ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 05:53

"Следует начать с того, какую роль сама Россия хочет играть"

Бывший американский сенатор Сэм Нанн в интервью "Интерфаксу" поделился своим взглядом на роль России в системе международной безопасности

"Следует начать с того, какую роль сама Россия хочет играть"
"Следует начать с того, какую роль сама Россия хочет играть"
Фото: Reuters

Москва. 14 ноября. INTERFAX.RU - После ухода из американского сената Сэм Нанн возглавляет фонд "Инициатива по сокращению ядерной угрозы" вместе с миллионером и владельцем телекомпании CNN Тедом Тернером. Деятельность фонда направлена на сокращение глобальной угрозы со стороны ядерного, биологического и химического оружия. В начале 1990-х гг. сенатор Нанн вместе с сенатором Лугаром выдвинули инициативу по организации финансирования уничтожения устаревшего стратегического и ядерного оружия на территории бывшего СССР. Эта программа действует до сих пор. В Америке её иногда называют "Программой по сокращению угрозы". В последнее время имя бывшего сенатора Нанна возникало как одна из возможных кандидатур на пост министра обороны США в администрации Обамы. О будущем российско-американских отношений, о роли вопросов разоружения и нераспространении в деятельности следующей американской администрации с Сэмом Нанном беседовал корреспондент "Интерфакса" в Вашингтоне Петр Черёмушкин.

Господин Нанн, в Вашингтоне ходит много слухов о вашей роли в переходной команде избранного президентом Барака Обамы. Можете ли разъяснить вашу роль для наших читателей?

За последние дни было несколько сообщений на эту тему. У меня нет никакой формальной роли в переходной команде Обамы. Если у людей Обамы возникнет необходимость посоветоваться со мной, я всегда буду готов ответить на их вопросы, особенно в такой области как ядерная. Но моя роль будет абсолютно неформальной.

Какова ваша оценка осуществления программы Нанна-Лугара и что вы ожидаете от этой программы в будущем?

В задачи нашей организации входит сохранение под надежным контролем ядерных материалов. Основным инструментом этого является осуществляемая конгрессом программа Нанна-Лугара, основанная в 1991 году. С точки зрения её развития можно сказать, что за последнее время очень многое было достигнуто. 75 процентов сооружений, где хранятся ядерные материалы, повысили свою систему безопасности. Это весьма серьезный прогресс. Конечно, еще многое предстоит сделать не только в рамках этой программы, но в других областях. Есть еще и программа Глобальная инициатива по сокращению ядерной угрозы. В основном она финансируется США, но Россия играет в ней важную роль. И эта программа направлена на то, чтобы действовать вне пределов бывшего Советского Союза и возвращать обогащенный уран, который распространялся и Советским Союзом и Соединенным Штатами во времена "холодной войны" для некоторых исследовательских реакторов. И эту программу можно считать завершенной только на 50 процентов. И в России, и в США существуют реакторы, которые следует перевести на производство низко обогащенного урана, не являющийся материалом для производства оружия. В рамках этой программы ещё многое предстоит сделать. Вместе с Россией и другими странами мы должны сделать все возможное, чтобы эти материалы могли бы надежно храниться. И это относится не только ядерным материалам, но и в целом к радиоактивным материалам. Важная задача - предотвращение создания так называемой "грязной" бомбы.

Считаете ли вы, что эта "грязная" бомба является сейчас самой большой опасностью, попади она в руки террористов?

"Грязная" бомба не будет иметь такого же разрушительного эффекта как обычная ядерная. Но возможность её создания очень велика. Это так называемая радиоактивная бомба. Она не будет иметь непосредственного разрушительного эффекта, она не уничтожит города и т.д. Она может очень серьезно повлиять на здоровье людей. В случае чего, она окажет отрицательное влияние на развитие ядерной энергетики в мире.

Считаете ли вы, что в России создан надежный механизм для безопасного хранения ядерных материалов? И предотвращения его попадания в руки ядерных террористов?

Думаю, что ни одна страна, включая США, не сделала все от неё зависящее, чтобы обеспечить надежность хранения и безопасность ядерных материалов. Все, в том числе Россия, могли бы сделать гораздо больше для этого. Однако Россия заслуживает самой высокой оценки за те шаги, которые она предприняла в течение последних 15 лет. И эти шаги предпринимались в то время, когда была необходимость вкладывать деньги в другие направления из-за социальных проблем, существовавших в России, из-за экономических проблем в 1990-е годы.

Правительство России работало вместе с США по осуществлению программы Нанна-Лугара. Российской стороне это давалось нелегко. Пришлось работать со своим прежним противником. И все это вместе требовало смелого руководства, лидерства. Но россияне пошли на это и приняли партнерство по программе Нанна-Лугара. И затем использовали все больше и больше своих ресурсов для осуществления этой программы. Но я считаю, что Россия и США все больше приближаются к следующему этапу этой программы. К тому, что я называю глобальным подходом России и США, в котором мы показываем себя как ведущие партнеры, ведущие другие страны мира по пути безопасного и надежного хранения ядерных материалов.

В своей недавней речи Вы сказали, что не может быть полноценной и эффективной стратегии безопасности по сокращению ядерной опасности, которая не принимала бы во внимание Россию. Вы также назвали весьма показательным и опасным тот факт, что США, Россия и НАТО не смогли выработать ответ на основополагающий вопрос безопасности, перед которым мы оказались: какова долгосрочная роль России в Евроатлантическом пространстве? Как бы вы сами ответили на этот вопрос?

Следует начать с того, какую роль сама Россия хочет играть...

А как вы смотрите на эту роль? Какой она должна быть с вашей точки зрения?

Существует Совет Россия-НАТО, где Россия консультируется с НАТО по вопросам безопасности на протяжении многих лет. К сожалению, это процесс эффективно не действует. И в недавнем конфликте с Грузией был как раз тот момент, когда нам следовало бы активизировать работу Совета Россия-НАТО с точки зрения поддержания связи, консультаций. Но по странным обстоятельствам, которые я полностью не понимаю, сделано этого не было. Поэтому у нас не существует эффективного механизма, который позволял бы России быть включенным в европейские механизмы безопасности. И конфликт в Грузии показал это достаточно ясно.

В настоящее время подход должен быть таким, что и США, и Россия, и наши европейские союзники должны понимать, что нынешние механизмы наших отношений не достаточно устойчивы. И следует развивать новые механизмы связи на случай возникновения кризисов. Будь-то Грузия или какой-либо другой кризис. Нужно так же понять, каков механизм безопасности, в котором Россия хочет принять участия и так, чтобы он был приемлем и для США, и для Европы. Конечно, хорошо бы он происходил через НАТО, но сейчас выясняется, что этот механизм не работает, когда мы в нем нуждаемся.

Как бы вы охарактеризовали приоритеты для нового президента США? Что он должен сделать в первую очередь в своем подходе к России? Какие шаги он должен предпринять по сравнению с президентом Бушем? Какие изменения провести, чтобы исправить политику, улучшить отношения США и России?

Движение потребуется с двух сторон, не только шаги со стороны США. У новой администрации тоже возникнут вопросы о том, какие шаги Россия захочет и сможет предпринять. Это должна быть улица с двусторонним движением. В целом мир хочет видеть США лидером, но не хочет видеть США командиром. Мир ожидает, что мы сможем вести вперед, но не начальствовать. Это означает, что мы должны слушать. И "слушающая" компонента наших отношений, как с одной стороны, так и с другой, должна быть значительно улучшена, мы должны говорить друг с другом. Мы должны говорить друг с другом и слушать друг друга. Речь идет об уважении, об умении слушать, об умении поддерживать двусторонние связи. Ведь даже во времена кризисов холодной войны мы поддерживали связь друг с другом. Но во время недавнего российско-грузинского кризиса мы поддерживали связь на меньшем уровне. За последние годы мы заключили много соглашений. Но, к сожалению, не все и не всегда удавалось выполнять. Мы должны взглянуть на наши отношения, оценить наши основополагающие совместные интересы. И мы найдем большое количество таких интересов. Не только в области безопасности, но и в области энергетики, защиты окружающей среды, в области здравоохранения.

Какова должна быть роль России, чтобы предотвратить попадание ядерного оружия в руки Ирана?

Роль России в этом плане очень важна. Иран - сосед России, и ставка России в режиме нераспространения очень высока. Россия совершенно не заинтересована в том, чтобы её соседи обладали ядерными возможностями. Россия играет важную роль в невоенной ядерной программе Ирана. Россия согласилась забрать все ядерные материалы из Ирана. Россия как постоянный член Совбеза ООН, как член "шестерки", поддерживает связь с Ираном. И мне было очень приятно узнать, что, несмотря на напряженность из-за Грузии, мы смогли выработать общую позицию в отношении Ирана. Роль России будет абсолютно ключевой, если мы попытаемся решить иранскую ядерную проблему.

Вы слышали о трагическом инциденте с российской атомной подводной лодкой в Японском море. Как Вы – человек, который напрямую занимался вопросами ядерной безопасности, в том числе в России, - это бы прокомментировали?

Прежде всего, хотел бы выразить мое сочувствие в связи с трагедией, приведшей в потере человеческих жизней, жизней смелых людей, военнослужащих и гражданских, которые погибли в результате этого происшествия. Во-вторых, это показывает, что каждый раз, когда речь идет о подводных лодках, или ядерной энергии, существует возможность аварий. Мы должны принять на себя обязательства сделать все, что в наших силах, чтобы уменьшить возможность таких инцидентов. Не только на внутреннем уровне, но и работая вместе. Мы должны разрабатывать как можно более надежную систему взаимного предупреждения. И должны сделать так, чтобы не создавать друг другу ненужные угрозы. У нас тоже был случай год назад, когда экипаж самолета, на борту которого находилось ядерное оружие, не проявил нужной подготовки. Все мы не защищены от аварий и происшествий такого рода. Все это подчеркивает, что в ядерный век мы должны снизить шансы таких инцидентов и сделать все от нас зависящее, чтобы сократить количество ядерного оружия и обеспечить надлежащую защиту ядерных материалов.

Считаете ли вы, что США и России удастся продлить договор по СНВ в ближайшее время?

Думаю, нам обязательно следует это сделать. И сделать это как можно скорее. Нам нужно совместно работать над общей системой ПРО. Россия сделала ряд предложений. США сделали ряд предложений со своей стороны. Я считаю, что новая администрация США и правительство России должны работать над этим очень интенсивно. Это должно привести к сокращению наступательных вооружений. Мне бы так же хотелось, чтобы так называемое соглашение 123 (российско-американское соглашение о сотрудничестве в мирном использовании ядерной энергии - ИФ), которое было разработано администрацией Буша, получило бы одобрение конгресса. Есть много областей, в которых нам нужно работать совместно.

Не кажется ли вам, что новая администрация будет более гибкой в отношении российских озабоченностей в отношении ПРО и прочих обстоятельств?

Умение внимательно слушать, несомненно, приведет к улучшению коммуникации между нашими странами. России тоже нужно уметь слышать американские опасения. Думаю, новая администрация признает необходимость работать с Россией. Администрация Буша выработала много хороших соглашений с Россией, были сказаны правильные слова о ядерном партнерстве, но не удалось воплотить это.

Интервью

CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе
Зампред Банка России: мы не делаем скидку на сложные времена
Александр Кинщак: в работе РФ на ближневосточном направлении нет скрытой повестки
Посол по особым поручениям МИД РФ: Северный морской путь открыт для всех государств без дискриминации
Анастасия Ракова: объемы онкологической помощи в Москве увеличились почти в два раза