ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

"Наш проект рассчитан на 50 лет"

Менеджер по геопродуктам Google Кай Хансен рассказал "Интерфаксу" об особенностях и трудностях составления карт для России

"Наш проект рассчитан на 50 лет"
"Наш проект рассчитан на 50 лет"
Фото: Google

Москва. 20 сентября. INTERFAX.RU - Российские карты Google на этой неделе начали показывать схемы зданий. Нововведение пока доступно только в Москве и Петербурге. Менеджер по геопродуктам Google Кай Хансен рассказал "Интерфаксу" об особенностях и перспективах Google Maps, а также о том, как его коллеги справляются с составлением карты крупнейшей страны в мире.

— Кай, когда вы начали работать в Google и чем именно вы занимаетесь в компании сейчас?

— Я менеджер по геопродуктам Google, работаю в офисе компании в Цюрихе. Моя специальность — контроль качества карт в Европе и на Ближнем Востоке. К команде в Цюрихе я присоединился примерно два года назад, а в Google работаю уже больше восьми лет.

— Сервис Google Maps был представлен в 2005 году. Почему Google решил обзавестись картами, для чего они ему понадобились?

— Я думаю, что причины с тех пор мало изменились. Миссия Google — сортировать информацию о мире, делать ее повсеместно доступной и полезной. В мире очень много информации о нем самом. Она разная — где что расположено, как куда проехать, где находится конкретный дом, как он выглядит. И разработанные нами геолокационнные продукты предназначены для того, чтобы собирать и организовывать физические и географические данные.

Например, Street View (просмотр панорам улиц) предназначен для того, чтобы собирать изображения со всего мира и предоставлять к ним доступ как можно большему количеству пользователей. Street View позволяет смотреть на окружающее пространство, воссоздает его трехмерную версию, дает возможность понять, как выглядят разные места.

— Карты Google — весьма дорогой сервис, при этом он бесплатен для конечных пользователей. Как Google зарабатывает на нем, в чем состоит бизнес-модель?

— Ответ можно разделить на две части. Наша компания следует очень простому принципу: пользователь для нас первичен, остальное происходит само собой. Многие наши сервисы и продукты начинались с потребности в них — в какой-то момент мы решали, что они нужны пользователям. И если продукт действительно востребован, значит, есть и возможность на нем заработать. Но деньги не всегда являются для нас главной целью.

Карты приносят доход двумя способами. Первый очень простой и в целом такой же, как и у других продуктов Google. Это реклама. Мы размещаем ее на наших картах, в поиске по ним. Например, если вы ищете что-то в Нью-Йорке, в выдаче будут спонсорские ссылки на рестораны и магазины и так далее.

Второй способ — это продажа данных и технологий компаниям. Если вы хотите предоставить наши карты своим клиентам или работаете с географическими данными, у нас есть все необходимые инструменты. Специальный продукт — Google Maps for Business — позволяет объединять наши данные и инструменты с данными клиента. Компании берут карты Google и добавляют свою информацию, причем делают это у себя в корпоративных сетях, без подключения к интернету. Для таких клиентов у нас есть специальные тарифные планы, техподдержка и так далее.

— Известно, что некоторые районы на картах Google подвергаются "цензуре" по запросам властей. Кто этим занимается — сама компания или поставщики спутниковых фотографий? Часто ли вас просят изменить какие-то снимки?

— Я, к сожалению, не могу компетентно ответить на этот вопрос, потому что со спутниковыми фотографиями не работаю. Мне нужно поговорить со специалистами.

— В России не так давно появился собственный аналог GPS — спутниковая навигационная система ГЛОНАСС. Вы используете ее для разработки карт? Какое у вас о ней мнение в целом?

— Мы много об этом думали, это интересный технический вопрос. Он интересен не только нам, но и производителям устройств. Google Maps не единственный сервис, который использует GPS, спутниковые системы используются много где.

Еще совсем недавно GPS была единственной подобной системой, ГЛОНАСС только недавно обзавелся достаточной спутниковой группировкой для покрытия всей Земли. Вопрос исользования ГЛОНАСС прежде всего "железный", потому что одновременная поддержка ГЛОНАСС и GPS обеспечивается оборудованием.

Картам Google, по большому счету, все равно, от кого получать спутниковые данные. Чем больше спутников, тем точнее мы можем определять местоположение устройства и тем лучше для пользователя.

Так что мы заинтересованы в том, чтобы устройств, поддерживающих GPS, ГЛОНАСС и какие-то другие системы, было как можно больше.

— Давайте поговорим о конкурентах. У Nokia есть очень неплохой сервис HERE Maps, на последних моделях телефонов Lumia он позволяет с помощью камеры получать информацию о том, что находится в конкретном здании. У все есть что-нибудь подобное?

— Nokia действительно очень сильный игрок на рынке картографии, кроме нее есть и другие, особенно в России. У меня все это вызвает большой энтузиазм, поскольку показывает, что мы занимаемся чем-то весьма востребованным, и другие игроки считают так же. Острая конкуренция заставляет постоянно улучшать продукт, а от этого пользователь только выигрывает.

Что касается упомянутой вами функции, то в виде концепции она существует очень давно. В виде прототипа она присутствует как на Android, так и на iOS на протяжении уже трех-четырех лет. Такими вещами занимаются не только крупные компании, такие как Nokia (ныне — Microsoft), но и мелкие игроки.

Это, безусловно, интересный инструмент, такие вещи увеличивают ценность конечного продукта. В ближайшем будущем мы будем все чаще сталкиваться с этой "многослойной", расширенной реальностью, потому что она дает пользователю новые возможности.

— Google сейчас активно разрабатывает специальные очки — Google Glass. Как карты будут использоваться на этом устройстве?

— Базовые карты Google владельцам очков уже доступны. Нужно понимать, что Google Glass сейчас находятся на совсем раннем этапе разработки. Устройства, которые мы выпускаем сейчас, — это прототипы, так сказать, устройства для первооткрывателей, для разработчиков, которые будут с ними играться и придумывать, как их использовать на практике. Я вообще не уверен, что Google Glass в их сегодняшнем виде когда-нибудь окажутся в магазинах.

Так что трудно сказать, как именно карты Google будут работать на этих очках. Какие-то варианты применения можно представить уже сейчас — например, для навигации от точки А к точке Б не нужно будет смотреть в телефон, вся необходимая информация будет накладываться на изображение. В примитивном виде это работает уже сейчас, и я уверен, что останется и в конечном продукте. Но, как именно это будет реализовано и какие еще геоинструменты там появятся, я сейчас сказать не могу.

— Вернемся к теме конкуренции. Сейчас на рынке электронных карт много сильных игроков. Вы когда-нибудь использовали "Яндекс.Карты". Какие у вас впечатления?

— В России я всегда их использую. На самом деле у меня всегда запущено несколько программ, я сравниваю, как разные компании решают проблемы с навигацией по России. Я думаю, что у "Яндекса" действительно очень сильный продукт. Им удалось очень хорошо приспособить его для использования в вашей стране.

Однако за пределами их основного российско-украинско-белорусского рынка "Яндекс.Карты" уступают конкурентам. Не думаю, что вне этих стран кто-то станет использовать карты "Яндекса".

Но в России позиции "Яндекс.Карт" весьма прочны, у них очень хороший продукт. И здесь, конечно, мы смотрим на них как на полноценных конкурентов.

— В последний год отношения Google Maps и компании Apple были сложными. Вашу программу сначала убрали с AppStore, потом вернули туда. Как дела обстоят сейчас?

— Думаю, вам надо позвонить Ларри Пейджу (сооснователь и исполнительный директор Google. — ИФ), потому что мне нечасто доводилось обсуждать происходящее с Apple. В целом Google и Apple многое связывает. У нас много приложений на их устройствах, и "Карты Google" — одно из них.

Думаю, люди искусственно преувеличивают важность произошедшего с нашими картами в AppStore. В какой-то момент они просто решили, что им нужны свои собственные карты, и это абсолютно нормальный шаг для такой компании — в конце концов, они же не собственную программу для YouTube выпустили.

С моей точки зрения, появление новых геолокационных продуктов показывает, что это очень важная ниша, которая интересует многих, в том числе и Apple. Просто Apple пришла на этот рынок только сейчас, тогда как Nokia и "Яндекс" присутствуют на нем уже довольно давно.

Как я уже говорил, чем больше игроков на этом рынке, тем лучше для пользователей — они смогут выбрать лучшее.

— Главная проблема карт на мобильных устройствах — энергопотребление. Звучали предложения переложить необходимые вычисления на "облачные" сервисы. Как вы в Google относитесь к этой проблеме?

— Энергоэффективность — это одна из основных проблем современных мобильных устройств. Пожалуй, это единственная сфера, в которой у нас произошел регресс. Семь-десять лет назад у меня был телефон Nokia, который можно было не заряжать неделю-полторы. Я подключал его к розетке каждую субботу.

Теперь мне приходится искать зарядное устройство, когда я возвращаюсь с работы, каждый день, потому что аккумулятор наполовину пуст. Я думаю, что это одна из основных проблем, которые нужно решить разработчикам мобильных устройств.

Если говорить о Google Maps, то я не считаю, что мы можем сделать какой-то принципиально важный вклад в поиск решения. Наши карты предназначены для сотен разных устройств, работающих под самыми разными операционными системами. И управление питанием на этих устройствах организовано по-разному.

Проблему энергопотребления пытаются решить и разработчики Android, и компании, выпускающие устройства, — например, Motorola и Apple постоянно изучают новые методы увеличения времени работы телефонов.

Мне, как пользователю, конечно, хотелось бы, чтобы ситуация поменялась.

— Социальные геосервисы типа Foursquare — что с ними будет дальше, станут ли они частью чего-то большего или останутся отдельным продуктом? Вы пользуетесь Foursquare?

— Пользуюсь, да. У меня вообще много подобных программ, это мой профессиональный интерес.

Что касается будущего, то его трудно предсказать, это одно из преимуществ рыночной конкуренции. Посмотрите на социальные сети: 6 - 8 лет назад была крупная социальная сеть Friendster, была сеть Myspace и была маленькая компания Facebook. Думаю, многие тогда думали, что Facebook кто-то купит. А вышло совсем не так.

Думаю, сегодняшние маленькие игроки, если не наделают ошибок, в будущем могут превратиться в очень крупные компании. Посмотрите на Twitter, который в ближайшее время, если верить новостям, выйдет на IPO, его уже оценивают в $15 миллиардов. Они тоже начинали как мелкая компания, все ждали, что их кто-то купит.

Будущее таких компаний трудно предсказать. Некоторые, конечно, будут куплены. А кому-то удастся сохранить независимость и вырасти. Думаю, многие из них сейчас никому не известны, а через пять-семь лет они станут играть очень большую роль. Все будут думать: как же мы их просмотрели?

У Foursquare, как мне кажется, очень хороший продукт, масса преданных пользователей и, вероятно, неплохое будущее. Но, опять-таки, предсказать его невозможно: посмотрите на Nokia — кто мог предположить, что ее ждет такая судьба? Они были очень крупным игроком, и что с ними произошло?

— Россия — самая большая страна в мире. Вы испытывали какие-нибудь специфические проблемы именно с российскими картами?

— Да, была пара затруднений (смеется). Размер, конечно, одно из них, и самое очевидное. Чем больше территория, тем сложнее с ней работать. И значительная часть России не заселена, в этом ее отличие, например, от Западной Европы.

Другая проблема — кириллица. Вообще любой нелатинский алфавит усложняет работу.

Есть еще пара проблем, характерных именно для России. Например, нумерация домов, особено в Москве и Петербурге. Обычно мы пытаемся понять, как нумеруются дома в каждой стране, с которой мы работаем. Сформулировать принцип нумерации, который затем можно применить ко все территории.

В Германии, откуда я родом, все очень просто: после дома 22 идет дом 24, за ним — 26, и так далее. По номеру дома легко определить его местоположение. В России все иначе. У вас не просто номера домов, но есть еще корпуса, строения. К примеру, корпуса пять и семь есть, а шестого нет вообще, и так далее. Не всегда очевидно, как они сгруппированы на местности. Тут требуется особый подход.

Вот в Японии здания вообще без номеров. Разная нумерация заставляет людей по-разному пользоваться навигацией, по-разному пользоваться картами. Это одна из проблем, и, если смотреть с точки зрения сложности нумерации, Россия, конечно, находится в верхней части списка.

— А есть какие-то необычные способы использования карт Google?

— Есть, конечно, обычно для этого используют спутниковые карты и Street View. Есть, например, люди, которые ищут и собирают картинки с машинами, вылетевшими в кювет. Кто-то часами их выискивает, просматривая дороги на картах Google, постит найденное в интернете и получает от этого удовольствие. Мне это кажется весьма необычным.

Другие люди используют наш API и добавляют в него свои собственные данные. Есть, например, один совершенно фантастический проект — кто-то взял карту Мексики и создал карту зомби-апокалипсиса. На нее нанесены все основные убежища, вообще все места, где можно спрятаться, если Мексику вдруг заполонят зомби. Не знаю, кто и как до этого додумался, но карта очень интересная, это очень необычный пример использования наших данных. В общем, если вдруг зомби вторгнутся в Мексику, у нас есть карта, которая поможет спастись.

— Остались ли на Земле территории, которые не представлены на картах Google?

— У нас есть карты абсолютно всех государств. Это, впрочем, не означает, что мы нанесли на наши карты абсолютно все территории внутри этих стран. В каких-то отдаленных районах у нас еще есть над чем поработать. Россия в этом смысле не исключение. Мы добавили на карту множество населенных пунктов, более 200 за последний год. Но в России множество городов, и мы пока добрались не до всех.

Есть необработанные участки в Африке и Азии. Например, в Индии у нас есть данные о населенных пунктах и основных дорогах, которые их соединяют, но деталей — о расположении второстепенных дорог, магазинов — недостаточно.

Думаю, мы будем заниматься заполнением пустот еще очень долго. Начальник моего начальника, например, говорит, что карты Google — проект на 50 лет. Так что нам еще есть куда расти.

Но в целом у нас, конечно, самая подробная карта Земли сейчас.

Интервью

Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе
Зампред Банка России: мы не делаем скидку на сложные времена