Интервью

Идея объединения наших шинных активов с активами Татнефти не подвергается сомнению

Председатель совета директоров компании "СИБУР-Русские шины" Вадим Гуринов в интервью "Интерфаксу" рассказал о перспективах развития холдинга, а также о своих новых бизнес-проектах, не связанных с шинным бизнесом

Идея объединения наших шинных активов с активами Татнефти не подвергается сомнению

Москва. 12 апреля. INTERFAX.RU - Компания "СИБУР-Русские шины" в конце 2011 года вышла из структуры холдинга СИБУР и перешла под контроль новых акционеров. Одним из ее совладельцев стал Вадим Гуринов, возглавлявший компанию на протяжении последних 7 лет. В начале 2012 г. он отошел от оперативного управления компанией и занял пост председателя совета директоров. В своем первом интервью в новом качестве он рассказал "Интерфаксу" о перспективах развития холдинга, а также о своих новых бизнес-проектах, не связанных с шинным бизнесом.

- На протяжении нескольких лет вы возглавляли компанию "СИБУР-Русские шины", акционер которой не скрывал своего желания продать актив. Но при этом компания получала новые активы, искала пути объединения с другими игроками, а в итоге была выкуплена менеджментом. Сейчас уже завершилось формирование нового шинного холдинга? Какова его конечная структура?

- Все формальные процедуры завершены на 99%. Все необходимые согласования получены, и я думаю, точку в этом процессе уже можно поставить. С 3 апреля этого года шинный холдинг переименован в ОАО "Кордиант".

Компания вышла практически из всех непрофильных активов - мы продали "Волжский Азот", "ВАКЗ", Сибур-Волжский, "ИФО". Также планируем продать "Уралшину", которая давно не производит шины, а, в основном, выпускает иную продукцию.

В итоге в собственности холдинга остается набор профильных активов, а именно четыре завода - "Ярославский шинный завод", "Омскшина" (РТС: OMSH), "Волтайр-Пром" (РТС: VLTP) и "Кордиант-Восток" (ранее - совместное предприятие "Матадор-Омскшина"). Мы консолидировали 100% акций этого предприятия и в октябре 2011 года переименовали его. Кроме того, в составе холдинга сформирован научно-технический центр "Интайр" и специализированная компания "Технотайр".

- ФАС в марте удовлетворила ходатайство кипрской Cordiant Assets Limited о приобретении 100% ЗАО "Кордиант". Получается, что вы и другие менеджеры "Кордианта" выступаете бенефициарами Cordiant Assets? Можете ли вы уточнить, какая доля в компании принадлежит вам, и кто является вашими партнерами?

Участниками сделки по выкупу компании стала группа инвесторов, в том числе, менеджмент компании "Кордиант".

- Можете уточнить, что это за инвесторы?

- В числе акционеров - нынешний генеральный директор "Кордианта" Дмитрий Соков, а также бывшие топ-менеджеры компании. Кроме того, в компании будет запущена опционная программа, рассчитанная на широкий круг менеджмента. Для ее реализации будет выделен достаточно большой пакет акций.

- Когда она будет запущена и в течение какого срока будет действовать?

- Я думаю, летом текущего года, после утверждения советом директоров. Программа будет рассчитана на 3-5 лет.

- Вы являетесь крупнейшим акционером в компании?

- На сегодняшний день нет. Но я задумываюсь о том, чтобы приобрести дополнительный пакет и, не исключено, что стану контролирующим акционером.

- Можете ли вы назвать сумму сделки? Как она финансировалась?

Выкуп проводился на средства инвесторов и с привлечением кредитного ресурса в Газпромбанке. Соотношение составило в среднем одну и две трети. Вся компания для осуществления сделки была оценена более чем в $500 миллионов.

- История продажи СИБУРом шинных активов была достаточно длительной. Можете ли сейчас внести ясность, почему не сложилось партнерство с "Нижнекамскшиной"? Почему были пересмотрены схемы партнерства с Pirelli и Ростехнологиями?

- Сделка с "Нижнекамскшиной" была безденежной, и в той конфигурации СИБУР оставался акционером в шинном бизнесе. Но при этом для нефтехимического холдинга приоритетнее всегда был выход из шинного бизнеса и получение денежных средств.

Были достигнуты договоренности с "Татнефтью", являющейся акционером "Нижнекамскшины", и эта компания была практически готова к объединению. Однако потом появилась более приемлемая для СИБУРа конфигурация сделки - продажа отдельно активов "Амтела" и текущих активов "Кордианта" с получением денежных средств.

- Существует ли вероятность объединения "Кордианта" с "Нижнекамскшиной"?

- Покупка "Кордианта" инвесторами и менеджментом компании никак не противоречит возможности слияния или объединения с шинными активами "Татнефти". Индустриальная целесообразность и экономическая обоснованность объединения шинных активов "Кордианта" и "Нижнекамскшины" осталась, ничего не изменилось.

"Татнефть" и ранее высказывала свою заинтересованность в объединении, и сейчас от этого не отказывается. Стороны уверены в целесообразности и необходимости слияния активов. Другой вопрос - в какой конфигурации теперь может быть совершена сделка. Это точно будет не та конфигурация, которая обсуждалась на предыдущем этапе переговоров с СИБУРом. Теперь новые акционеры должны договориться с "Татнефтью" о новых принципах объединения. Но сама идея, нужность этого не подвергается сомнению.

- Вы уже ведете переговоры с "Татнефтью" по этому поводу?

- Мы немного изменили конфигурацию предложения в связи с изменениями в составе акционеров и донесли нашу позицию до руководства "Татнефти". Мяч сейчас на их стороне.

- Можете ли уточнить, какая конфигурация рассматривается на данный момент?

- В прошлом у "Татнефти" оставался 51% в объединенной компании, у СИБУРа - 49%. Сейчас мы хотим, чтобы у сторон был паритет, но не 50 на 50, а с участием третьей стороны, которая стала бы держателем небольшого пакета и выступала бы в качестве своего рода арбитра. В этой роли может выступать и банк, и инвестиционный фонд, и государство.

- Когда по времени может быть совершена эта сделка?

- Наш опыт проведения переговоров подсказывает, что это процесс достаточно непрогнозируемый, но мы со своей стороны готовы начать необходимые действия хоть завтра.

- Объединенная компания должна стать очень серьезным игроком…

Объединение усилий, индустриальные, финансовые, технологические синергии, позволят создать очень крупного игрока, своего рода законодателя мод, якорного индустриального лидера российской шинной промышленности. В результате объединения мы сразу сможем войти в число 15-ти крупнейших игроков мира, будем иметь возможность проводить более агрессивную политику на внешнем рынке и внутри страны. Кроме того, мы сможем выражать интересы всего шинного сообщества. Если объединение произойдет, масштаб нового игрока позволит провести эффективное IPO.

- То есть вы нацелены на проведение IPO в будущем?

- IPO - это образное выражение, но оно говорит о многом. Если компания готова к IPO, ей уже почти ничего не страшно. Такая компания может на более выгодных условиях привлекать ресурсы не только с публичного рынка, но и банковские кредиты, создавать стратегические партнерства, совместные предприятия с иностранными игроками, выпускать облигации и т.д.

То есть IPO - это лишь один из возможных сценариев. Если ты готов к IPO, ты в принципе готов ко всему. IPO - это индикатор, а не стратегия.

А наша главная стратегическая цель - получить эффективную компанию, значимого игрока и для отрасли, и для страны в целом, который смог бы за счет своего масштаба формировать правила игры на рынке. Это большой плюс и для потребителей, так как предоставляет возможности инвестировать в новые современные технологии, в развитие.

- Разработана ли программа развития компании? Какие конкретно мероприятия она предполагает?

- Бизнес-план утверждается в компании ежегодно. В конце весны будет утверждаться обновленная стратегия развития компании. Безусловно, мы планируем инвестиции в развитие. Во-первых, нам надо завершить инвестиционный проект в Ярославле по запуску производства современных ЦМК-шин. В настоящее время идут пуско-наладочные работы. Но уже в конце прошлого года мы получили первые шины с нового производства, испытание которых добавило оптимизма. Во-вторых, мы рассматриваем возможность инвестирования в производство крупногабаритных шин, планируем также увеличивать мощности по выпуску современных легковых шин на действующих производствах.

- Крупногабаритные шины - это новый для компании сегмент?

- Да, пока мы их не выпускаем. Мы рассматриваем возможность организации этого производства на "Омскшине" или на "Волтайр-Проме".

- Видите ли вы возможности по слиянию и поглощениям на российском рынке?

- Нет, на российском рынке, по сути, только мы и "Нижнекамскшина" - больше никого нет.

- Могут ли, по вашему мнению, такой компанией заинтересоваться крупные зарубежные производители?

- Не думаю, что крупные мировые игроки хотели бы купить российского производителя целиком. Какой-то актив, часть - возможно, но покупка сразу всей компании требует слишком большой мобилизации средств, менеджерских ресурсов и т.п. Поэтому они предпочитают строить что-то свое, небольшое, чтобы потом это развивать шаг за шагом.

Партнерства, на мой взгляд, возможны скорее с нашими более агрессивными коллегами из развивающихся рынков - Бразилии, Китая, Индии, для которых работа в России более понятна. Поэтому с ними можно искать какие-то варианты конфигурации взаимодействия или развития. И мы над этим работаем. То есть, мы делаем акцент не на игроков первой пятерки, а на компании, входящие в двадцатку или даже тридцатку мировых игроков. Это, например, такие компании, как Mitas, Apollo, Titan…

- То есть стратегически вы готовы продать свою долю в компании?

- Я все продаю, и все покупаю. Шинами уже практически не занимаюсь. Я - председатель совета директоров, но текущей операционной деятельностью занимается генеральный директор. Это отличный профессионал, специалист, я ему полностью доверяю. У компании есть бизнес-план, есть отличная команда, которая сформировалась за последние годы.

- До прихода в шинный бизнес вы были совладельцем компаний пищевой сферы, чем планируете заниматься теперь, вернетесь туда или рассматриваете и другие отрасли?

- В бизнесе оправдан подход - не складывать все в одну корзину. Сейчас я являюсь генеральным директором компании "Русское море-добыча". Она образована совсем недавно - в конце прошлого года. Миссией этой компании является консолидация российской добычи биоресурсов, в основном морепродуктов и рыбы.

Мы планируем создать на базе этого игрока рыбодобывающий холдинг номер один в стране, а может, и в мире. При этом не идет речь о создании монополиста, ведь рынок в настоящее время очень деконсолидирован - 10 крупнейших игроков занимают 29% рынка, а остальные 71% рынка делят более 1000 мелких компаний.

Потребление морепродуктов в мире растет непрерывно, а в России мы очень сильно отстаем по потреблению, особенно от развитых стран. Поэтому у нас есть большой потенциал для развития этого бизнеса. Для этого, конечно, нужен новый флот, новые технологии, новые подход, новое законодательство, и этим всем мы сейчас занимаемся. Поэтому этот бизнес для меня сейчас на первом месте. Это большая, интересная и перспективная тема государственного масштаба.

- Под конец прошлого года было объявлено, что вы вошли в совет директоров публичной шведской компании Ruric AB. Чем занимается эта компания, это и есть другая корзина?

- Долю чуть менее 30% в этом шведском фонде приобрел мой родной брат Артем. Он советовался со мной насчет покупки и пригласил меня в совет директоров фонда. Ситуация с этой покупкой хорошо иллюстрирует расхожий тезис об управлении рисками - инвестиция оказалась неудачной, практически провальной.

- Почему же вы посоветовали приобрести акции Ruric?

- Компания выглядела недооцененной по внешним причинам, в первую очередь обусловленным влиянием мирового финансового кризиса 2008 года. Однако позже выяснилось, что дело не только и не столько в этом, сколько в откровенно неэффективном управлении в самой компании.

- Что за этим стоит - непонимание какой-либо специфики российского бизнеса или просчеты общего характера?

- Знакомясь непосредственно с оперативным управлением компанией, мы столкнулись с явным непрофессионализмом и слабостью предыдущего менеджмента и были очень удивлены тем, что держатели ценных бумаг компании - и акций, и облигаций - допустили эту ситуацию.

В предыдущие годы Ruric скупила в России ряд активов сомнительного качества. Преподносились эти покупки как приобретение хороших активов в кризисный момент задешево. Предполагалось с восстановлением российской экономики развить и выгодно продать эти активы. Но уже тогда было понятно, что будет, к примеру, меняться законодательство. Вот сейчас в центре Санкт-Петербурга практически запрещено строительство. При этом в мае 2010 года была проведена реструктуризация долгов компании, фактически закрывшая для менеджмента возможности привлечения средств на развитие. К примеру, на ряд объектов недвижимости у Ruric заключены инвестиционные договора, которые обязывают компанию инвестировать в развитие и реконструкцию этих активов, иначе она их потеряет. Но в результате ограничений, наложенных кредиторами, компания не может ни привлечь дополнительные кредиты, ни продать имеющиеся активы для привлечения средств в развитие других. Такой вот замкнутый круг.

Впрочем, непрофессионализм был проявлен не только в подходах к оценкам перспектив рынка. Так, в компании был крайне низкий уровень исполнительской дисциплины и контроля, утеряны многие оригиналы документов, фактически завалы бумаг на подоконниках. Сотрудники компании занимались непрофильными делами, не был организован должный финансовый контроль, что привело к злоупотреблениям.

- Вы готовы признать инвестицию неудачной или готовы как-то исправить ситуацию?

- Свои усилия мы оцениваем как "латание дыр" и попытки найти возможности для восстановления ликвидности и жизнеспособности компании. Нанимаем аудиторов, следователей при аудиторских компаниях, которые проверяют все осуществленные за последние годы транзакции. И уже выяснилось, что многие платежи проводились непонятно кому и куда. Огромные суммы выплачивались менеджменту, консалтинговым компаниям, что дает возможность для подозрений в нечистоплотности.

Сейчас мы поменяли команду, появился новый финансовый директор, новый руководитель управляющей компании в Санкт-Петербурге. Полностью обновлен и совет директоров. Председателем совета назначен бывший руководитель "Икеи" в России, швед Леннарт Дальгрен, в совет вошел член совета директоров ЦУМа Питер Партма и другие. Участие таких известных людей дает уверенность в непредвзятости проводимого аудита компании. И хотя мы признательны попыткам шведского менеджмента найти основания для представления ситуации в лучшем свете, пока, к сожалению, ситуация больше черная, чем белая.

Мы попробуем еще в течение полугода выровнять ситуацию. Но, несмотря на усилия, все прорабатываемые сценарии натыкаются, с одной стороны, на необходимость спасения активов и привлечения инвестиций в развитие, а с другой - на права держателей облигаций. Без понимания ими этой ситуации, без встречного движения с их стороны компанию через год-полтора ждет катастрофа. В этом случае, я, конечно, буду советовать моему брату выходить из этого бизнеса.

- Получается, недвижимость отнимает у вас все основное время?

- Не совсем. На сегодняшний день основные усилия направлены в компанию "Русское море-добыча". Но ситуация с Ruric действительно оказалась неожиданной, и я вынужден посвящать ей намного больше времени, чем планировалось.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью

Фотогалереи

Рейтинг российских знаменитостей по версии Forbes10 фото

Рейтинг российских знаменитостей по версии Forbes

Экзотическая контрабанда9 фото

Экзотическая контрабанда

Фотохроника 26 июля6 фото

Фотохроника 26 июля

Фотохроника 25 июля6 фото

Фотохроника 25 июля

Фестиваль "Архстояние-2017"9 фото

Фестиваль "Архстояние-2017"

Летная программа МАКС-20179 фото

Летная программа МАКС-2017

Фотохроника 21 июля6 фото

Фотохроника 21 июля

Лучшие фото недели10 фото

Лучшие фото недели

Comic Con в Сан-Диего9 фото

Comic Con в Сан-Диего

МАКС: Крупный план10 фото

МАКС: Крупный план

Тонкости сумо8 фото

Тонкости сумо

МАКС-201718 фото

МАКС-2017

Прощание с Антоном Носиком6 фото

Прощание с Антоном Носиком

Пожар в ТЦ "РИО" в Москве5 фото

Пожар в ТЦ "РИО" в Москве

Перед лицом реновации9 фото

Перед лицом реновации

Церемония закрытия Кубка конфедераций-20177 фото

Церемония закрытия Кубка конфедераций-2017

Финал Кубка конфедераций-201711 фото

Финал Кубка конфедераций-2017

Профессия: автогонщик10 фото

Профессия: автогонщик

Фотохроника 30 июня9 фото

Фотохроника 30 июня

Московский фестиваль садов и цветов6 фото

Московский фестиваль садов и цветов

Болельщики Кубка конфедераций-20179 фото

Болельщики Кубка конфедераций-2017

"Ночь русского балета" в московском метро6 фото

"Ночь русского балета" в московском метро

Открытие Московского международного кинофестиваля8 фото

Открытие Московского международного кинофестиваля

Прощание с Алексеем Баталовым8 фото

Прощание с Алексеем Баталовым

Церемония открытия Кубка конфедераций9 фото

Церемония открытия Кубка конфедераций

Открытие фестиваля "Кинотавр" в Сочи9 фото

Открытие фестиваля "Кинотавр" в Сочи

Первый полет МС-217 фото

Первый полет МС-21

Закрытие Каннского кинофестиваля9 фото

Закрытие Каннского кинофестиваля

Шанхайский автосалон8 фото

Шанхайский автосалон

Презентация новинок Apple8 фото

Презентация новинок Apple

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes10 фото

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-216 фото

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-21

Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи