Интервью

Гендиректор ЧТПЗ: не вижу проблем в общении с банками

Виталий Садыков рассказал "Интерфаксу" о работе группы ЧТПЗ, ее взаимоотношениях с банками и планах на будущее

Гендиректор ЧТПЗ: не вижу проблем в общении с банками
Генеральный директор ЧТПЗ Виталий Садыков.
Фото предоставлено пресс-службой компании.

Москва. 15 мая. INTERFAX.RU - Группа ЧТПЗ - один из крупнейших российских производителей стальных труб – еще пару лет назад стояла на пороге банкротства, но смогла привлечь к решению своей проблемы государство и с помощью его гарантий в прошлом году реструктурировала долговой портфель. Однако недавно ЧТПЗ испытал новый удар по своей деятельности и репутации: в отношении одного из совладельцев группы Андрея Комарова было заведено уголовное дело по подозрению в даче взятки. Незадолго до того, как общественность узнала о деле в отношении Комарова, ЧТПЗ сменил своего генерального директора, и эту должность занял экс-глава компании Виталий Садыков, покинувший группу в докризисные времена. В интервью "Интерфаксу" Садыков рассказал, как в настоящее время строится работа группы ЧТПЗ и ее взаимоотношения с банками, а также каковы планы компании на ближайшее будущее.

- Как сейчас строится работа группы в условиях уголовного разбирательства в отношении одного из совладельцев ЧТПЗ Андрея Комарова?

- На саму производственную деятельность разбирательство не влияет. Наши предприятия – крупные производства, большие четко управляемые бизнес-единицы. Поэтому трудно повлиять на их деятельность даже такими серьезными вещами, как уголовное разбирательство вокруг одного из владельцев. Мы выполняем все взятые на себя обязательства перед клиентами, поставщиками, кредиторами и сотрудниками. Наши постоянные деловые партнеры также действуют в рамках текущих обязательств, за прошедшее с момента начала разбирательства время заключены и новые контракты с потребителями. Важно также, что мы получаем поддержку своей деятельности со стороны руководителей регионов стратегического присутствия группы – Челябинской и Свердловской областей, Республики Татарстан.

Конечно, правовую сторону вопроса уполномочены комментировать адвокаты Андрея Ильича. Но c учетом текущего освещения в СМИ ситуации с уплатой ЧТПЗ налога на прибыль за прошлые периоды на фоне обвинения основному акционеру я хочу отметить, что какие-либо выводы о нарушении компанией действующего законодательства преждевременны и неправомерны. Ведь налоговая проверка по этому вопросу еще не завершена, и на сегодняшний день налоговый орган не предъявил предприятию каких-либо претензий.

- Нет ли, по вашей информации, у Комарова планов по выходу из состава акционеров ЧТПЗ или сокращению своей доли в компании?

- Насколько я знаю, нет, г-н Комаров не планирует выходить из состава акционеров либо сокращать свою долю в компании. Его доля является обеспечением обязательств в реструктуризации с участием государственной гарантии.

- Проявляют ли банки какую-либо встревоженность в связи с разбирательством в отношении Комарова?

- В начале, безусловно, тревога была, ведь банки оценивают риски, и их в большей степени волновало, как дело в отношении владельца повлияет на бизнес ЧТПЗ. Мы встречались с кредиторами, рассказывали, что происходит на предприятиях группы, и сейчас я не вижу проблем в общении с банками.

- Какова сейчас ситуация с долгом группы?

- За прошлый год совокупный долг компании снизился на 3 млрд рублей и теперь составляет порядка 100 млрд рублей. В результате завершенной в прошлом году реструктуризации кредитный портфель группы ЧТПЗ был структурирован в виде двух синдицированных кредитов общим объемом более 86 млрд рублей сроком на семь лет и облигационного займа в размере более 8 млрд рублей с выпусками срочностью от одного года до трех лет. В консорциум кредиторов вошли 13 банков, в том числе Сбербанк, Газпромбанк, Банк Москвы, Альфа-банк, Райффайзенбанк. Синдицированные кредиты обеспечены единым пулом залогов активов компании ЧТПЗ, а также государственными гарантиями на сумму чуть более 43 млрд рублей.

- Что вы планируете делать с долгом компании в текущем году – гасить или рефинансировать?

- В 2013 году мы досрочно погасили 2 млрд рублей по синдицированному кредиту, согласно графику в текущем году погашений нет, но мы, возможно, также осуществим досрочную выплату примерно в том же объеме.

- Сколько ЧТПЗ платит процентов в год по своим обязательствам?

- В текущем году мы заплатим порядка 11 млрд рублей.

- Нуждается ли сейчас ЧТПЗ в какой-либо госпомощи, может быть, в новых госгарантиях?

- Нет, как я уже ранее отметил, мы работаем нормально, стабильно. Если говорить про государственную помощь, то реальной поддержкой со стороны государства для нас, как и для всей российской трубной отрасли, является своевременное утверждение и реализация инвестиционных программ нашими крупнейшими компаниями с госучастием - "Газпромом" и "Транснефтью". Мы, как и другие трубные производители, ожидаем скорейшего старта газопроводного проекта "Сила Сибири", это будет лучшей поддержкой для отрасли, в этой связи надеемся на успешные российско-китайские переговоры на высшем уровне в мае по вопросу поставок российского газа в Китай.

- Ранее ЧТПЗ говорил, что рассматривает возможность расширения своего присутствия на зарубежных рынках, например в Казахстане. Ищет ли компания сейчас новые рынки сбыта?

- Мы всегда присутствовали и присутствуем на рынке Средней Азии, в первую очередь в Казахстане, и поэтому этот рынок новым для нас назвать нельзя. Но, с другой стороны, появляются новые потребители - это и казахские компании, и казахско-китайские, и узбекско-китайские. Эти компании строят трубопроводы, которые соединяют Среднюю Азию и Китай.

В определенном смысле новые игроки - это и новые рынки сбыта. По итогам 2013 года мы почти на треть увеличили объемы поставок своей продукции в страны СНГ, в том числе за счет этих проектов. Наверное, можно назвать новыми рынками для нас и расширение продуктовой линейки, что, соответственно, открыло нам новые возможности для сбыта.

Что касается дальнего зарубежья, то для ЧТПЗ эти рынки менее интересны из-за более высоких коммерческих расходов, так как мы находимся в глубине страны и это приводит к большим транспортным тратам. Но, тем не менее, мы продаем и в Иран, и в Европу и нацелены на дальнейшее расширение рынков сбыта в европейские страны и страны Ближнего Востока.

- ЧТПЗ остался без контракта на South Stream, почему так случилось, по вашему мнению? На участие в каких зарубежных тендерах компания рассчитывает в перспективе?

- Не выиграли мы по одной простой причине - мы не захотели снижать цену далее. Когда другие участники торгов стали снижать цены, мы посчитали, что для нас это уже невыгодно и что мы сможем внутри страны найти и заместить эти объемы заказами с более высокой рентабельностью. Это было осознанное решение с нашей стороны, и оно оправдалось, так как сейчас мы видим полную загрузку наших предприятий.

Достаточно много проектов, в которых мы уже участвуем и планируем принять участие в текущем году как в России, так и в СНГ. Для многих из них компания поставляла свою продукцию в прошлом году, в текущем году они предусматривают строительство новых ниток трубопроводов. Из новых проектов планируется участие во второй очереди магистрального газопровода Бейнеу - Бозой - Шымкент на территории Казахстана. Также мы рассчитываем, что будет реализован "Южный поток" на территории стран Европы, в тендерах которого мы, возможно, поучаствуем.

- Некоторое время назад появилась информация о том, что будет закрыт трубный трейдер СЕТП, считаете ли вы, как производитель труб, нужной деятельность такого посредника? ЧТПЗ выгоднее работать с заказчиком напрямую или через трейдера?

- Мы, в принципе, готовы работать по обеим схемам. Мы же в бизнесе. Мы стараемся продать больше и дороже. Если посредник говорит "Я вам дам лучшие условия", мы воспользуемся его предложением, почему нет. Ведь стоимость услуг трейдера - это не только непосредственно цена трубы, но еще и логистика, и другие затраты. Ну а, в принципе, удобнее работать, конечно, напрямую. Группа ЧТПЗ готова наращивать объемы прямых поставок в адрес газовой монополии.

- Какое-то время назад основатель СЕТП Иван Шабалов создал нового трейдера для международных тендеров проекта "Южный поток" (сухопутные участки в ЕС) - European Pipeline Engineering B.V. Считаете ли вы необходимой такую структуру и готовы ли участвовать в тендерах "Южного потока" через нее?

- Тут ровно такая же позиция, как я уже сказал: мы готовы сотрудничать с этой компанией, если это будет нам выгодно. Но сегодня еще не объявлены условия, как будут проводиться тендеры, и поэтому участие в этом проекте нам еще предстоит серьезно проанализировать. Хотя, безусловно, в деятельности European Pipeline Engineering есть определенная логика, потому что мы (российские производители. – ИФ) будем серьезно бороться с европейцами, которые ближе к проекту и будут, соответственно, давать хорошую цену.

- Как вы оцениваете итоги работы группы ЧТПЗ в прошлом году? Финансовые показатели за год несколько сократились, с чем это связано?

- Действительно, итоги оказались несколько ниже уровня 2012 года. В первую очередь, по нашим оценкам, на такую динамику повлиял сам рынок трубной продукции, объем которого в сортаменте ЧТПЗ сократился по сравнению с 2012 г. до 6,6 млн тонн с 6,9 млн тонн по совокупным отгрузкам производителей РФ и стран СНГ. Это, в свою очередь, отразилось и на нашей компании: реализация труб за прошлый год снизилась до 1,69 млн тонн с 1,74 млн тонн в 2012 году.

В наших основных сегментах – трубах большого диаметра (ТБД. – ИФ) и трубах нефтяного сортамента (OCTG. - ИФ) – суммарные итоги оказались на уровне предыдущего года, продажи ТБД были чуть больше за счет рынка СНГ, OCTG - чуть меньше. Здесь нельзя не упомянуть, что очень серьезную конкуренцию отечественной продукции составляют товары китайского производства и объемы поставок китайских труб OCTG продолжают увеличиваться. Китайские производители притесняют не только нашу компанию, а в целом отъедают кусочки на рынке.

Что касается консолидированных финансовых показателей, повторюсь, на них также сказались негативные тенденции на рынке в прошлом году. Кроме того, отрицательно на наших итогах сказалась курсовая разница.

- Какие ключевые проекты были реализованы трубным и сервисным дивизионами в прошлом году?

- Что касается трубного дивизиона, в 2013-м группа ЧТПЗ приняла участие во всех крупных проектах топливно-энергетического комплекса, в том числе, в проектах "Газпрома" “Южный коридор", Бованненково - Ухта, 2-я очередь, "Транснефти" - Заполярье - Пурпе, Куюмба - Тайшет, продуктопроводе Южный - Балык компании "Сибур"; в проекте "ЛУКойла" по обустройству нефтегазоконденсатного месторождения имени В. Филановского в Каспийском море; в трубопроводном проекте Средняя Азия - Китай, ветка C.

В группе компаний "Римера" хорошую динамику продемонстрировала сервисная сеть "Римера-Сервис", которая смогла повысить свою долю на растущем рынке за счет увеличения фонда обслуживаемых скважин. По итогам 2013 года компания продемонстрировала рост финансовых показателей за счет дивизионов сервиса и магистрального оборудования.

Отдельно хотел бы отметить проект "Белая скважина", который предлагает решение для увеличения добычи нефти на осложненном фонде и роста наработки на отказ оборудования для нефтедобычи благодаря синергии трубного и нефтесервисного дивизионов. В 2013 году начаты опытно-промысловые испытания проекта в компаниях "Томскнефть" и "ЛУКойл - Западная Сибирь" и зафиксированы положительные результаты с предложением по расширению сотрудничества с "Томскнефтью". В этом году ожидается вовлечение в проект компаний "Роснефть" и "Русснефть". Проект является дополнительным каналом сбыта для "Римеры-Сервис" и направлен на увеличение объемов продаж.

- Как компания отработала первый квартал текущего года?

- По итогам первого квартала наблюдалась тенденция прошлого года по сокращению общего объема отгрузок на трубном рынке: совокупные отгрузки производителей труб РФ и СНГ снизились на 1% - до 2,7 млн тонн по сравнению с I кварталом прошлого года. ЧТПЗ увеличил общие отгрузки на 7,5%, до 410 тыс тонн, за счет отгрузок ТБД. Драйвером роста в данном сегменте для нас явилось увеличение продаж в страны СНГ. Программа повышения эффективности, запущенная в 2013 году, позволила трубному дивизиону показать по итогам квартала хороший финансовый результат за счет снижения расходов. Что касается группы компаний "Римера", то "Алнас" (ОАО "Альметьевский насосный завод". - ИФ) увеличил выручку на 25%, позитивную динамику роста показал сервисный дивизион, увеличив выручку на 9% по сравнению с первым кварталом прошлого года.

- Какие у группы ЧТПЗ планы на этот год - финансовые, производственные?

- По объемам производства и выручки в трубном бизнесе мы планируем сработать примерно на уровне прошлого года. Так, выручка трубного дивизиона в текущем году прогнозируется в размере 93,1 млрд рублей при запланированном объеме реализации 1,787 млн тонн трубной продукции. По "Римере" по итогам 2014 года мы ожидаем увеличения выручки на 15%, до 20,1 млрд рублей, прежде всего за счет роста нефтесервисных услуг и увеличения отгрузок машиностроительных активов – заводов "Алнас" и "Ижнефтемаш" – в результате проведенного в прошлом году расширения производственных мощностей. Всего консолидированная выручка компании по нашим прогнозам превысит в этом году 116 млрд рублей, прогнозный показатель EBITDA – более 19 млрд рублей.

- Расскажите об инвестиционной программе группы ЧТПЗ на текущий год.

- В текущем году мы не планируем значительного увеличения объема инвестиций в капитальные вложения, он будет сопоставим с программой прошлого года, в соответствии с которой компания направила 3,8 млрд рублей на поддержание и развитие мощностей в трубном дивизионе, нефтесервисе и магистральном оборудовании. В нефтесервисном дивизионе была реализована программа расширения производственных мощностей на машиностроительных предприятиях, в первую очередь на заводе "Алнас", где была проведена реконструкция литейного производства. Кроме того, на чешском предприятии MSA (производит трубопроводную арматуру. – ИФ) мы совместно с местным правительством, которое взяло на себя часть затрат, запустили новый цех, что позволит нарастить объемы производства арматуры в высокомаржинальном сегменте на 20% и гарантировать высокое качество продукции.

В целом мы в большей степени будем ориентированы на экономию: так как общие объемные показатели не меняются, мы ищем выход в повышении эффективности работы компании.

- Какие шаги будут предприниматься в этом направлении?

- Как я уже упомянул, еще в прошлом году мы составили программу по оптимизации затрат и сокращению издержек. В текущем году мы внедряем на наших трубных предприятиях производственную систему "Белая металлургия" (БМ. - ИФ), которая была сформулирована и оцифрована с использованием как корпоративного, так и мирового опыта, в частности, опыта системы "Бережливое производство Lean". Корпоративную культуру ЧТПЗ в сочетании с БМ мы считаем одним из наших конкурентных преимуществ. Показатель соответствия корпоративной культуре БМ и соблюдения принципов производственной системы БМ с этого года включен в KPI всех руководителей. Мы ожидаем, что полномасштабное внедрение производственной системы БМ даст серьезные результаты уже в этом году.

- Во сколько вы оцениваете экономию и что она, собственно, может затронуть?

- В первую очередь речь идет о сокращении издержек, то есть об экономии на себестоимости производства, которая будет касаться в большей степени расходов основного материала. В результате на производство одной тонны трубы будет расходоваться меньшее количество металла. На этом направлении мы ожидаем по итогам 2014 года сэкономить порядка 1 млрд рублей.

Еще порядка 1,4 млрд рублей экономии планируем получить за счет сокращения суммарного количества различных издержек на одну тонну производства в электросталеплавильном комплексе.

В целом за счет комплексной реализации программы в текущем году экономия составит свыше 3,5 млрд рублей.

- Есть ли у вас планы по сокращению персонала?

- Работа по оптимизации численности персонала идет в обычном режиме, то есть мы будем сокращать численность, это произойдет прежде всего за счет совершенствования и оптимизации организационной структуры. Она коснется в том числе и управленческого персонала.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью

Фотогалереи

Лучшие фото недели11 фото

Лучшие фото недели

Международный авиасалон в Дубае10 фото

Международный авиасалон в Дубае

Военный переворот в Зимбабве6 фото

Военный переворот в Зимбабве

Алексей Улюкаев в суде. Год после задержания6 фото

Алексей Улюкаев в суде. Год после задержания

Спасение китов в Индонезии7 фото

Спасение китов в Индонезии

Землетрясение в Иране7 фото

Землетрясение в Иране

Лучшие фото недели10 фото

Лучшие фото недели

Ушел из жизни Михаил Задорнов9 фото

Ушел из жизни Михаил Задорнов

Обрушение жилого дома в Ижевске8 фото

Обрушение жилого дома в Ижевске

Марш на Красной площади в честь парада 1941 года9 фото

Марш на Красной площади в честь парада 1941 года

Фотохроника 18 октября8 фото

Фотохроника 18 октября

Прощание с Дмитрием Марьяновым6 фото

Прощание с Дмитрием Марьяновым

Фотохроника 17 октября9 фото

Фотохроника 17 октября

Пожар на строительном рынке в Подмосковье6 фото

Пожар на строительном рынке в Подмосковье

"Игромир - 2017"14 фото

"Игромир - 2017"

Emmy - 20179 фото

Emmy - 2017

Парк "Зарядье" в Москве6 фото

Парк "Зарядье" в Москве

Празднование 870-летия Москвы14 фото

Празднование 870-летия Москвы

Гости Венецианского кинофестиваля13 фото

Гости Венецианского кинофестиваля

MTV Video Music Awards8 фото

MTV Video Music Awards

Серебренников в Басманном суде6 фото

Серебренников в Басманном суде

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис10 фото

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes10 фото

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes

Тонкости сумо8 фото

Тонкости сумо

МАКС-201718 фото

МАКС-2017

Церемония закрытия Кубка конфедераций-20177 фото

Церемония закрытия Кубка конфедераций-2017

Финал Кубка конфедераций-201711 фото

Финал Кубка конфедераций-2017

Профессия: автогонщик10 фото

Профессия: автогонщик

Болельщики Кубка конфедераций-20179 фото

Болельщики Кубка конфедераций-2017

Церемония открытия Кубка конфедераций9 фото

Церемония открытия Кубка конфедераций

Первый полет МС-217 фото

Первый полет МС-21

Шанхайский автосалон8 фото

Шанхайский автосалон

Презентация новинок Apple8 фото

Презентация новинок Apple

Недвижимость
Последние новости