Интервью

Гендиректор "Сибири": То, что сейчас происходит с AiRUnion, - это первый звонок к тому, что будет в отрасли

Гендиректор авиакомпании "Сибирь" (S7) Владислав Филев в интервью "Интерфаксу" высказал мнение о причинах кризиса авиаальянса AiRUnion и перспективах российских перевозчиков

Гендиректор "Сибири": То, что сейчас происходит с AiRUnion, - это первый звонок к тому, что будет в отрасли
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 26 августа. INTERFAX.RU - Глава авиакомпании "Сибирь" (S7) Владислав Филев в интервью "Интерфаксу" высказал мнение о причинах кризиса авиаальянса AiRUnion и оценил перспективы российских перевозчиков, в том числе представляемой им компании.

В последние недели эксперты и участники отрасли отмечают, что кризисная ситуация в AiRUnion сложилась из-за действий основных акционеров - братьев Абрамовичей…

Я стопроцентно не согласен. Абрамович (Борис - гендиректор AiRUnion) стопроцентно профессиональный, подготовленный человек, который всю свою жизнь ничем, кроме авиации, не занимался. Как любой человек, он имеет право на ошибку, но в моем представлении надо разделить ошибки и системные предпосылки.

Все, что сейчас происходит с AiRUnion, - это первый звонок к тому, что будет в отрасли. Во многом такой быстрый кризис компаний альянса спровоцирован катастрофическим ростом цен на керосин - его стоимость возросла почти в два раза. При этом стоимость билетов в два раза не выросла. Керосин стал катализатором и ранее протекавшего процесса.

Я сделал анализ того, какая часть налогов закладывается в стоимости авиабилетов. Выяснилось, что по результатам прошлого года налоги в стоимости билета составляют 25%: это 18% НДС, пошлины на ввоз иностранных самолетов и прочие налоги. Серьезная величина.

Мы имеем 20%-ные пошлины на ввоз самолетов иностранного производства, а также резко выросший керосин, который составляет значительную часть наших расходов.

Когда мы говорим о прибыли авиапредприятий, она измеряется в лучшем случае сотнями миллионов рублей, а налоги, которые мы платим, измеряются миллиардами. В этой ситуации государство должно понять для себя, чего оно хочет достичь: для того, чтобы собрать плоды с дерева, можно его срубить, чтобы удобней было собирать с верхушки, но можно позволить этому дереву плодоносить.

Проблема перевозчиков в том, что, с одной стороны, они приперты налогами, а с другой стороны - не имеют возможности поднимать цены на билеты.

Основные проблемы, которые вы перечисляете, давно существуют в отрасли. В прошлом году к ним прибавился рост цен на керосин…

Этого хватило. До тех пор, пока не было роста цен на топливо, все как-то жило, теперь все проблемы в комплексе вылезли наружу. Мы будет принимать срочные меры для того, чтобы сохранить прибыльность - в ближайшие три месяца мы сокращает свой флот в два раза за счет российской техники, выводим 33 воздушных судна.

По объему перевозок за счет увеличения количества иностранных самолетов мы останемся на существующем уровне, может, немного сократим. Но основная задача - увеличить прибыльность.

Если бы государство было более гибким, мы бы продолжали работать на них (отечественных самолетах - ИФ), но в сегодняшней ситуации этого быть не может: мы должны остаться кредитоспособными и жизнеспособными. Когда я занимаю деньги в банке, я даю свое личное слово, что верну их обратно.

Как вы считаете, удастся ли отрасли справиться с существующими проблемами. Есть ли у вас оптимизм на этот счет?

Честно скажу - у меня оптимизма нет. Я не думаю, что будет лучше, я рассчитываю, что, поскольку мы одни из лучших, то умрем последними или предпоследними. Никаких улучшений я не ожидаю, ни в какие не верю.

Это касается и перспектив отмены пошлин на наиболее популярные самолеты?

Вопрос с пошлинами мне представляется пределом цинизма. Пошлины были отменены на два типа воздушных судов - размерностью до 19 и свыше 300 кресел, рассчитанные на перевозки самой богатой части населения. Самолеты менее 19 кресел - это бизнес-джеты, а свыше 300 - это те, что летают только по международным маршрутам.

Мы говорим, что движемся в сторону социального государство, и в то же время льготы делаем только для самой богатой части.

Проблема налогов, опять же. Только не подумайте, что я настаиваю на том, чтобы полностью отменить все налоги - нет, конечно, но нельзя же забирать весь мед у пчел, потому что они погибнут зимой. Также и с компаниями нельзя обходиться.

Если вернуться к AiRUnion, считаете ли вы что происходящее - конец для альянса?

Я думаю, что да. Дело даже не в том, можно ли операционно восстановить деятельность компании, она потеряла самое главное - лояльность клиентов. У авиакомпании все остальные активы по сравнению с лояльностью клиентов - это ничто.

Вы говорите, что не стоит обвинять в происшедшем менеджмент. Разве на них не лежит ответственность за то, что происходит?

Менеджер - тоже человек, который имеет право на ошибку: что-то неверно посчитал, где-то не успел. Но я не считаю, что теперь нужно на него набрасываться и расстреливать.

Я думаю, что Абрамович проиграл технологически. Он поставил на старые технологии, уровень производительности которых значительно отстает от новых. Мы и, например, "Аэрофлот" движемся по сходному пути, развивая новые технологии. При том, что мы тратим на них очень большие деньги, они имеют большую степень возврата.

Означают ли ваши слова, что перспектива есть только у "Сибири" и "Аэрофлота"?

Думаю, что в каждой нише будет по одному крупному игроку. "Трансаэро" сейчас является номером один на рынке чартерных перевозок за рубеж, "Ютэйр" - игрок номер один на рынке перевозок малоразмерных самолетов, мы - номер один на рынке внутренних перевозок, "Аэрофлот" - номер один на международных регулярных перевозках.

Есть также ГТК "Россия", которая существует в своей нише, пока всерьез ее рынком никто не займется, существуют, наверное, региональные нишевые интересы, которые можно поддерживать.

Менеджеры авиакомпаний часто повторяют, что отрасль убыточна. Что вас заставляет заниматься этим, не надоело?

Авиация - это болезнь, не профессия. Люди в авиации очень странные: они не умеют ничего другого и не хотят.

Мои доходы за эти годы достаточны для того, чтобы жить, не работая, в 45 лет, в конце концов, можно выходить на дембель, но авиация - это наркотик. Также и Абрамович не смог остановиться, поскольку для него это тоже наркотик. Борис держался за эту компанию до последнего - не потому что, как сейчас пишут, "деньги перекачивал", а потому, что это болезнь. Человек, который всю жизнь проработал в авиации, не мог этого делать - он все деньги до последнего вкладывал в компанию.

Так в чем же все-таки его ошибка?

Это тема как минимум нескольких докторских диссертаций.

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью
Глава Погранслужбы ФСБ: наша стратегическая цель - последовательный переход к дистанционному контролю за охраняемой границей<span class="green">Глава Погранслужбы ФСБ:</span>  наша стратегическая цель - последовательный переход к дистанционному контролю за охраняемой границей
Владимир Кулишов рассказал об обстановке на государственной границе и основных угрозах безопасностиПодробнее
Представитель МККК: мы будем наращивать нашу деятельность в Ливии<span class="green">Представитель МККК:</span>  мы будем наращивать нашу деятельность в Ливии
Катя Лоренц рассказала о работе делегации Международного Комитета Красного Креста в ЛивииПодробнее
Гендиректор концерна "Алмаз-Антей": мы испытываем противоракету для комплекса С-500<span class="green">Гендиректор концерна "Алмаз-Антей":</span>  мы испытываем противоракету для комплекса С-500
Ян Новиков рассказал, над какими задачами концерн работает в настоящее времяПодробнее
Джерри Брукхаймер: в Голливуде много хороших сценариев<span class="green">Джерри Брукхаймер:</span>  в Голливуде много хороших сценариев
Накануне выхода пятой части "Пиратов Карибского моря" продюсер картины рассказал о причине популярности франшизы и особенностях отбора кинопроектовПодробнее

Фотогалереи

Фотохроника 26 мая5 фото

Фотохроника 26 мая

Лучшие фото недели10 фото

Лучшие фото недели

Выставка Helirussia-20178 фото

Выставка Helirussia-2017

Тренировка сборной России по футболу6 фото

Тренировка сборной России по футболу

Фотохроника 25 мая6 фото

Фотохроника 25 мая

Фотохроника 24 мая6 фото

Фотохроника 24 мая

Цветочное шоу в Челси9 фото

Цветочное шоу в Челси

Фотохроника 23 мая6 фото

Фотохроника 23 мая

Обыски в "Гоголь-центре"5 фото

Обыски в "Гоголь-центре"

Ушел из жизни Роджер Мур8 фото

Ушел из жизни Роджер Мур

Очередь к мощам Николая Чудотворца6 фото

Очередь к мощам Николая Чудотворца

Гости 70-го Каннского кинофестиваля12 фото

Гости 70-го Каннского кинофестиваля

Billboard Music Awards8 фото

Billboard Music Awards

Открытие Парка Кубка конфедераций в Санкт-Петербурге7 фото

Открытие Парка Кубка конфедераций в Санкт-Петербурге

Как награждали "Спартак"9 фото

Как награждали "Спартак"

Открытие 70-го Каннского кинофестиваля12 фото

Открытие 70-го Каннского кинофестиваля

Митинг по вопросу реновации в Москве7 фото

Митинг по вопросу реновации в Москве

57-я Венецианская биеннале современного искусства9 фото

57-я Венецианская биеннале современного искусства

Парад Победы в Москве14 фото

Парад Победы в Москве

Гуд-бай, "Брюсов"!12 фото

Гуд-бай, "Брюсов"!

Генеральная репетиция Парада Победы в Москве15 фото

Генеральная репетиция Парада Победы в Москве

День "Звездных войн" в московском метро6 фото

День "Звездных войн" в московском метро

Шанхайский автосалон8 фото

Шанхайский автосалон

"Зимний горнолужник" в Красноярске6 фото

"Зимний горнолужник" в Красноярске

Карьера Евгения Плющенко9 фото

Карьера Евгения Плющенко

Товарищеский матч Россия - Бельгия9 фото

Товарищеский матч Россия - Бельгия

Презентация новинок Apple8 фото

Презентация новинок Apple

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes10 фото

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-216 фото

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-21

Фотохроника 21 апреля9 фото

Фотохроника 21 апреля

Стартовали продажи нового iPhone9 фото

Стартовали продажи нового iPhone

Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи