Интервью

Задача – помочь людям выбраться

Глава Центра экстренной психологической помощи МЧС РФ Юлия Шойгу рассказала "Интерфаксу" о том, как работали специалисты Центра в Перми, каковы их ежедневные обязанности, и о том, как психологическая помощь придет в Интернет

Задача – помочь людям выбраться
Фото: МЧС РФ

Москва. 17 сентября. INTERFAX.RU - Психологи МЧС России одними из первых оказываются на месте чрезвычайных ситуаций. Они проводят огромную работу по оказанию психологической помощи пострадавшим, их родственникам и близким в кризисных ситуация. О том, как был создан Центр экстренной психологической помощи (ЦЭПП) МЧС России, о специфике и методиках работы психологов министерства в интервью корреспонденту "ИНТЕРФАКСА" Алексею Штокалу рассказала директор Центра Юлия Шойгу.

Юлия Сергеевна, за девять лет существования Центра вы приняли участие в ликвидации последствий многих чрезвычайных ситуаций, когда людям приходится оказывать психологическую помощь и поддержку. Расскажите о том, кто и когда принял решение создать Центр экстренной психологической помощи МЧС России.

Такая идея появилась у руководства нашего министерства в 1999 г. и тогда ее поддержал руководитель Всероссийского центра экстренной радиационной медицины Алексей Михайлович Никифоров, к сожалению, его уже нет в живых. В каком-то смысле это была рискованная идея, потому что тогда было непонятно, насколько нужна такая помощь именно в острый период и чем психолог в таких ситуациях может помочь. И все же такое решение было принято, и 9 лет назад мы были созданы как филиал Всероссийского центра экстренной радиационной медицины, который теперь носит имя Алексея Никифорова. Затем, с 31 декабря 2003 г. мы стали существовать как самостоятельное учреждение.

Сколько психологов у вас сейчас работает в Центре?

В центре работает около 50 специалистов-психологов, но наша служба расширяется, и мы надеемся на дальнейшее развитие. Жизнь показала, что такая служба необходима. В прошлом году, например, психологическая помощь нашими специалистами была оказана в зонах чрезвычайных ситуаций более чем в 9 тысячах случаев.

Около двух лет назад у вас была создана "горячая линия" МЧС России, работает ли она сейчас, сколько звонков поступает на нее в сутки. Успеваете ли вы отреагировать на каждый?

В прошлом году на телефон нашей "горячей линии" поступило около 4,5 тыс. звонков, а в среднем на нее поступает около 500 звонков в месяц. Люди обращаются за психологической помощью, когда они оказываются в кризисной ситуации, и наша задача помочь им из нее выбраться. Если же брать, например, последнюю трагедию с крушением самолета "Боинг-737" в Перми, то именно наша "горячая линия" работала действительно как "горячая" по чрезвычайной ситуации. За двое суток работы специалистами было принято более 400 звонков от родственников, знакомых и близких погибших в этой авиакатастрофе.

Идет время, меняются и методики работы. Что нового есть у вас на вооружении? Какие методики вы используете в работе?

Сама по себе технология оказания экстренной психологической помощи достаточно новая, тем не менее каждый год появляются новые технологии и способы работы. Самым значительным достижением в этой области в текущем году стала, пожалуй, работа после землетрясения в китайской провинции Сычуань, когда мы оказывали экстренную психологическую помощь людям, которые не владели русским языком, в основном детям.

На практике мы смогли опробовать такие способы психологической помощи, которые не требуют знания языка. В целом эта работа показала себя как достаточно эффективная и в наших ближайших планах в Центре создать специальную группу для оказания помощи за рубежом при проведении международных спасательных и гуманитарных операций. Мы только начали прорабатывать этот вопрос, но сейчас можно сказать, что это будут безусловно люди, специально подготовленные к такой работе, а численность этой группы может быть от 5 до 7 человек.

Что касается технологий, то мы их стараемся внедрять постоянно и не только для оказания экстренной психологической помощи во время чрезвычайной ситуации, но и в плановой повседневной работе, когда оказываем психологическую помощь нашим спасателям, пожарным и другим сотрудникам министерства.

У нас хорошее техническое оснащение и есть возможность применять не только классические способы в работе, такие как консультации и тренинги, но еще аппаратные методы, разрабатываем новые диагностические средства для более четкого выявления проблем, активно внедряем инновационные способы в рамках психологической подготовки. Также активно разрабатываются еще новые направления - дистанционное оказание психологической помощи и оказание помощи на базе современных информационных технологий.

"Горячая линия" это уже не новинка и сейчас в наших планах реализовать и наладить психологическую помощь через Интернет, такие разработки уже ведутся.

Как налажено у вас взаимодействие с вашими зарубежными коллегами и существуют ли аналоги вашего центра в мире?

Возможно подобные центры и существуют, но я о таких центрах не слышала. В США, например, существуют центры по подготовке населения и волонтеров, которые потом имеют право работать при возникновении чрезвычайных ситуаций. В Европе существует большое количество разнообразных комиссий при правительствах, которые занимаются организацией подобной работы с населением. На мой взгляд, как профессионала, такие волонтерские организации более эконономичны, но при этом менее эффективны, потому что в них работают все-таки не профессионалы, а люди, которые не обладают достаточным уровнем специального образования. А ведь ситуации, в которых работают психологи, очень сложны. О существовании такой профессиональной организации, я не слышала.

Сейчас мы активно взаимодействуем с коллегами из стран СНГ. Они приезжают и перенимают у нас опыт. В частности, после землетрясения в провинции Сычуань (Китай) китайская сторона выразила заинтересованность нашей работой, и в ближайшее время мы, видимо, организуем совместный семинар, на котором попытаемся передать им тот опыт и наработки, которые у нас есть. Сейчас аналоги Центра появляются в странах СНГ.

Какие сложности в работе вы испытываете, например, с какими трудностями столкнулись во время ликвидации последствий грузинской агрессии в Южной Осетии и авиакатастрофы в Перми?

Чрезвычайная ситуация потому и называется чрезвычайной, что она постоянно выходит за рамки нашей обычной, повседневной жизни, норм и правил. Не существует двух похожих чрезвычайных ситуаций. В каждом конкретном случае очень сложно спрогнозировать, что может быть и что может вызывать сложности в работе. Это могут быть самые разнообразные факторы, начиная от этнокультурных особенностей региона и заканчивая индустриальным устройством города, особенностями проведения аварийно-спасательных работ, насколько долго длится этап поисковых работ. Таких факторов очень много, и поэтому каждая ситуация уникальна, в каждом конкретном случае приходится использовать какие-то новые организационные решения и делать, таким образом, нашу работу как можно эффективнее.

Если брать, например, ситуацию в Южной Осетии, то одной из особенностей был, пожалуй, масштаб проводимой операции. На место выезжала большая группа специалистов, они работали в разных местах и нужно было координировать их работу. Если говорить о трагедии в Перми, работала наша "горячая линия", помогли в организации двух "горячих линий" в Перми. Кроме того, одна группа специалистов-психологов работала непосредственно в Перми с родственниками на месте, а другая группа работала в Москве в аэропорту "Шереметьево" и также занималась сопровождением родственников погибших, которые вылетали из Москвы в Пермь на место трагедии.

Наша справка: Центр экстренной психологической помощи МЧС России был создан 17 сентября 1999 г. как филиал Всероссийского центра экстренной радиационной медицины МЧС России в Санкт-Петербурге.

За все время существования центра его специалисты оказали психологическую помощь почти 70 тысячам человек. Специалисты Центра принимали участие в ликвидации последствий более 40 крупных ЧС природного и техногенного характера, оказали помощь 68 тысячам пострадавших.

С 1 января 2006 г. центр получил статус самостоятельной организации. Специалисты Центра работали не только в России, но и за рубежом, в том числе при эвакуации российских граждан из зон конфликтов.

В этом году психологи МЧС впервые оказывали помощь пострадавшим от стихии за рубежом - летом в течение трех недель они работали в районе землетрясения в китайской провинции Сычуань. Они оказали помощь более 300 пострадавшим, из которых 250 - дети.

С 1 июля 2006 г. в ЦЭПП в круглосуточном режиме работает телефон "горячей линии" - 626-37-07. Тематика поступающих звонков не всегда связана с какими-либо катастрофами, она разнообразна.

С 1 июля 2008 г. в работе ЦЭПП появилось еще одно направление - "мобильные" группы психологов выезжают со спасателями и пожарными на ДТП, пожары и другие чрезвычайные происшествия в Москве и Московской области. Ежегодно только в московском регионе удается предотвратить до 100 попыток суицида.

За 9 лет ЦЭПП создал целую систему оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и превратился в ведущий научно-практический центр в области экстремальной психологии. Специалисты центра оказывают помощь не только пострадавшим при катастрофах. Они ежегодно проводят диагностику и мониторинг психологического состояния сотрудников МЧС и при необходимости проводят их реабилитацию.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью

Фотогалереи

Фотохроника 23 мая6 фото

Фотохроника 23 мая

Фотохроника 22 мая7 фото

Фотохроника 22 мая

Цветочное шоу в Челси10 фото

Цветочное шоу в Челси

Фотохроника 21 мая6 фото

Фотохроника 21 мая

Свадьба принца Гарри и Меган Маркл9 фото

Свадьба принца Гарри и Меган Маркл

Крушение Boeing 737 в Гаване7 фото

Крушение Boeing 737 в Гаване

Владимир Путин открыл Крымский мост7 фото

Владимир Путин открыл Крымский мост

"Евровидение-2018"12 фото

"Евровидение-2018"

Гости 71-го Каннского кинофестиваля13 фото

Гости 71-го Каннского кинофестиваля

Парад Победы в Москве14 фото

Парад Победы в Москве

Ежегодный бал Института костюма в Нью-Йорке13 фото

Ежегодный бал Института костюма в Нью-Йорке

Инаугурация Владимира Путина10 фото

Инаугурация Владимира Путина

Акция оппозиции в Москве 5 мая9 фото

Акция оппозиции в Москве 5 мая

Митинг против блокировки Telegram18 фото

Митинг против блокировки Telegram

Фотохроника 20 апреля7 фото

Фотохроника 20 апреля

Нападение в школе Башкирии5 фото

Нападение в школе Башкирии

Финал конкурса "Мисс Россия-2018"8 фото

Финал конкурса "Мисс Россия-2018"

Российские клубы в еврокубках10 фото

Российские клубы в еврокубках

Встреча Пасхи в России8 фото

Встреча Пасхи в России

Ушел из жизни Олег Табаков13 фото

Ушел из жизни Олег Табаков

Mercedes-Benz Fashion Week Russia7 фото

Mercedes-Benz Fashion Week Russia

"Оскар-2018"13 фото

"Оскар-2018"

Российские победители и призеры Олимпиады-201811 фото

Российские победители и призеры Олимпиады-2018

Церемония закрытия Олимпиады-201813 фото

Церемония закрытия Олимпиады-2018

Олимпийские падения13 фото

Олимпийские падения

Ураган на Олимпиаде-20188 фото

Ураган на Олимпиаде-2018

Болельщицы из КНДР в олимпийском Пхенчхане9 фото

Болельщицы из КНДР в олимпийском Пхенчхане

Кто не должен был оказаться в "кремлевском списке"6 фото

Кто не должен был оказаться в "кремлевском списке"

Самые богатые спортсмены всех времен10 фото

Самые богатые спортсмены всех времен

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис10 фото

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes10 фото

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes

МАКС-201718 фото

МАКС-2017

Первый полет МС-217 фото

Первый полет МС-21

Недвижимость
Последние новости