ХроникаНападение на Crocus City HallОбновлено в 13:55

СЕТП договаривается о цене с трубными заводами, Газпром не переплачивает

Гендиректор ООО "СЕТП" Александр Муратов рассказал "Интерфаксу" о том, как устроена компания, на чем она зарабатывает, как выстроена система организация поставок труб на стройки газового концерна

СЕТП договаривается о цене с трубными заводами, Газпром не переплачивает
СЕТП договаривается о цене с трубными заводами, Газпром не переплачивает
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 18 марта. INTERFAX.RU - Компания "Северный Европейский Трубный Проект" (СЕТП) занимается поставками труб для крупнейших проектов "Газпрома" и недаром привлекает большой интерес со стороны аналитиков, инвесторов и журналистов. В своем первом интервью, которое генеральный директор ООО "СЕТП" Александр Муратов дал журналистам "Интерфакса" Анастасии Шатской и Алексею Новикову, он рассказал как устроена компания, на чем она зарабатывает, как выстроена система организация поставок труб на стройки газового концерна.

- Александр Николаевич, на днях ФАС отправила в "Газпром" рекомендацию отказаться от работы с трейдерами и закупать трубы большого диаметра (ТБД) у производителей напрямую. СЕТП занимает 60-70% в закупках труб "Газпромом". Почему он не покупает трубы напрямую у заводов?

- У "Газпрома" всегда были жесткие, но понятные требования - его объект должен быть полностью укомплектован, четко в срок и с заявленным качеством. Заводы готовы сделать трубы и погрузить их в вагоны, а дальше - извините, как хотите, так и поставляйте. Именно на этом разрыве появилась потребность в компании, которая выполняла бы недостающие функции. Во всем мире такие услуги передаются на аутсорсинг, Россия - не исключение.

- Почему именно СЕТП занял такую долю на рынке? Связано ли это с тем, что компанию контролируют Аркадий и Борис Ротенберги?

- Наша доля объясняется очень просто: мы были первой компанией, которая работала со всеми трубниками. При этом сам рынок очень молодой. Ведь фактически массовое производство труб большого диаметра началось в России лишь семь лет назад - в конце 2005 года. Тогда же появился и СЕТП. Первыми учредителями были ОМК и ТМК, которые получили по 20%. Остальное было у господина Шабалова (председатель координационного совета Ассоциации производителей труб). К моменту смены основных владельцев - в 2010 году - мы уже пять лет работали на рынке, наши обороты превышали 50 млрд рублей.

- Но бизнес компании изменился с приходом новых владельцев, ведь в 2011 году обороты СЕТП выросли в разы.

- К 2011 году накопился отложенный спрос после кризисных 2009-2010 годов, и в результате "Газпром" в этот год потребил в общей сложности свыше 2,2 миллионов тонн ТБД. Это были рекордные цифры, о которых со времен Советского Союза даже не мечтали. Фактически, за счет этого увеличения и выросли наши обороты, так как на долю СЕТП выпал очень приличный объем. То есть смена акционеров не изменила структуру бизнеса.

- И что конкретно делает СЕТП?

- У нас четыре основные функции - комплектация заказа, контроль качества, логистика и финансовое обеспечение, так называемый "финансовый буфер".

- Разве "Газпром" не комплектует свои заказы самостоятельно?

- "Газпром" формирует заявку - какие трубы ему нужны, в каких объемах, в какие сроки и на какой строительной площадке. СЕТП специализируется на крупных объектах - 300-400 тысяч тонн труб. По каждому тендеру мы ведем переговоры с заводами, выясняем, что они могут произвести. Могут фактически, не технически. Если объект не комплектуется на российских предприятиях - а такое было в рекордном 2011 году - мы определяем необходимость импорта. В "Газпроме" отдельная процедура с заказом за рубежом, и на самостоятельную закупку импортной продукции у них уходит приблизительно год. Мы же это делаем быстрее.

- Но контроль качества осуществляют сами заводы.

- Естественно, у каждого предприятия есть внутренний контроль качества. Занимается этим и "Газпром" - через компанию "Бизнес Тренд". А мы выступаем как дополнительный - независимый контролер. Регулярно - раз или два раза в год - мы проводим аудит на заводах: проверяем всю документацию, проводим выборочный опрос сотрудников. Плюс перед отгрузкой каждой партии мы получаем технические документы с заводов. Все данные анализируем - соответствуют ли они заданным параметрам, нет ли скрытых дефектов. Если находим несоответствия, партия "разворачивается". Это не значит, что в противном случае на трассу пошел бы некачественный продукт, но наш аудит помогает скорректировать технологии так, чтобы такой вероятности не было в принципе.

- СЕТП сам занимается транспортировкой по железной дороге?

- До 2010 года мы арендовали вагоны у транспортных компаний и большую часть оргвопросов брали на себя. Последние три года мы работаем с "Газпромтрансом". И все равно логистика - это отдельная история.

Для каждой партии труб делается транспортная карта. Мы проводим аудит станций. Смотрим, сколько каждая станция может принять грузов, сколько может разгружать, в какие дни работает, принимает ли грузы ночью, какие есть тупики, есть ли площадки, чтобы хранить грузы, есть ли транспорт, чтобы вывести груз, какой транспорт, на какое расстояние можно увезти. "Газпромтранс" и каждый завод получают от нас точный график отгрузки. А если вдруг возникают какие-то проблемы на станциях, мы сразу останавливаем отгрузку.

- Что в таком случае делают заводы?

- Конечно, заводы не могут остановить процесс производства. А их складов не хватит. Поэтому есть система временных складов.

- У СЕТП свои склады?

- Склады не наши, мы организуем хранение на них.

- Доставкой от станции до траншеи тоже СЕТП занимается?

- Нет, это не мы. На этом участке строители возят сами. Но если необходимо - такое тоже было - мы и этим занимаемся.

У нас было немало "специфических" случаев. К примеру, для участков тектонических разломов на проекте Сахалин-Хабаровск-Владивосток подходили исключительно японские трубы, но японцы сами не делают изоляцию - для этого нужно везти трубы в Малайзию. И мы взяли это на себя. Причем сроки были очень сжатые, пришлось задействовать все ресурсы, чтобы отодвинуть всех.

- И сколько людей работает в СЕТП? Есть ли филиальная сеть?

- Наш штат - 64 человека. Филиальной сети нет. У нас отличное программное обеспечение и очень профессиональные сотрудники - в основном выходцы из металлургической отрасли. Работа выстроена таким образом, что мы непрерывно получаем информацию с заводов без нашего непосредственного присутствия. Если это необходимо - туда выезжают люди, когда есть какие-то проблемы.

То же самое с контролем железнодорожных станций: один раз съездили, посмотрели, что там и как, а "Газпромтранс" предоставляет нам текущую информацию. Если вдруг возникает проблема, то один-два человека выезжают на место.

- В чем заключается функция СЕТП как "финансового буфера"?

- "Газпром" никогда не делает предоплату - он всегда платит постфактум, когда уже прошла поставка на объект. Даже в тендерных документах предусмотрена отсрочка платежа на 55 банковских дней, а это 75-80 или даже до 90 календарных дней. Причем срок отсчитывается не с момента отгрузки, а после выставления счета и его регистрации в "Газпром комплектации". Заводам мы платим после их отгрузки. Бывает, с каким-то временным лагом, о котором мы можем договориться. Иногда, редко, но бывает предоплата. Если это необходимо - мы это делаем. И для покрытия кассового разрыва у нас действует несколько кредитных линий, мы можем одновременно прокредитоваться больше чем на 7 млрд рублей. Также привлекаем свои оборотные средства.

- С какими банками вы сотрудничаете?

- Банк "Россия", Газпромбанк, Промсвязьбанк. Были также соглашения со Сбербанком и другими банками. В коне 2010 года, когда "Газпром" готовился к рекордным поставкам сразу на несколько объектов, решался вопрос об открытии серьезной кредитной линии для СЕТП под поручительство "Газпрома". Тогда Сбербанк хотел поучаствовать в сделке, но в итоге линия была открыта в Газпромбанке - его процентная ставка была ниже.

- СЕТП когда-нибудь сталкивался с проблемами привлечения средств с учетом того, что вам сложно чем-то обеспечить немалые кредиты?

- Когда компания только образовалась и не было больших оборотов, мы, соответственно, не могли привлечь много. Но с ростом оборотов мы вышли на очень приличные возможности - я вам их назвал. Так что можем в принципе и больше привлекать.

- Вы только в российских банках кредитуетесь?

- Да, но не только в российской валюте. Все зависит от условий.

- Как строится взаимодействие СЕТП с РЖД?

- Перевозки осуществляет "Газпромтранс" и теперь он контактирует с РЖД. Хотя раньше проблемы, конечно, были. Наши грузы нередко приходили с повреждениями: на станциях очень любили собирать составы, отправляя вагоны "под горку". Можете представить, что будет с 10- или 12-тонной трубой, когда она на скорости 20-40 км в час врезается в препятствие? Повреждались фаски, и мы создавали специальные бригады, которые их ремонтировали - иначе грузополучатель не примет трубы. Мы очень много жаловались. Плюс пришлось в итоге страховать грузы.

- В "Согазе"?

- Да.

- И сколько составляет страховой взнос?

- Когда этим занимались мы, он составлял около 4-5% от стоимости товара. Сейчас страхованием занимается "Газпромтранс". И насколько я знаю, взносы снизились - ситуация на станциях улучшилась.

- Как формируется маржа СЕТП? Какова рентабельность бизнеса?

- "Газпром" платит за трубы ровно столько, сколько готов заплатить. И могу сказать, что это хорошая цена - в среднем примерно на 20% ниже, чем на Западе. Для оплаты наших услуг мы договариваемся по цене с трубниками.

В самом начале нашего пути рентабельность бизнеса была достаточно низкая - буквально 1-2%. Постепенно - с увеличением количества функций, с увеличением наших возможностей - мы начали оптимизировать работу. В 2008 году мы вышли на рентабельность 5-6% приблизительно, в 2010-м - уже около 8%. Сейчас наша рентабельность составляет порядка 10-15%.

- Являлся ли СЕТП одной из сторон соглашения о формуле цены между "Газпромом" и трубными компаниями?

- Нет, под формулой цены подписываются заводы и "Газпром" - они определяют уровень.

- Какие у СЕТП выручка и прибыль по итогам 2012 года?

- Наши обороты снизились, поскольку сократились потребности "Газпрома" в трубах - по сравнению с рекордным 2011 годом. Но точные цифры я пока не могу раскрыть - у нас есть обязательства перед потребителями.

- Сколько совладельцы забирают денег из компании в качестве дивидендов?

- Это политика владельцев компании, и я не хотел бы за них отвечать. Но они, безусловно, получают дивиденды.

- Может, есть какой-то критерий - например, минимальный объем денег, который необходим компании, чтобы не было проблем с теми же банками?

- Нет, такого показателя нет.

- То есть если владельцы захотят, могут забрать столько, сколько хотят?

- Да, в пределах того, что есть. Но лишнего не возьмут в любом случае. На этот счет у них есть определенные договоренности. Оставим это в их епархии.

- Почему "Газпром комплектация" не может делать всего того, чем занимается СЕТП?

- Чтобы "Газпром комплектация" могла всем этим заниматься, нужно штат компании увеличить раз в пять.

- А что, в "Газпром комплектации" работает меньше 60 человек?

- Наверное, больше. Но "Газпром комплектация" - это ведь не только поставки труб и соединительных деталей, это масса всего прочего. У них работы и так хватает. Я уже говорил: все крупные компании всегда заказывают услуги на стороне, если эти услуги могут сделать более квалифицированно другие. Наша ситуация не исключение.

- Не может ли СЕТП рано или поздно стать частью "Газпрома"?

- Я не думаю, что в этом есть смысл.

- Не кажется ли вам, что СЕТП занял монопольное положение?

- Конечно, у нас серьезные позиции на рынке. Но мы не обладаем чем-то уникальным - у нас нет лицензии на какие-то уникальные ресурсы, нет единоличного доступа к транспортной инфраструктуре. Все наши заказы мы выигрываем на тендерах. На них могут выйти и другие компании - с соответствующим финансовым и логистическим ресурсом, которые способны были бы оказать те же услуги того же качества. И точно так же мы тендер можем и проиграть, такое было неоднократно.

- Намерены ли вы выводить деятельность СЕТП за рамки поставок труб - возможно, вам интересно строительство?

- Нет, мы не ставим такой задачи перед собой - если вы имеете в виду планы диверсификации. Я считаю, что нужно очень хорошо отлаживать свою работу. Может быть, расширяться. Может, искать какие-то другие направления, но делать то, что ты делаешь хорошо.

- Работает ли СЕТП с кем-то еще, например, с "Транснефтью"?

- Закупки труб нефтяниками, в том числе "Транснефтью", слишком неравномерны. Даже у "Газпрома" они неравномерны. И мы не хотим набирать новых специалистов, чтобы они простаивали. Это не только дополнительные расходы, это расхолаживает работу всей компании. Мы готовим людей, готовим заранее, долго. И совсем не хотим, чтобы они куда-то уходили, или просто их приходилось бы увольнять из компании - если идет падение оборотов. Так что это сложное решение, и мы только обсуждаем этот вопрос внутри СЕТП - исключительно на перспективу.

- Собирается ли СЕТП работать на каких-то зарубежных проектах "Газпрома"? Например, на "Южном потоке"?

- Ситуация с "Южным потоком" не до конца понятна - кто и как будет строить, кто будет поставщиком на проект. Поэтому ответа на этот вопрос пока нет.

- Сейчас некоторые подразделения "Газпрома" переезжают в Санкт-Петербург. Не придется ли СЕТП переезжать вслед за "Газпромом"?

- Думаю, что нет. А зачем? Отвезти документы на тендер - не проблема. В конце концов, основную ее часть можно подготовить в электронном виде. Да и с бумажной документацией тоже проблем не должно быть, тендеры ведь не каждый же день проводят.

- Александр Николаевич, что все-таки заставило вас обратить внимание на PR, какие-то шаги предпринимать к открытости?

- Вы понимаете, в чем дело - много информации появляется в прессе, но появляется она очень сильно искаженной. Ясно, что ее просто не хватает. Поэтому мы решили, что лучше сами дадим информацию, чем ее будут домысливать. Вот что является побудительным мотивом.

Биография

Александр Николаевич Муратов окончил Московский автодорожный институт, несколько лет работал по специальности - в автотранспортных предприятиях. В 2005 г. получил второе высшее образование - в Московском институте стали и сплавов; кандидат технических наук.

После распада СССР Муратов занимал различные должности в нескольких коммерческих организациях, в конце 1990-х перешел в российское отделение компании "Интерпайп", где проработал около 5 лет. Там он познакомился с Иваном Шабаловым (один из основателей СЕТП) - у "Интерпайпа" был совместный бизнес с компанией Шабалова "Русский хром". После этого Муратов был директором нескольких компаний. В 2005 г. Шабалов пригласил его на пост гендиректора СЕТП.

Интервью

Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе
Зампред Банка России: мы не делаем скидку на сложные времена