ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Россия и ЕС совместно шагают к безвизовому режиму

Постоянный представитель России при Европейском союзе Владимир Чижов прокомментировал "Интерфаксу" актуальные темы очередного политического года в отношениях РФ и ЕС

Россия и ЕС совместно шагают к безвизовому режиму
Россия и ЕС совместно шагают к безвизовому режиму
Фото: russianmission.eu

Брюссель. 3 октября. INTERFAX.RU – Постпред России при Евросоюзе Владимир Чижов ответил на вопросы корреспондента "Интерфакса" в Брюсселе Виктора Онучко о состоянии дел в сотрудничестве Россия - ЕС и о перспективах решений существующих между сторонами проблем.

- Владимир Алексеевич, Европейский парламент приступил к информационной кампании по выборам 2014 г., которая в феврале перейдет в уже настоящую избирательную кампанию. Отражается ли подготовка к этим выборам на отношениях Евросоюза с Россией?

- Если говорить реально, то любая избирательная кампания начинается с первого дня после предыдущих выборов. Официально же она действительно начнется в феврале. Но определенный разогрев мы уже наблюдаем. Появляются фамилии потенциальных претендентов на лидирующие позиции в списках общеевропейских политических партий. Понятно, что в каждой стране Евросоюза свой политический спектр и свой набор партий. Но практически все из них, кто участвует в евровыборах, приписываются к одной из общеевропейских политических партий.

Специфика этих выборов в том, что на сей раз, согласно Лиссабонскому договору, роль Европарламента более серьезна. В том числе и в решении тех вопросов формирования руководства Евросоюза, что последуют за майскими выборами. Ведь в следующем году пройдут не только выборы в Европарламент, предстоит и смена Еврокомиссии, назначение председателя Евросовета, высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности.

Что же касается вопроса о связи между этим процессом и отношениями ЕС с Россией, то могу сказать, что мы наблюдаем определенную активизацию евродепутатов – видимо, тех, кто собирается переизбираться, – в том числе на российском треке. Причем эта возрастающая активность иногда бывает со знаком "плюс", а иногда со знаком "минус".

К той активности, которую я бы оценил положительно, относится внимание ряда евродепутатов и, надо отметить, национальных политических партий стран ЕС к проблемам российских соотечественников, являющихся гражданами стран Евросоюза и, соответственно, намеревающихся голосовать на выборах в Европарламент.

В качестве примера сошлюсь на мероприятие, которое в сентябре состоялось в Европарламенте по инициативе как организаций наших соотечественников, так и местной бельгийской партии "Реформаторское движение". Для того чтобы его можно было провести в здании Европарламента, требовалась политическая инициатива кого-либо из евродепутатов. Таковым стал европейский парламентарий Луи Мишель, бывший министр иностранных дел Бельгии и бывший член Европейской комиссии.

Мероприятие было посвящено перспективам безвизового режима и в целом визовым проблемам, вопросам миграции, проблемам, связанным с гражданством, и т. д. Это то, что происходит со знаком "плюс". Из этого я делаю вывод, что есть политические силы, в данном случае в Бельгии, да и в других странах ЕС тоже, которые, будем называть вещи своими именами, заинтересованы в голосах наших соотечественников. Пожалуйста, пусть борются за них и предпринимают конкретные шаги. Если эти шаги позитивные, мы будем их только поддерживать.

Но есть, увы, и события со знаком "минус". К их числу прежде всего отнесу недавнюю резолюцию Европарламента с возмущением по поводу давления, которое Россия якобы оказывает на страны Восточного партнерства. На этом политическом поле тоже нашлось кому потанцевать из числа евродепутатов.

Говоря о мероприятиях со знаком "минус", я бы еще упомянул "круглый стол" в Европарламенте на этой неделе, который претендовал на очередное выдвижение идеи европейского "списка Магнитского". Его участники даже намеревались всерьез обсуждать политический бойкот Олимпийских игр в Сочи.

Это классическое выражение тех самых инициатив со знаком "минус". Да, мы знаем, что есть отдельные евродепутаты, которые избрали площадкой для своей политической деятельности раскручивание антироссийских кампаний в Европарламенте. Но все-таки будем рассчитывать на здравомыслие большинства. Вопрос о том, что в Евросоюзе все хорошо и только "списка Магнитского" ему не хватает, уже возникал и какого-либо развития не получил. Я исхожу из того, что так должно быть и на этот раз.

Что касается бойкота сочинской Олимпиады, на этот счет все ответственные серьезные политические лидеры уже высказались. По-моему, все ясно.

Объективности ради добавлю, что рост активности евродепутатов проявляется не только на российском треке, но и на целом ряде других. Даже на американском. В комитете Европарламента по гражданским свободам на днях были слушания по поводу шпионской деятельности Агентства национальной безопасности США против граждан Евросоюза. Тоже живенько прошло.

Предвижу, что по мере приближения выборов в Европарламент температура таких дискуссий будет повышаться.

- Больше года прошло со времени вступления России в ВТО. В каком состоянии переговоры о новом базовом соглашении РФ - ЕС?

- Я уверен, что новое базовое соглашение состоится. Когда и как оно будет выглядеть – это другой вопрос.

С момента вступления в ВТО мы наблюдаем два процесса. Один можно назвать перевариванием членства в этой организации российской экономикой. Процесс непростой, возникают сложности, и ошибки какие-то делаются. Какие-то надежды, может быть, не оправдываются. Но в целом процесс притирки идет поступательно.

Второй процесс – становление евразийской интеграции. Постепенная передача компетенций наднациональным органам, в первую очередь Евразийской экономической комиссии. Тоже непростой процесс. Ведь компетенции берутся не из воздуха. Становление ЕЭК сопровождается отказом от определенных компетенций и полномочий со стороны национальных органов. А расставание с властью и полномочиями нигде и никогда не было безболезненным процессом. Но, тем не менее, этот процесс тоже идет поступательно. Параллельно при всей близости наших стран – России, Белоруссии и Казахстана - между ними тоже возникают моменты, требующие утряски и согласования.

На фоне этих двух процессов неизбежно возникает вопрос о судьбе переговоров по новому базовому соглашению между Россией и Евросоюзом.

Могу сказать, что со времени нашего с вами предыдущего разговора полгода назад прорывов не произошло. Более того, формальные переговорные раунды пока не возобновились. Когда они возобновятся? Надеюсь, что скоро. Естественно, на российской стороне параллельно с теми процессами, о которых я говорю, происходит процесс осмысления нашей переговорной позиции, переговорной тактики. Этот процесс пока не завершен. И у Евросоюза тоже, очевидно, происходит определенный мыслительный процесс, в том числе по модальностям выстраивания взаимоотношений с Евразийской экономической комиссией.

Пауза продолжается с согласия обеих сторон. Но пауза не означает замораживания. Неформальные дискуссии идут. И в ближайшее время должен пройти очередной раунд таких неформальных дискуссий именно по торгово-экономическому блоку, из-за которого возникла эта пауза.

- Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с претензией Евросоюза к России в рамках ВТО по поводу российского утилизационного сбора на автомобили иностранных производителей.

- Утилизационный сбор – это как раз пример исправления некоторых несоответствий. В чем изначально была проблема? В том, что, когда этот утилизационный сбор вводили, его ставки сделали различными для отечественных производителей и импортеров. Да, строгое прочтение норм и правил ВТО подтверждает, что такой подход им не соответствует. Российская сторона это признала и запустила процесс выправления ситуации. Учитывая, что утилизационный сбор вводился законодательно, соответственно, и изменение этого порядка тоже требует законодательных шагов, то есть внесения поправок через Госдуму.

Что касается правительства, то оно свою часть пути прошло. Соответствующие законодательные предложения были сформулированы с участием заинтересованных министерств, интересы которых, кстати, вовсе не обязательно совпадали. Все это было утверждено правительством, внесено в Госдуму. Дума в установленном порядке отправила пакет документов по своим профильным комитетам. Но тут наступили парламентские каникулы.

Я могу выразить сожаление по поводу того, что так получилось. Но такова жизнь в условиях разделения ветвей власти. Я рассчитываю, что в самое ближайшее время этот вопрос будет утрясен. Так что дело вполне может обойтись без санкций.

Но к этому я добавлю один немаловажный момент. Когда мы говорим об отечественных производителях и их продукции, надо учитывать реальную ситуацию: большинство выпускаемых в России автомобилей – это то, что у нас в народе называют иномарками. И большая часть этих иномарок – машины европейских компаний, а они по системе, которую сейчас как раз меняют, проходили как произведенные в России. То есть прежняя система была выгодна не только "АвтоВАЗу", но и всем компаниям – европейским, японским и корейским, которые построили заводы в России. Поэтому, естественно, у них тоже возникали вопросы и претензии к российским властям. Но тут нам ничего другого, как адресовать их в Еврокомиссию, не оставалось. Так что ситуация не вполне черно-белая. Дело обстоит несколько сложнее.

- Вопрос, который постоянно остается на острие интереса россиян к Евросоюзу. Какова на сегодня ситуация с переговорным процессом по безвизовому режиму и с новым соглашением по облегчению визового режима для некоторых категорий граждан?

- Как раз на этой неделе российские эксперты посещают ряд стран Евросоюза. Их несколько групп, у них разные маршруты. И в конце недели они соберутся здесь, в Брюсселе, для подведения итогов. Это инспекционная поездка по четвертому блоку "Совместных шагов". Она последняя. Затем будут подведены итоги, эксперты займутся написанием доклада, который направят представителям Евросоюза.

Те его изучат. Если возникнут какие-то вопросы, на них будут даны ответы. В общем, с "Совместными шагами" к безвизовому режиму мы выходим на финишную прямую.

После этого мы рассчитываем, что в ближайшее время – я буду рад, если это произойдет на предстоящем саммите Россия - ЕС, – наши руководители смогут констатировать выполнение "Совместных шагов" и официально объявить о готовности к началу переговоров по тексту будущего соглашения об отмене виз.

Напомню, мы-то были изначально за автоматизм перехода к переговорам. Евросоюз на автоматизм не пошел, сказал: вот выполним "Совместные шаги" и тогда примем решение.

Применительно к Евросоюзу это решение Совета ЕС о начале переговоров, решение государств-членов. Естественно, аналогичное политическое решение предстоит принять и российской стороне, но тут за наличие политической воли я спокоен. А вот сумеют ли государства - члены ЕС наскрести достаточно политической воли – посмотрим.

Когда мы этот вопрос затрагиваем в двусторонних контактах со странами ЕС, то никто не говорит "нет". А вот когда они собираются вместе, почему-то иногда возникают проблемы. Но надеюсь, что на этот раз проблем подобного рода не будет.

Что касается соглашения об адаптации Соглашения 2006 г. об облегчении визового режима, мы сейчас ждем обсуждения этого вопроса на заседании Комитета постоянных представителей государств Евросоюза, которое должно было состояться в начале сентября, но почему-то было отложено. Хотя опять же все говорят, что за.

Складывается впечатление, что Еврокомиссия – может быть, в силу того, что, обжегшись на молоке с другими странами, дует на воду, – почему-то увязывает прогресс на этом направлении с совершенно отвлеченным сюжетом, а именно приказом Министерства транспорта России о модальностях передачи данных на пассажиров.

В самой этой системе нет ничего исключительного. Она примерно такая же, что и действующие аналогичные системы между Евросоюзом и Соединенными Штатами и другими странами, хотя и сформулирована в облегченной форме в том, что касается объема этих данных. Будем надеяться, что эти страхи все-таки рассосутся и необходимое решение, которое уже давно должно было быть принято, скоро материализуется.

На сегодня есть принципиальная развязка по служебным паспортам, которые тоже недавно тормозили подписание соглашения. В положение о служебных паспортах будут включены некоторые гарантийные механизмы, о которых просил Евросоюз. Они уже согласованы.

Так что при наличии политической воли, если не будут палки в колеса вставлять, и этот вопрос скоро урегулируем.

- В последнее время разгорелись изрядные страсти вокруг экономических последствий, которые подписание Украиной соглашения с ЕС об ассоциации может иметь для ее отношений со странами Таможенного союза. И чем ближе к саммиту Восточного партнерства в ноябре в Вильнюсе, тем, похоже, горячее. В Евросоюзе понимают невозможность сохранения Киевом привилегированных экономических отношений с Москвой в случае создания зоны свободной торговли с ЕС?

- Страсти действительно кипят, хотя во многом это нагнетание довольно искусственное. Как искусственны и наветы в адрес России насчет попыток воссоздания Советского Союза, об имперских амбициях и т. п. Мы это слышим здесь периодически по разным поводам, но в данный момент в качестве примера использована Украина.

Я не буду повторять все те аргументы, которые уже звучали из уст российского руководства на этот счет. Решение, конечно, принимать самим украинцам. Насколько нынешнее украинское руководство учтет настроения в стране – это его политическая ответственность. Мы лишь считаем своим долгом дать реальную картину, потому что возникает очень много разных домыслов, иллюзорных схем из серии "как усидеть на двух стульях". Мы объясняем, что время для иллюзий, наверное, подходит к концу.

Тут следует сказать, что многие путают понятия "зона свободной торговли" и "Таможенный союз". Каждая страна может состоять в любом количестве зон свободной торговли. Они могут быть двусторонние – между двумя отдельно взятыми государствами, независимо от их принадлежности к каким-то региональным или прочим структурам.

Допустим, страна А и страна B решают, что между собой они будут торговать беспошлинно, и это не затрагивает страну C и, скажем, региональное объединение D или других. Две страны договариваются, что между собой они вводят режим свободной торговли. И товары одной страны будут продаваться в другой стране беспошлинно.

Таможенный союз – это нечто иное. Таможенный союз предполагает единую территорию с едиными таможенным режимом, когда таможенные режимы, будь то на экспорт или на импорт, согласовываются всеми участниками и являются едиными. И в соответствии с любыми математическими законами состоять в двух таможенных союзах нельзя. Потому что иметь в рамках одного таможенного союза одни пошлины, а в рамках другого – другие невозможно.

Надо сказать, что наши партнеры в Евросоюзе это прекрасно понимают, и как раз этот аргумент в адрес Киева звучит и от нас, и от них. Как он воспринимается в Киеве – другой вопрос.

Мы же никогда не были против сотрудничества вплоть до стратегического партнерства между Украиной или другими странами постсоветского пространства и Евросоюзом. Да ради бога! Россия сама является стратегическим партнером Евросоюза. Более того, мы Евросоюз регулярно критикуем за то, что он не хочет нормально взаимодействовать с Белоруссией.

Однако соглашение об ассоциации с ЕС предполагает определенные юридические обязательства. Причем это касается не только таможенных тарифов. Это касается включения в национальное законодательство определенных элементов нормативной базы Евросоюза. Это не просто зона свободной торговли. Это не только тарифы, это еще и технические регламенты, ветеринарные и фитосанитарные стандарты. И, что немаловажно, особенно в украинских реалиях, это положения энергетической нормативной правовой базы Евросоюза вплоть до пресловутого Третьего энергопакета.

То есть это перенос нормативной базы Евросоюза не только на взаимоотношения с Украиной, но и на национальное законодательство этой страны, что, естественно, создаст непреодолимые препятствия на пути ее вступления в наш Таможенный союз и создаст практические препятствия для дальнейшей реализации нашего сотрудничества, в том числе на двусторонней основе. И, когда я говорю о двусторонних отношениях, я уже имею в виду отношения Таможенного союза с Украиной.

Речь о том, что процесс приближается к точке невозврата. Я понимаю, конечно, что даже если это соглашение (которое еще может быть и не готово к подписанию) все же подпишут в конце ноября в Вильнюсе, то предстоит еще ратификация, причем во всех национальных парламентах государств Европейского союза. Так что это еще не конец истории. Но вектор развития Украины и ее экономики будет вырисовываться достаточно ясно.

И когда я говорю "Украина", я имею в виду и другие фокусные государства Восточного партнерства, которые согласились на ассоциацию с ЕС. На сегодняшний день таких три из шести. Это Украина, с которой уже парафирован проект соглашения, Молдавия и Грузия, которым парафировать его еще предстоит. Армения от этого отказалась. Азербайджан изначально интереса не проявил. А Белоруссии никто и не предлагал.

- Что происходит в сфере энергетического диалога Россия - ЕС? Как расценивать договоренности по газопроводу OPAL в Германии? Есть ли, наконец, какие-либо новости по расследованию Еврокомиссии в отношении деятельности "Газпрома" в Евросоюзе?

- Энергетический диалог идет, он живет своей жизнью. Собираются заседания разных рабочих тематических групп. Мы рассчитываем, что до конца года состоится министерское совещание Постоянного совета партнерства по энергетике.

По газопроводу OPAL идет финализация достигнутых договоренностей. Это все происходит на уровне замминистра энергетики РФ Анатолия Яновского и гендиректора Еврокомиссии по энергетике Филипа Лоу. Это крупная практическая договоренность в интересах обеспечения работы, прежде всего, газопровода "Северный поток". Как его газ будет транспортироваться дальше и распределяться – это и является предметом данных переговоров. По сути дела, речь идет об использовании гибкостей и возможных изъятий из положений Третьего энергопакета.

Что касается расследования Еврокомиссии в отношении "Газпрома", то этот процесс идет в конфиденциальном режиме напрямую между "Газпромом" и Еврокомиссией. Периодически звучат некоторые ремарки вроде того, что все это завершится весной следующего года. Пока судить не стану. Посмотрим.

Интервью

Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе
Зампред Банка России: мы не делаем скидку на сложные времена