ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Геннадий Гатилов: Заявлять, что сохраняется силовой вариант против Сирии, контрпродуктивно

Замглавы МИД РФ рассказал "Интерфаксу" об итогах первого раунда переговоров между оппозицией и правительством Сирии

Геннадий Гатилов: Заявлять, что сохраняется силовой вариант против Сирии, контрпродуктивно
Геннадий Гатилов: Заявлять, что сохраняется силовой вариант против Сирии, контрпродуктивно
Фото: Михаил Воскресенский, РИА Новости

Москва. 31 января. INTERFAX.RU - К международной конференции по Сирии в Монтре и переговорам в Женеве конфликтующие стороны - официальные власти и оппозиция - двигались почти 9 месяцев. Однако за неделю стороны не сильно сблизили свои позиции по прекращению трехлетнего конфликта и будущему своей страны. Сначала каждая делегация понизила уровень основного переговорщика, стороны отказывались общаться вербально, а в первый день и вовсе не желали находиться в одном помещении, хотя уже со второго дня сидели за одним столом буквой П. Следующий раунд переговоров назначен на 10 февраля. Замминистра иностранных дел РФ Геннадий Гатилов в интервью замглавного редактора редакции внешней политики "Интерфакса" Ольге Головановой подвел итоги первого раунда "Женевы-2".

— Завершился первый раунд межсирийского диалога в Женеве. Как российская сторона оценивает его ход, удалось ли сторонам добиться каких-нибудь результатов?

— Мы в целом позитивно оцениваем начало диалога между правительственной делегацией и оппозицией, хотя протекал он достаточно сложно в силу того, что позиции сторон разнятся, но все же это первый важный шаг на пути к достижению политического урегулирования.

Важно, что в ходе всех этих контактов стороны обсудили целый ряд вопросов, в частности, связанных с гуманитарной обстановкой в различных городах страны, с возможностью заключения локальных замирений, обмена пленными.

Все это создает задел для того, чтобы диалог продолжать и в дальнейшем переходить к обсуждению других субстантивных вопросов, связанных с будущим политическим урегулированием в Сирии.

— Одним из главных пунктов в противоречиях между сторонами является перспектива создания переходного правительства. Складывается впечатление, что правительственная делегация откладывает обсуждение этого вопроса, ссылаясь на президентские выборы в Сирии в этом году, в то время как оппозиция настаивает, что именно с этого нужно начинать разговор. Когда, по вашему мнению, сторонам нужно подходить к этой теме, обозначенной в Женевском коммюнике от 30 июня 2012 года?

— Это будет определять спецпосланник генсека ООН по Сирии Лахдар Брахими, который обещал представить конкретные предложения по формату второго раунда. Возможно, среди этих тем будет и тема создания переходного управляющего органа, хотя этот вопрос сложный и наиболее чувствительный. Он потребует усилий с обеих сторон, проявления политической воли и готовности к компромиссам.

Решение в отношении этого органа должно приниматься на основе обоюдного согласия сторон.

— Как вы оцениваете роль российских экспертов, консультировавших стороны во время переговоров? Насколько востребованы они были?

— Уже объявлено, что следующий раунд состоится 10 февраля. Российская сторона будет участвовать в политическом сопровождении диалога, как это было в ходе и первого раунда. Наши дипломаты там были, как вы знаете. И мы будем продолжать эту практику и в ходе второго раунда. Если понадобится, даже на более высоком уровне.

— Считаете ли вы, что итоги межсирийских переговоров в Женеве по окончании должны быть подкреплены резолюцией СБ ООН?

— Пока преждевременно подкреплять каким-либо решением СБ ООН начавшийся диалог, потому что мы стоим только в начале пути, и это потребует еще длительного времени и детальной проработки всех вопросов. Поэтому сейчас нужно сосредоточиться на том, чтобы развивать диалог между сторонами.

— А в идеале когда весь женевский процесс завершится?

— Если стороны выйдут на конкретные договоренности, которые будут свидетельствовать о том, что выработаны какие-то решения в отношении политического урегулирования и будущего устройства Сирии, наверное, было бы предпочтительно, чтобы такие договоренности были закреплены в резолюции СБ ООН. Но до этого еще далеко.

— Как в Москве оценивают тот факт, что Конгресс США в разгар первого раунда межсирийских переговоров одобрил поставки легкого стрелкового оружия сирийской оппозиции? Не считаете ли вы это провокацией и на что может быть направлен такой шаг?

— Мы сожалеем о таком решении и считаем, что в данной ситуации, когда только-только завязывается контакт между сторонами, предпринимаются попытки выйти на политическое урегулирование, поставки вооружений только подольют масла в огонь и, разумеется, не будут способствовать установлению доверия между сторонами.

— Как бы вы могли прокомментировать высказывание госсекретаря США Джона Керри на пресс-конференции в Монтре о том, что президент Обама не забыл о варианте, предусматривающем применение силы в отношении Сирии? Ведь в последнее время казалось, что этот вопрос снят с повестки дня, тем более без санкции СБ ООН…

— Говорить, что сохраняется такая опция, это контрпродуктивно. Мы давно условились, и в мире растет понимание, что альтернативы политическому урегулированию сирийского конфликта нет.

Интервью

Владимир Потанин: только нестандартный ход поможет решить наши проблемы
Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе