона "О полиции", который призван стимулировать правоохранительную деятельность, в том числе в ее проекции на контакты полиции с зарубежными партнерами и взаимодействие с гражданским обществом, особенно в деятельности по профилактике преступности. При этом подчеркнул, что в этом законодательном акте в полной мере будут учтены обширный опыт и позитивные наработки европейской полиции.

Также в рамках пребывания в Гааге у меня состоялась встреча с заместителем директора Европола Мишелем Кийе, курирующим международное взаимодействие Организации, в ходе которой им, как и Р. Уэнрайтом, была подчеркнута нацеленность на активизацию сотрудничества с Российской Федерацией и, в частности, с МВД России, в деле борьбы с транснациональной организованной преступностью и терроризмом, в том числе посредством заключения нового соглашения Россия-Европол.

Интервью

Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе
Зампред Банка России: мы не делаем скидку на сложные времена