Интервью

Глава Nestle в РФ: мы работали в России и в благополучные, и в непростые времена

Маурицио Патарнелло рассказал в интервью "Интерфаксу" о перспективах бизнеса в России в условиях замедления экономики и напряженного геополитического фона

Глава Nestle в РФ: мы работали в России и в благополучные, и в непростые времена
Гендиректор "Нестле Россия" Маурицио Патарнелло.
Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 24 июля. INTERFAX.RU - Швейцарская Nestle, один из мировых лидеров по производству продуктов питания, продолжает с оптимизмом смотреть на российский рынок, несмотря на замедление экономики и напряженный геополитический фон. Продажи компании в регионе Россия-Евразия в прошлом году выросли на 12%, до 78,2 млрд рублей – это самая высокая динамика за последнее пятилетие. Общая выручка Nestle в прошлом году росла гораздо более низкими темпами (на 2,7%, до 92,2 млрд швейцарских франков). Совокупный объем инвестиций компании в российскую экономику превысил $1,5 млрд. Рост российского бизнеса Nestle продолжится, уверен глава компании в регионе Россия-Евразия, гендиректор "Нестле Россия" Маурицио Патарнелло. О перспективах бизнеса в России он рассказал в интервью "Интерфаксу".

- Рост российской экономики серьезно замедлился, о чем говорят официальная статистика и показатели многих компаний, работающих в стране. Nestle по-прежнему оптимистична в оценке российского рынка?

- Мы продолжим инвестировать в российский рынок, как мы делали это в прошлом, мы верим в этот рынок, верим в то, что он останется движущей силой для Nestle в Европе. Наша позиция не поменялась: цель "Нестле Россия" - оставаться двигателем роста для Nestle в Европе. Это требует инвестиций, и мы готовы вкладывать средства и продолжим инвестировать в будущем.

- Компания оценивала риски уже введенных и возможных санкций в отношении России?

- Конечно, существуют определенные риски. Мы обеспокоены ситуацией и тщательно ее анализируем. Риски во многом зависят от уровня санкций – с этой точки зрения сейчас их влияние на бизнес компании ограничено. Однако если санкции будут расширяться и затронут различные секторы российской экономики, они могут коснуться и нашего бизнеса, тогда уровень рисков возрастет.

Между тем, мы работали в России и в благополучные, и в непростые времена, но продолжали верить в российский рынок и видеть в нем огромный потенциал для роста.

- Как замедление российского рынка и обесценение рубля сказываются на бизнесе Nestle?

- 90% продукции, продаваемой в России, Nestle производит внутри страны, но есть сырье, которое мы импортируем, например, кофе и какао. С точки зрения импорта девальвация оказала сильное влияние на рентабельность и расходы.

В некоторых категориях мы были вынуждены поднять цены. Это связано с ростом наших расходов, который отчасти связан с девальвацией, отчасти – с повышением цен на товары на глобальном уровне. Как пример – рост цен на кофе из-за засухи в Бразилии.

Все это оказало влияние не только на нас, но и на других производителей продуктов питания. Мы стремимся оптимизировать расходы и увеличить эффективность, чтобы сократить до минимума влияние на потребителя от роста цен.

С января 2014 года сложностей прибавилось – как результат изменений в экономике и замедления роста ВВП. На наш бизнес повлияла девальвация рубля, также как рост стоимости сырья. В свою очередь, это, конечно, приводит к замедлению спроса на продукты питания в целом. Но наш бизнес растет теми же темпами, как и ранее, мы сумели справиться с ситуацией, предложить рынку инновации, расширить портфель брендов. Да, замедление есть, но и нам есть, чем на него ответить. Наша стратегия – быть менее зависимыми от внешних факторов.

- Видит ли компания замедление покупательского спроса в России?

- Потребительский спрос падает на фоне замедления экономики, а девальвация спровоцировала ускорение инфляции на продовольственном рынке, поскольку Россия импортирует достаточно значительный объем товаров и сырья. Дополнительным негативным фактором стал рост стоимости сырья. Конечно, в этих условиях потребители начинают сокращать потребление, экономить, и мы это замечаем. Сейчас экономическая ситуация стабилизируется, и надеемся, что во второй половине года она улучшится.

- Какой будет динамика продаж Nestle на российском рынке в этом году?

- Могу сказать, что по итогам первого полугодия мы растем темпами, сопоставимыми с динамикой прошлых лет. Посмотрим, каким будет влияние инфляции на покупательский спрос во второй половине года.

- Будет ли рост выручки замедляться в среднесрочной перспективе?

- Надеемся, что нет, наша цель - не замедляться, а расти. Я уверен, у нас это получится. У компании есть все для этого – сильный портфель брендов, присутствие в быстро растущих категориях – на рынках кофе, кондитерских изделий – с нашими брендами Nescafe, KitKat, "Россия щедрая душа". У нас сильные позиции в категориях мороженого, кормов для домашних животных. Во всех этих категориях мы хотим расти на уровне рынка или быстрее, надеемся, что в среднесрочной перспективе это обеспечит нашему бизнесу уверенный рост на российском рынке.

- Какие категории лидируют по темпам роста продаж?

- Есть три-четыре категории, которые растут быстрыми темпами, в их числе мороженое и кофе. В категории кормов для домашних животных хорошие результаты у нашего бренда Purina, а в категории кондитерских изделий – у брендов KitKat, "Бонпари", "Россия щедрая душа". Мы довольны результатами продаж, тем более с учетом некоторых трудностей в экономике.

- Россия – четвертый рынок для Nestle в Европе, будет ли доля российских продаж расти?

- На Россию приходится более 80% продаж в регионе Россия-Евразия, вторым по размеру рынок региона является Казахстан. В Европе Россия занимает четвертое место по объему продаж, и у нее огромный потенциал для роста. Как минимум мы поборемся за бронзовую медаль, мы нацелены на третье место и верим, что в будущем доля России вырастет, но это займет некоторое время. В других странах, которые входят в тройку самых больших рынков для Nestle в Европе - Германии, Франции, Великобритании, - компания работает более сотни лет. В России у нас был 70-летний период, когда компания не присутствовала на рынке. Сейчас мы вернулись, и работаем здесь уже почти 20 лет. Потребуется определенное время, но я уверен, что у России есть все шансы войти в тройку крупнейших рынков в Европе.

- А стать первым рынком?

- Номером один? Кто знает, все может быть. Но это зависит от многих факторов – в том числе, будет ли компания приобретать крупные активы. Это возможно, но пока мы предпочитаем двигаться пошагово. Давайте сначала получим бронзу.

- Стратегия развития на российском рынке предполагает М&А сделки?

- Мы осуществили несколько сделок в прошлом: приобрели шоколадную фабрику "Россия", бренды "Комильфо", "Бонпари", "Быстров". Конечно, мы всегда открыты новым сделкам, если представляются возможности. В краткосрочной перспективе мы таких возможностей не видим, но если они появятся, мы их не упустим. В краткосрочной перспективе сделок по приобретениям в России не планируем, планов немедленных приобретений нет. В России мы присутствуем во всех категориях, в которых традиционно работает Nestle, и пока не видим новых категорий, которые могли бы быть нам интересны.

- То есть ждать от Nestle движения в другие сегменты FMCG-рынка и сделки, подобной сделке Unilever по покупке концерна "Калина", не стоит?

- Нет, у нас другая стратегия. Недавно мы приобрели фармкомпанию Galderma (совместное предприятие Nestle и L`Oreal), которое, в частности, производит средства по уходу за кожей. Конечно, эта продукция будет представлена и на российском рынке, но специальной стратегии по входу в сегмент personal care в России у нас нет.

- Были ли у компании планы по поглощению российской кондитерской фабрики украинской Roshen, были ли переговоры?

- Нет, но если бы даже были, я не смог бы вам об этом сказать.

Планов по покупке кондитерских активов в ближайшем будущем у нас нет. Наш кондитерский бизнес достаточно большой, у нас уже есть две большие фабрики – в Самаре и Перми, и достаточно сбалансированный портфель в категории кондитерских изделий.

- Планирует ли компания наращивать производственные мощности российских заводов в этом году?

- Каждый год мы инвестируем в увеличение производственных мощностей. В прошлом году мы вложили значительные средства, открыв новую фабрику по выпуску кулинарной продукции под брендом Maggi во Владимирской области. Эту фабрику мы построили с нуля и создали 600 новых рабочих мест. Также в прошлом году компания завершила строительство нового дистрибьюторского центра в Ворсино. В этом году мы открыли фабрику по производству детских каш в Вологде. В 2014 году мы продолжим инвестировать в расширение производства, в частности, кондитерской продукции под брендом KitKat, мороженого и кофе.

- Сколько Nestle инвестирует в российский рынок в 2014 году?

- Как правило, мы раскрываем объем инвестиций за год в начале следующего года, пока мы этого сделать не можем. В целом могу сказать, что в этом году мы инвестируем в российский рынок значительные средства, на уровне показателей прошлых лет.

- Некоторые аналитики и представители медиа-компаний говорят о том, что крупные рекламодатели сокращают рекламные бюджеты, чтобы оптимизировать расходы на фоне проблем в экономике. Nestle будет сокращать рекламные расходы?

- Конечно, в целом на рынке наблюдается сокращение рекламных бюджетов из-за замедления экономики. В нашем случае драматического изменения затрат на рекламу не произошло. При этом компания инвестирует не только в телевизионную рекламу, но и в сегмент digital, поскольку число людей, вовлеченных в эту среду, растет. Соответственно, эта статья расходов увеличивается по сравнению с прошлыми годами. Наша цель – 20% рекламного бюджета направлять на digital, оставшиеся 80% - на рекламу в традиционных медиа, включая телеканалы.

Что касается прогноза на год – увидим, как будет развиваться ситуация во втором полугодии. Если ситуация в экономике не улучшится, будем анализировать, нужно ли нам сокращать рекламный бюджет.

- Компания работает на российском рынке около 20 лет, как за это время изменился российский потребитель? В чем его главные отличия от европейского потребителя?

- Я всегда говорю, что такого понятия, как глобальный потребитель, не существует. Есть только локальные потребители – российские, немецкие, итальянские, у всех свои вкусы, привычки, традиции и культура. Поэтому у нас много локальных брендов, которые могут удовлетворить предпочтения потребителей определенной страны. Даже глобальные бренды мы стараемся адаптировать к особенностям местного рынка. У российских потребителей есть свои особенности, например, они любят сладкое, поэтому мороженое – одна из наших самых больших категорий в России. Россияне также предпочитают натуральные продукты, стараются избегать продуктов с добавками и консервантами.

Со временем российский потребитель меняется: сейчас люди, в первую очередь, в больших городах придают большое значение удобству и быстроте питания. Кроме того, у российского потребителя появилась привычка есть на ходу. Соответственно, растет спрос на продукты, которые можно быстро приготовить, на готовые решения.

Nestle выпускает продукцию более чем на 460 фабриках в 83 странах мира. В портфель брендов компании входят Nescafe, Nespresso, Vittel, Nestea, Beba, Maggi, Moevenpick, Crunch, Kit-Kat, Purina, Friskies и другие бренды.

В России Nestle принадлежит 11 производств: кондитерская фабрика в Самаре, две фабрики по производству детских каш и каш быстрого приготовления в Вологде, фабрика по производству кулинарной продукции во Владимирской области, фабрика по производства кормов для домашних животных в Калужской области, кондитерская фабрика и фабрика по производству готовых завтраков в Перми, фабрика по производству растворимого кофе в Краснодарском крае и три производства в Московской области (фабрики по выпуску бутилированной воды, кулинарной продукции и мороженого).

По данным базы "СПАРК-Интерфакс", выручка ООО "Нестле Россия" в 2013 году выросла на 14%, до 86,2 млрд рублей. Чистая прибыль составила 273 млн рублей против 3,3 млрд рублей в 2012 году.

В прошлом году компания инвестировала в развитие российского бизнеса более 5,7 млрд рублей.

Теги: Nestle
FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью

Фотогалереи

Лучшие фото недели11 фото

Лучшие фото недели

Международный авиасалон в Дубае10 фото

Международный авиасалон в Дубае

Военный переворот в Зимбабве6 фото

Военный переворот в Зимбабве

Алексей Улюкаев в суде. Год после задержания6 фото

Алексей Улюкаев в суде. Год после задержания

Спасение китов в Индонезии7 фото

Спасение китов в Индонезии

Землетрясение в Иране7 фото

Землетрясение в Иране

Лучшие фото недели10 фото

Лучшие фото недели

Ушел из жизни Михаил Задорнов9 фото

Ушел из жизни Михаил Задорнов

Обрушение жилого дома в Ижевске8 фото

Обрушение жилого дома в Ижевске

Марш на Красной площади в честь парада 1941 года9 фото

Марш на Красной площади в честь парада 1941 года

Фотохроника 18 октября8 фото

Фотохроника 18 октября

Прощание с Дмитрием Марьяновым6 фото

Прощание с Дмитрием Марьяновым

Фотохроника 17 октября9 фото

Фотохроника 17 октября

Пожар на строительном рынке в Подмосковье6 фото

Пожар на строительном рынке в Подмосковье

"Игромир - 2017"14 фото

"Игромир - 2017"

Emmy - 20179 фото

Emmy - 2017

Парк "Зарядье" в Москве6 фото

Парк "Зарядье" в Москве

Празднование 870-летия Москвы14 фото

Празднование 870-летия Москвы

Гости Венецианского кинофестиваля13 фото

Гости Венецианского кинофестиваля

MTV Video Music Awards8 фото

MTV Video Music Awards

Серебренников в Басманном суде6 фото

Серебренников в Басманном суде

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис10 фото

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes10 фото

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes

Тонкости сумо8 фото

Тонкости сумо

МАКС-201718 фото

МАКС-2017

Церемония закрытия Кубка конфедераций-20177 фото

Церемония закрытия Кубка конфедераций-2017

Финал Кубка конфедераций-201711 фото

Финал Кубка конфедераций-2017

Профессия: автогонщик10 фото

Профессия: автогонщик

Болельщики Кубка конфедераций-20179 фото

Болельщики Кубка конфедераций-2017

Церемония открытия Кубка конфедераций9 фото

Церемония открытия Кубка конфедераций

Первый полет МС-217 фото

Первый полет МС-21

Шанхайский автосалон8 фото

Шанхайский автосалон

Презентация новинок Apple8 фото

Презентация новинок Apple

Недвижимость
Последние новости