Интервью

"Разрешить ситуацию было элементарно - пересдать географию, и не было бы проблем"

Доктор медицинских наук Михаил Виноградов рассказал "Интерфаксу" о мотивах, которые могли двигать старшеклассником, устроившим стрельбу в московской школе

"Разрешить ситуацию было элементарно - пересдать географию, и не было бы проблем"
Фото с личной страницы vk.com

Москва. 4 февраля. INTERFAX.RU - В понедельник Россию потрясла история, произошедшая в столичной школе № 263: ученик десятого класса вошел в учебное заведение с оружием, убил полицейского и учителя, некоторое время удерживал школьников в заложниках, после чего он был обезврежен и задержан. О том, что могло спровоцировать такой поступок ребенка-отличника, "Интерфаксу" рассказал психиатр-криминалист, доктор медицинских наук, создатель и руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов.

- Как, на ваш взгляд, можно оценивать такой поступок? Можно ли мальчика назвать психически нездоровым?

- Мальчик психически нездоров с детства. Все его особенности он и сам высказывал ученикам после расстрела учителя.

Пусковой механизм - это нежелание учителя поставить ему “пять” по географии. Такая ситуация решается просто: для мальчика, который хочет быть физиком, математиком, география - не самый важный предмет. В таких случаях в школе идут навстречу: дают возможность пересдать. Учитель на это не пошел.

Мальчик одинокий, замкнутый, с девушкой отношений не сложилось, от друзей сторонится, держится особняком. Родные нажимают на него с одной стороны, отец даже его записывал в секцию самбо, чтобы он стал посмелее в жизни, а школа на него просто не обращает внимания. Ситуация для психически нездорового мальчика тупиковая.

- Можно ли более конкретно говорить о том, какие психологические проблемы способны привести к такому исходу?

- Я не готов говорить о диагнозе. Я могу твердо сказать, что у него есть психическая патология, а какая именно, должна определить сложная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Но патология у него есть, судя по всему его поведению с детства и до последних дней.

- Получается, что ребенок долго вынашивал в себе план совершить преступление?

- Когда он расстрелял обидчика и людей, которые препятствовали ему, он был в состоянии аффекта. Он шел в состоянии накопительного аффекта: у него накопилась злоба, гнев. Здесь вопрос в том, почему к оружию и боеприпасам в семье свободный доступ. И еще важный момент: он прошел с карабинами через весь город, подошел к школе, охранник школы испугался и пропустил ребенка в здание. Его можно понять - когда на него нацелены два карабина.

Мальчик был в возбужденном состоянии, он не просто расстрелял обидчика, а сделал контрольный выстрел в него. Ситуация очень простая: родители что-то предполагали, но мальчика вели на медаль, и дома он был под прессом. В школе всем было наплевать, что с ним, почему он так себя ведет, почему он замкнутый.

В школе есть психологи, завуч по воспитательной работе, учителя - никто на странности мальчика внимания не обращал и не работал с ним. Разрешить ситуацию было элементарно - пересдать географию, и не было бы проблем.

- С другой стороны, застрелить учителя - это же не способ решать такие проблемы…

- Мальчик нездоров. А вот ставить конкретный диагноз я без тщательного обследования не готов.

- Состояние аффекта связано с импульсивными действиями, а в данном случае мальчик взял оружие, шел с ним по улице…

- Аффекты есть разные: есть физиологический аффект, когда человек вспыхнул гневом, например, увидел, что обижают девушку, и заступился. Есть патологической аффект - когда кажется, что все против него. А есть так называемый накопительный аффект - когда копится, копится, копится по частям и выплескивается в виде желания убивать.

- В чем помимо невнимания может быть причина такого всплеска? Может быть, дело в компьютерных играх?

- Нет. Компьютерные игры ни при чем, тем более что он ими не занимался. Это очень своеобразный мальчик с психической патологией, трудно социализируемый, живущий в своем мире. Девушек нет, друзей нет, с учителями контакта нет. Дома на него жмут, чтобы он получил золотую медаль. Постепенно все копилось и вылилось в то, что он взял два карабина и не просто побежал убивать учителя географии, а устранять препятствие.

- Известно, что была целая волна таких случаев в Америке. У нас это один из первых случаев. Можно ли говорить о какой-то связи?

- Можно, конечно. Сегодня мы вошли в ту фазу, которая готовит нам похожие с Америкой случаи. У нас таких случаев было много. Но есть понятие “агрессия, направленная вовне”, а есть аутоагрессия. Мы в Екатеринбурге имели восемь самоубийств после ЕГЭ. Напряжение было таково, что люди покончили с собой.

Мы имеем самоубийство в Химках: девушка выбросилась с девятого этажа. Когда постепенно копится обида, она выливается либо в самоубийство, либо в случаи, похожие на тот, что произошел в понедельник.

- А этот мальчик не собирался покончить с собой?

- Может быть, и собирался. Но, поскольку он начал изливать душу своему классу, вероятность, что он готов был застрелиться, уже очень мала. Если он начинает рассказывать свою жизнь одноклассникам с детства, рассказывать, как он в детстве страдал, это уже отодвигает факт самоубийства.

- И всё же почему после целой волны подобных происшествий в других странах теперь это случилось и у нас?

- У нас общество меняется вслед за Америкой. Пока мы не впереди планеты всей по убийствам и самоубийствам. По самоубийствам, в том числе подростковым, мы на третьем месте. В целом Америка нас опережает и по доступу к оружию, и по ментальности. В Америке есть такая поговорка: “Господь Бог создал людей, а полковник Кольт сделал их равными”. Вот полковник Кольт сделал оружие, которое может стрелять в обидчиков, настоящих и мнимых.

- Получается, дело в том, что у нас стало более доступным оружие?

- Да. Здесь вина отца большая. Боеприпасы и оружие должны быть в разных сейфах и не доступны никому, кроме него самого.

- Если я правильно вас поняла, решение подобных проблем может быть в том, чтобы учителя и родители обращали больше внимания на проблемы детей?

- Конечно. Если бы в школе сняли напряженность и мальчику дали получить “пять” по географии, этого бы, безусловно, не было. Он оставался бы странным, замкнутым, но проблем агрессии против окружающих у него бы не было.

- А как родителям определить, когда проблема принимает серьезный оборот?

- Симптомы разные. Для этого в школе есть психологи, которые обязаны это отличать профессионально. Я давать советы всем не готов, потому что каждый будет думать по-своему. А в школе есть специалисты.

Интервью подготовила Наталья Дмитрак.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью
Юрий Чайка: нечистые на руку чиновники иногда проявляют чудеса изобретальности<span class="green">Юрий Чайка:</span>  нечистые на руку чиновники иногда проявляют чудеса изобретальности
Генеральный прокурор Российской Федерации рассказал о борьбе с коррупциейПодробнее
Гендиректор АО "МОСГАЗ": Денег не просили даже в кризис<span class="green">Гендиректор АО "МОСГАЗ":</span>  Денег не просили даже в кризис
Гасан Гасангаджиев рассказал о том, как компания работает над повышением надежности газового хозяйства МосквыПодробнее
Премьер-министр Турции: судьба этнических групп в Сирии важнее судьбы Асада<span class="green">Премьер-министр Турции:</span>  судьба этнических групп в Сирии важнее судьбы Асада
Бинали Йылдырым рассказал о взглядах Турции на урегулирование кризиса в Сирии и новой эре в отношениях Москвы и АнкарыПодробнее
Сергей Карякин: не думаю, что после матча с Карлсеном шахматный бум стихнет<span class="green">Сергей Карякин:</span>  не думаю, что после матча с Карлсеном шахматный бум стихнет
Гроссмейстер рассказал о том, что помешало ему победить норвежца Карлсена в матче за мировую шахматную корону, и о перспективах заняться политикойПодробнее
Новости в разделах

Фотогалереи

Фотохроника 7 декабря6 фото

Фотохроника 7 декабря

Уволенные тренеры клубов РФПЛ сезона-2016/178 фото

Уволенные тренеры клубов РФПЛ сезона-2016/17

Землетрясение в Индонезии6 фото

Землетрясение в Индонезии

Фотохроника 6 декабря5 фото

Фотохроника 6 декабря

Фотохроника 5 декабря6 фото

Фотохроника 5 декабря

Фотохроника 2 декабря6 фото

Фотохроника 2 декабря

Лучшие фото недели10 фото

Лучшие фото недели

Алексей Улюкаев в Басманном суде6 фото

Алексей Улюкаев в Басманном суде

Прощание с Олегом Поповым6 фото

Прощание с Олегом Поповым

Марш на Красной площади в честь парада 1941 года8 фото

Марш на Красной площади в честь парада 1941 года

MTV Europe Music Awards8 фото

MTV Europe Music Awards

Взрыв бытового газа в жилом доме в Иваново8 фото

Взрыв бытового газа в жилом доме в Иваново

Прощание с Владимиром Зельдиным7 фото

Прощание с Владимиром Зельдиным

Ушел из жизни Олег Попов9 фото

Ушел из жизни Олег Попов

Скончался Владимир Зельдин13 фото

Скончался Владимир Зельдин

Приватные апартаменты папского дворца8 фото

Приватные апартаменты папского дворца

Установка памятника князю Владимиру в Москве5 фото

Установка памятника князю Владимиру в Москве

Прощание с Людмилой Ивановой7 фото

Прощание с Людмилой Ивановой

Под Можайском открыт новый сафари-парк14 фото

Под Можайском открыт новый сафари-парк

Россия - Финляндия8 фото

Россия - Финляндия

Россия - Северная Америка8 фото

Россия - Северная Америка

Презентация новинок Apple8 фото

Презентация новинок Apple

Фотохроника 22 августа7 фото

Фотохроника 22 августа

Чемпионы российской сборной19 фото

Чемпионы российской сборной

Церемония закрытия XXXI летних Олимпийских игр13 фото

Церемония закрытия XXXI летних Олимпийских игр

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes10 фото

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-216 фото

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-21

Фотохроника 21 апреля9 фото

Фотохроника 21 апреля

Стартовали продажи нового iPhone9 фото

Стартовали продажи нового iPhone

Apple представила свои новинки12 фото

Apple представила свои новинки

Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи