Кубок конфедераций-2017
Интервью

Вице-президент МТС: показатель выручки от mobile data стал нерелевантным из-за пакетных тарифов

Василь Лацанич рассказал о реакции на тарифные инициативы конкурентов и планах в отношении башенной инфраструктуры

Вице-президент МТС: показатель выручки от mobile data стал нерелевантным из-за пакетных тарифов
Вице-президент по маркетингу МТС Василь Лацанич
Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 18 марта. INTERFAX.RU - Мобильный рынок в РФ достиг зрелости, драйвер последних лет - передача данных - замедляется. Операторы уже не могут похвастать темпами роста в десятки процентов. Доминируют пакетные тарифы, в которых голосовая связь становится бесплатным дополнением к мобильному интернету. В этих условиях разделение мобильной выручки по сегментам теряет смысл. МТС первой в России заявила о возможном отказе от демонстрации выручки от mobile data. О том, какими соображениями руководствуется компания при обсуждении этого решения, о реакции на тарифные инициативы конкурентов и планах в отношении башенной инфраструктуры "Интерфаксу" рассказал вице-президент по маркетингу МТС Василь Лацанич.

- МТС с I квартала может прекратить выделять в отчетности доходы от мобильной передачи данных. Почему вы решили отказаться от ключевого на данный момент индикатора роста бизнеса операторов?

- Да, мы рассматриваем возможность, начиная с первого квартала 2016 года, отказаться показывать в отчетности посегментное распределение мобильной выручки, потому что считаем, что сейчас, когда сети построены, рынок сформирован, а большинство услуг операторов продаются в пакетах – "голос+смс+интернет", - такое распределение выглядит искусственным, и может вводить в заблуждение, поскольку превращается в математическое упражнение, качество и формат которого зависит от конкретного оператора.

Если несколько компаний, работающих на одном рынке, показывают рост общей мобильной выручки на уровне 2-3%, при этом один из них стабильно увеличивает доходы от mobile data на 10%, другой - на 25%, а третий - то на 10%, то - на 25%, возникает вопрос, как это возможно, при том, что голос падает у всех одинаково.

Когда сети нового поколения только строились и операторы еще не придумали "пакетные" услуги, показатель mobile data имел смысл, так как отражал динамику развития оператора – демонстрировал, что оператор своевременно инвестирует в сеть, реализует правильную маркетинговую политику, работает над тем, чтобы пользователи покупали смартфоны и начинали ими пользоваться.

Сейчас этот показатель не отражает реального положения дел. Это нормальная эволюция рынка, и как следствие, отчетности операторов.

Кстати, многие международные игроки - Vodafone, China Unicom, TeliaSonera, Telenor и целый ряд других – уже перестали делить мобильную выручку по сегментам, и нам этот подход нравится.

- Вы не обсуждали планы по изменению подходов к отчетности с конкурентами, не ждете, что они тоже пойдут на такой шаг?

- У нас не такой уровень договороспособности, чтобы это обсуждать. У каждого есть свое видение, и я уверен, что здесь большую роль, чем логика и математика, играют отношения с инвесторами, учредителями, система KPI менеджмента.

- Планируете ли вы отказаться от демонстрации уровня оттока абонентов, ARPU и MOU, как это сделал "Мегафон"? Нет ли планов отказаться от демонстрации оттока, который он традиционно не показывал?

- Не планируем. Мы придерживаемся позиции, что такие важные показатели для мобильного бизнеса, как ARPU, MOU и отток являются индикатором бизнеса, поэтому намерены и впредь показывать их нашим акционерам, инвесторам и рынку.

- Однако в России пакетные тарифы используют пока не 80-90%, а лишь 30% абонентов, рынок мобильной передачи данных еще не достиг зрелости. Вы не опасаетесь, что шаг МТС будет расценен как стремление скрыть отставание от конкурентов по темпам роста выручки от мобильного интернета?

- Если у нас динамика мобильной выручки в целом будет ниже, значит, и в mobile data дела будут хуже. Ведь в голосовых доходах падение идет по умолчанию и у всех примерно одинаково. Я не знаю ни одного оператора в мире, который бы зарабатывал на голосе, но терял на передаче данных. Динамика мобильной выручки дает очень четкий индикатор темпов роста передачи данных, все остальное является скорее математикой.

Я понимаю, что это неудобно - вчера все показывали выручку от мобильного интернета, и по ней решали, кто лучше, а кто хуже. Но в какой-то момент этот показатель стал нерелевантным. На следующем этапе, видимо, придет очередь фиксированной выручки - конвергенция растет, но пока еще недостаточно, чтобы объединять мобильную и фиксированную выручку. Хотя, и здесь уже наметились изменения. Вы видите шаги одного из наших конкурентов, который с целью стимулирования роста мобильной выручки пакетирует мобильные услуги с фиксированными, отдавая последние почти даром.

- МТС собирается реагировать на тарифные инициативы "Вымпелкома", предложившего такой пакет своим клиентам?

- В Москве давно действуют пакетные предложения МТС и МГТС.

- Но вы же не отдаете интернет и ТВ за рубль.

- Не отдаем. Мы сейчас думаем, как реагировать на такой демпинг. Как потребитель, я, конечно, с удовольствием буду получать больше услуг за меньшие деньги, но с точки зрения рынка это минус для всех операторов. Плюс, как показывает опыт работы на рынке ШПД в регионах, демпинг в ШПД каннибализирует базу самого оператора – его же абоненты переходят на более дешевые тарифы. Так что думаем. Придумаем быстро.

- Вы понимаете, как в этом случае ваш конкурент планирует инвестировать в строительство и содержание фиксированных сетей? Это будет кросс-субсидирование за счет мобильных услуг?

- Финансирование расходов идет в соответствии со стратегией компании, а не пропорционально доле того или иного сегмента в выручке. Иначе, зачем мы делаем апгрейд практически устаревших услуг - sms, mms? Потому что они входят в пакет, который мы продаем. Это же относится к телеканалам, которые большинство пользователей ни разу не посмотрят. Есть данные, что 78% населения России смотрят только каналы, включенные в первый мультиплекс. Означает ли это, что остальные каналы нужно исключать из пакетов? Нет - когда абонент выбирает провайдера, он смотрит, сколько у него каналов. Чем больше - тем лучше. Хотя реально смотреть он будет только первый мультиплекс. А нам приходится аллоцировать затраты на сотни каналов. Вот такая сложная история с пакетированием.

- Ваши конкуренты по "большой тройке" недавно снизили стоимость тарифных предложений. Как вы думаете, почему они пошли на такой шаг и как будете реагировать?

- Конкуренты были дороже нас, а сейчас опускаются к нашему уровню, причем делают это нелинейно, по некоторым позициям оставшись на прежнем уровне. Как отвечать на это - становиться еще дешевле?

Рынок очень насыщенный, и сработать на приток клиентов понижением цен крайне сложно. Впрочем, если у нас появится ощущение того, что мы где-то начали терять и на это есть ответ через цены, мы будем отвечать. Мы не можем работать без оглядки на рыночную ситуацию.

Кроме того, важно понимать, что доли операторов в подключениях зависят не столько от цены на тариф, сколько от присутствия в торговых точках. Поэтому тарифные действия наших конкурентов можно воспринимать как соперничество между собой, ведь их стартовые комплекты стоят рядом на полках в салонах "Связного" и "Евросети". МТС там не продается.

- Ведете ли вы переговоры с "Евросетью" и "Связным" о возвращении с продажами?

- Не ведем.

- Тем не менее, вы урегулировали взаимные претензии со "Связным".

- Да, но это не имеет отношения к коммерческой деятельности. Мы просто избавились от "хвостов".

Мы будем продолжать развивать собственную розницу и увеличивать количество салонов по всей стране, в том числе в больших городах, и там, где мы когда-то полагались на присутствие "Связного".

- Прогноз по размеру розничной сети на 2016 год – 5,5 тыс. – не меняется?

- Он остается, но это примерный (прогноз?) количества наших магазинов, в который мы не стремимся очень точно попасть, потому что нам важно открывать салоны до тех пор, пока они приносят клиентский поток и являются эффективными. Как только они перестают быть таковыми, мы их закрываем. Мы действуем на открытие и закрытие постоянно.

Факт, что мы несем определенные затраты, связанные с открытием точек, есть давление на EBITDA, однако на сегодня мы полностью компенсировали весь негативный эффект от выхода из "Связного". Компенсировали количественно. Теперь нужно повысить качество подключаемых абонентов – это непростая задача, и мы над ней работаем. При этом, заметьте, отток у МТС ниже, чем у конкурентов, и мы надеемся, что он таковым останется.

- Ваш ориентир на год включает салоны "Телефон.ру"?

- Да, включает.

- Сколько сейчас торговых точек в сети "Телефон.ру"?

- На сегодняшний день их порядка 300. Дело не в том, сколько их, важно обеспечить поток клиентов, ведь это совершенно новый бренд. Для себя мы сравниваем показатели "Телефон.ру" не с монобрендовыми салонами МТС, а мультибрендовыми игроками, тем же "Связным". Мы сейчас видим, что некоторые точки "Телефон.ру" доходят до уровня трафика и количества продаж салонов "Связного", какими их знали раньше.

Многие салоны "Телефон.ру" быстро растут, некоторые быстрее, чем мы рассчитывали. Мы продолжаем их открывать, они оправдывают наши ожидания.

- Магазины "Телефон.ру" в основном возникают на периферии...

- Москва так же важна для "Телефон.ру". Будут активно открываться и здесь.

- "Телефон.ру" по-прежнему продает тарифы МТС в разноцветных коробках, повторяющих фирменные цвета конкурентов?

- Мы сняли с продажи те коробки, которые раздражали наших коллег.

- МТС продолжает переговоры с Tele2 о продаже ее контрактов, чтобы создать в салонах "Телефон.ру" ощущение мультибренда?

- Я не знаю деталей переговоров, но мы приглашали Tele2 продаваться у нас в салонах.

- Завершила ли МТС сделку по консолидации компании "Стрим", владеющей правами на аудио- и видео-контент?

- Мы в процессе.

- Как развивается ваш совместный музыкальный сервис?

- Вначале этого года мы запустили сервис "МТС Music". Это сейчас самый быстрорастущий музыкальный сервис в стране. К концу года он планирует набрать сотни тысяч пользователей, и вроде бы идет по плану. Мы верим, что "МТС Music" настолько хорош, что способен стать номером один, самым большим музыкальным сервисом в стране. Пока что сервис доступен только с телефона, но мы скоро сделаем версии для планшетов и десктопов.

У "МТС Music" очень хорошая модель подписки. Он включен в пакеты "Smart", то есть мы не берем денег за трафик музыки.

Нас часто спрашивают, почему мы не делаем музыкальные предложения совместно со Spotify, Deezer или с кем-нибудь еще? Ответ - потому что мы сами сделаем лучше.

- Что вы думаете о перспективе продажи вышек конкурентами МТС – все они заявили, что готовы избавиться от пассивной инфраструктуры.

- Идея красивая, но в кейс не верим. У МТС есть собственная стратегия развития башенной инфраструктуры и сети в целом. Мы уверены, что она более правильна для долгосрочного операторского бизнеса. Через какое-то время мы ее обнародуем.

- Какие планы у МТС в отношении федеральной полосы TDD-частот 2,6 ГГц четвертого поколения, которую компания недавно купила на аукционе?

- В Москве у нас уже действует сеть TDD. Эта технология позволяет увеличивать емкость сети и скорость передачи данных, в первую очередь за счет агрегации частот. У нас есть планы по запуску этой сети по мере роста трафика, будем начинать с крупных городов в регионах.

- "Вымпелком" говорит, что хочет стать "digital" – компанией, свободной от "железа". Будет ли МТС двигаться по этому пути?

- "Digital-трансформация" - модное словосочетание, которое несет очень мало реального смысла для телекоммуникационного бизнеса и его акционеров. В эти слова вкладываются разные значения, но чаще всего под ними понимается улучшение текущих процессов при помощи новых цифровых, математических и аналитических инструментов. Все это действительно упрощает жизнь компании, ускоряет ее развитие или облегчает обслуживание клиентов, однако суть бизнеса остается неизменной. Например, у всех операторов есть клиентские интернет-приложения. Раньше они были хуже, сегодня стали лучше, завтра станут еще лучше, - то есть digital в этом смысле у операторов уже был, есть и будет.

Поскольку мы - изначально цифровая компания, наша первоочередная задача - совершенствовать наши digital-способности. Но, в то же время, мы надеемся, что количество перейдет в качество, и мы превратим наш рынок в новое состояние, как это сделали Facebook, Uber и другие.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Интервью
CFO "Мегафона": Мегафон" и Mail.ru - две разные компании, мы не будем их интегрировать<span class="green">CFO "Мегафона":</span>  Мегафон" и Mail.ru - две разные компании, мы не будем их интегрировать
Геворк Вермишян рассказал, почему телеком и интернет нужно рассматривать отдельно друг от другаПодробнее
Глава "Газпром газэнергосети": С одной стороны - сложный рынок, с другой - рост требований "Газпрома"<span class="green">Глава "Газпром газэнергосети":</span>  С одной стороны - сложный рынок, с другой - рост требований "Газпрома"
Дмитрий Миронов рассказал о ситуации на рынках и планах развития компанииПодробнее
Сергей Рябков: отношения РФ-США перегружены нерешенными, застарелыми проблемами<span class="green">Сергей Рябков:</span>  отношения РФ-США перегружены нерешенными, застарелыми проблемами
Замминистра иностранных дел рассказал, какие вопросы будут подниматься на переговорах с его американским коллегойПодробнее
Глава "ВТБ Капитала": рынок акций РФ остается достаточно дешевым по сравнению с другими EM<span class="green">Глава "ВТБ Капитала":</span>  рынок акций РФ остается достаточно дешевым по сравнению с другими EM
Алексей Яковицкий рассказал, какие направления наиболее востребованы у корпоративных клиентов и чего хотят от российских компаний инвесторыПодробнее

Фотогалереи

Болельщики Кубка конфедераций-20179 фото

Болельщики Кубка конфедераций-2017

Фотохроника 26 июня9 фото

Фотохроника 26 июня

"Ночь русского балета" в московском метро6 фото

"Ночь русского балета" в московском метро

Священный месяц Рамадан8 фото

Священный месяц Рамадан

Фотохроника 23 июня5 фото

Фотохроника 23 июня

Лучшие фото недели10 фото

Лучшие фото недели

Открытие Московского международного кинофестиваля8 фото

Открытие Московского международного кинофестиваля

Фотохроника 22 июня6 фото

Фотохроника 22 июня

Международный день йоги9 фото

Международный день йоги

Поисковая операция на Ладожском озере5 фото

Поисковая операция на Ладожском озере

Прощание с Алексеем Баталовым8 фото

Прощание с Алексеем Баталовым

Церемония открытия Кубка конфедераций9 фото

Церемония открытия Кубка конфедераций

Сборная России на Кубке конфедераций24 фото

Сборная России на Кубке конфедераций

В преддверии Кубка конфедераций8 фото

В преддверии Кубка конфедераций

Акция оппозиции на Тверской улице в Москве9 фото

Акция оппозиции на Тверской улице в Москве

Подготовка к Moscow Classic Grand Prix11 фото

Подготовка к Moscow Classic Grand Prix

Открытие фестиваля "Кинотавр" в Сочи9 фото

Открытие фестиваля "Кинотавр" в Сочи

Последствия урагана в Москве7 фото

Последствия урагана в Москве

Первый полет МС-217 фото

Первый полет МС-21

Закрытие Каннского кинофестиваля9 фото

Закрытие Каннского кинофестиваля

Тренировка сборной России по футболу6 фото

Тренировка сборной России по футболу

Обыски в "Гоголь-центре"5 фото

Обыски в "Гоголь-центре"

Очередь к мощам Николая Чудотворца6 фото

Очередь к мощам Николая Чудотворца

Шанхайский автосалон8 фото

Шанхайский автосалон

Презентация новинок Apple8 фото

Презентация новинок Apple

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes10 фото

Cамые высокооплачиваемые звезды по версии Forbes

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-216 фото

В Иркутске презентовали новый пассажирский самолет МС-21

Фотохроника 21 апреля9 фото

Фотохроника 21 апреля

Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи